Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса, определенные федеральными государственными требованиями, предлагают несколько иной подход к содержанию нравственного воспитания дошкольников, включив формирование у ребенка гендерной принадлежности. Очень важно сформировать у ребенка понимание, что он девочка или мальчик, а когда вырастет, будет женщиной или мужчиной и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Поэтому среди методических приемов предлагаются наблюдения, рассматривание фотографий в динамике роста ребенка, беседы о том, кто есть кто и какой он.
Направления
Содержание
Методические приемы
Сентябрь
Тендерная принадлежность
Детский сад для ребят: имена и отчества воспитателей и няни, ориентировка в помещении группы, знакомство с детьми в группе
Осмотр группы.
Целевая прогулка по участку.
Беседы: «Какая наша группа», «Как мы играем в игрушки».
Чтение: 3. Александрова «Катя в яслях», Е. Янковская «Я хожу в детский сад», «Какие дети в нашей группе».
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
Продуктивная деятельность: «Построим детский сад»
Семейная принадлежность
Гражданская принадлежность
Праздник города, праздничное оформление улиц и домов, праздничный салют
Целевая прогулка по улице.
Рассматривание иллюстраций.
Рассказ воспитателя.
Чтение: О. Высотская «Смотрите, весь город украшен...»
Октябрь
Тендерная принадлежность
Закрепление знания имен детей в группе
Дидактическая игра «Кто есть кто»
Семейная принадлежность
Ориентировка в некоторых помещениях детского сада: музыкальный, физкультурный залы, сравнение с домашней обстановкой
Экскурсия по детскому саду.
Рассказ воспитателя.
Рассматривание иллюстраций.
Беседа «Кто где работает».
Сюжетнб-ролевые игры: «Детский сад», «Поликлиника», «Семья»
Гражданская принадлежность
Улица, на которой находятся детский сад, здания, учреждения
Целевая прогулка по улице.
Рассматривание иллюстраций, фотографий. Беседа «Моя улица».
Чтение: А. Барто «Песенка о Москве»
Ноябрь
Тендерная принадлежность
Мы разные - девочки и мальчики, веселые и грустные; закрепление имен детей группы, дружелюбное отношение друг к другу
Определение различий внешнего облика девочек и мальчиков: одежда, прическа.
Беседы: «Мы разные», «А ты кто такой?», Когда бывает грустно и весело».
Чтение: С. Маршак «О девочках и мальчиках».
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
Семейная принадлежность
Моя семья: члены семьи, их занятия, забота друг о друге
Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий. Беседы: «С кем ты живешь», «Как ты помогаешь маме». Чтение: потешки: «Ладушки-ладушки», русская народная сказка «Три медведя», Е. Благинина «Аленушка», К. Ушинский «Петушок с семьей». Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рождения мишки».
Продуктивная деятельность: «Платочек для мамы», «Оладушки для бабушки» .
Гражданская принадлежность
Праздничный салют, красиво украшенные улицы города
Целевая прогулка по праздничной улице.
Рассматривание иллюстраций.
Беседа «Что мы видели на праздничной улице».
Чтение: О. Высотская «Флажок», «Смотрите, весь город украшен...», М. Ивенсон «Флажок».
Продуктивная деятельность: «Салют»
Декабрь
Тендерная принадлежность
Дружат девочки и мальчики
Рассматривание себя в зеркало.
Беседа «Какие дружные у нас ребята в группе»
Семейная принадлежность
Моя семья: члены семьи, их занятия, забота друг о друге
Рассматривание картин, иллюстраций. Беседы: «С кем ты живешь», «Как ты помогаешь маме». Чтение: потешки: «Ладушки-ладушки», русская народная сказка «Три медведя», Д. Габе «Моя семья», К. Ушинский «Петушок с семьей». Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рождения мишки».
Продуктивная деятельность: «Платочек для мамы», «Оладушки для бабушки»
Гражданская принадлежность
Наш город Москва: где побывали, какие интересные места видели. Украшение города к празднику.
Новый год, праздничное оформление, веселое настроение, подарки Деда Мороза
Рассматривание иллюстраций, фотографий знакомых
зданий микрорайона.
Беседы: «Наша улица», «Мы живем в Москве».
Чтение: А. Барто «Песенка о Москве».
Сюжетно-ролевая игра «Мы едем по улице».
Продуктивная деятельность: «Построим дома на нашей улице».
-Целевая прогулка к украшенным зданиям.
Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Беседа «Скоро праздник».
Подготовка к новогоднему утреннику - разучивание стихов, песен.
