Этапы психологического исследования.
Психологическое исследование-это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей. Психологическое исследование включает ряд обязательных этапов. Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований: 1.Планирование исследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов. 2. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям. 3. Техническое оснащение должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов. 4.Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования и должен обеспечивать их качественную однородность. 5. Инструкция для испытуемых должна быть четкой, краткой и однозначной. 6. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным). 7. Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных. Этапы психологического исследования ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Необходимость решения определенной проблемы. Изучение литературы по данному вопросу. Формулировка задач и целей исследования. Определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы (возможный ответ на вопрос, заключенный в проблеме). Подбор методов исследования в рамках определенной стратегии.и в соответствии с основными методологическими принципами. Отбор методик исследования. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ Сбор фактических данных с помощью различных методов и методик. ЭТАП ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ Количественный и качественный анализ данных исследования: анализ каждого зафиксированного факта; >установление связей «факт - гипотеза»; >выделение повторяющихся фактов; >вариационно-статистическая обработка; >составление таблиц, построение графиков и др. ЭТАП ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ Установление правильности или ошибочности гипотезы исследования. Психика – существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающее их ориентацию и деятельность. Психика - форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию. Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе. Только в процессе общения и взаимодействия ребёнка с другими людьми у него формируется человеческая психика. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика: 1) антропсихизм (Декарт) - психика присуща только человеку; 2) панпсихизм (французские материалисты) - всеобщая одухотворённость природы, всей природе, всему миру присуща психика (камню в том числе); 3) биопсихизм - психика - это свойство живой природы (присущее и растениям); 4) нейропсихизм (Ч. Дарвин) - психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему. Психика человека - качественно более высокий уровень, чем психика животных (HomoSapiens - человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий, для добывания пиши при резком изменении условий жизни первобытного человека. Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно- исторических отношений между людьми.В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приёмы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции. Единство высших психических функций образует сознание человека. Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщённого отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Сознание развивается у человека только в социальных контактах. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда Могут быть выявлены главные тенденции развития психики: - усложнение форм поведения (форм двигательной активности); - совершенствование способности к индивидуальному научению; - усложнение форм психического отражения. Особенности психической деятельности животных, отличающие ее от психики человека: 1. Вся активность животных определяется биологическими мотивами. 2. Животные не способны планировать своих действий. 3. Основу поведения животных во всех сферах жизни, включая язык и общение, составляют наследственные видовые программы. Научение у них ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому видовые программы приспосабливаются к конкретным условиям существования индивида. 4. У животных отсутствует закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме, т.е. в форме предметов материальной культуры. Развитию психики человека способствовали три основных достижения человечества: 1) появление орудий труда, с помощью которых человек получил возможность не только воздействовать на окружающую среду, но и глубже познавать ее; 2) производство предметов материальной и духовной культуры, передававшихся и воспроизводившихся из поколения в поколение, и, как следствие, передача способностей, знаний и умений по наследству; 3) возникновение языка и речи, которые дали возможность записывать, хранить и воспроизводить информацию, а также управлять своими познавательными процессами. В психологии рассматривают два процесса развития психики: онтогенез – процесс развития психики отдельного, индивидуального организма; филогенез – процесс возникновения и исторического развития психики животных в ходе истории человечества. Кратко можно сформулировать так: онтогенез – происхождение психики отдельных, конкретных особей, а филогенез – происхождение психики «рода». Психика–это свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира; в построении субъектом неотчужденной от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Основными механизмами психики являются: психическое отражение, психическое проектирование, психическое опредмечивание. Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, т.к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика- это «субъективный образ объективного мира», это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта. Психическое отражение характеризуется рядом особенностей: -