Продуктивная деятельность: «Елочка, зеленая
иголочка»
Январь
Тендерная принадлежность
Читаем о девочках и мальчиках
Чтение потешек, беседа по содержанию: «Спи, Ванюша», «Спи-ка, голубочек, маленький сыночек», «А, Ванюша, попляши!», «Андрей-воробей»; «Маша в гости приглашала», «Наша доченька в дому», «Наша Маша маленька», «Катя, Катя маленька» и др.
Семейная принадлежность
Мама, папа, я - дружная семья
Беседы: «Как мы отмечали новогодний праздник», «Маленькие помощники».
Чтение: Э. Успенский «Если был бы я девчонкой...»
Гражданская принадлежность
Красота Москвы
в новогоднем убранстве.
Близлежащая к детскому саду улица - большие дома, магазины и другие здания и учреждения
Целевые прогулки по улице.
Беседа «Что вы видели в Москве в новогодние
праздники».
Целевая прогулка на близлежащую улицу, наблюдение за транспортом, зданиями.
Рассматривание фотографий.
Беседа «Что мы видели на улице».
Продуктивная деятельность: «Разные дома», «Построим дом-башню»
Февраль
Тендерная принадлежность
Праздник мальчиков. Культура поведения девочек и мальчиков
Беседа «Поздравляем наших мальчиков». Дидактическая игра «Воспитанные девочки и мальчики». Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
Семейная принадлежность
Мои сестрички и братишки
Рассматривание иллюстраций, фотографий. Беседы: «У меня есть брат (сестра)», «Как я играю с братишкой (сестренкой)»
Гражданская принадлежность
Праздник Российской армии, яркое убранство улиц, салют
Беседа «Праздник пап и дедушек». Продуктивная деятельность: «Кораблики»; «Дом с флагами»
Март
Тендерная принадлежность
Праздник мам и девочек
Рассказ воспитателя «У наших девочек тоже праздник»
Семейная принадлежность
Праздник мам, украшенные дома, много цветов, мамам и бабушкам дарят подарки
Рассматривание фотографий, иллюстраций.
Беседа «Как мы поздравим маму».
Утренник.
Чтение: Г. Виеру «Мамин день».
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Рассматривание фотографий.
Рассказ воспитателя.
Чтение: С. Капутикян «Моя бабушка», Л. Квитко «Бабушкины руки».
Продуктивная деятельность: «Варежки для бабушки», «Шарфик для дедушки»
Гражданская принадлежность
Красота Москвы в начале весны: благоустройство и уборка улиц
Целевая прогулка по улице, наблюдение
за проведением субботников, посильное участие.
Сюжетно-ролевая Игра «Мы помогаем на субботнике»
Май
Тендерная принадлежность
Закрепление правил поведения в детском саду: в группе, физкультурном и музыкальном залах, холлах и коридорах, на участке
Наблюдение за играми старших детей. Беседа «Как вести себя в детском саду»
Беседы: «Дом, в котором я живу», «Мои игрушки», «Мое любимое домашнее животное», «Можно - нельзя» (поведение дома).
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Продуктивная деятельность: «Мои игрушки», «Мой кот Тимошка,»
Гражданская принадлежность
Мы живем в Москве: закрепление знаний о названии города, близлежащей улицы, зданиях, которые на ней расположены. Праздник весны: украшенные улицы, салют
Целевая прогулка по улице.
Рассматривание иллюстраций.
Беседы: «Что мы видели на нашей улице», «Мы живем в Москве»
Июнь - август
Тендерная принадлежность
Как выросли девочки и мальчики
Рассматривание фотографий детей в динамике. Рассказ воспитателя «Вот какие мы большие»
Семейная принадлежность
Моя семья - закрепление знаний о самом себе, членах семьи и их занятиях
Рассматривание иллюстраций из серии «Семья». Беседы: «Мы дружная семья», «Как я помогаю дома». Сюжетно-ролевая игра «Семья». -Продуктивная деятельность: «Портрет мамы, папы», «Мы гуляем с мамой»
Гражданская принадлежность
Мы живем в Москве: закрепление знаний. Наша страна большая, красивая.
День защиты детей - забота о детях
Рассматривание иллюстраций, фотографий о Москве, России.
Беседы: «Куда мы ходили с мамой и папой», «Где мне нравится гулять», «Как мы отдыхали летом».
Продуктивная деятельность: «Мы отдыхали в деревне», «Наша дача».
Рассказ воспитателя, праздник, посвященный Дню защиты детей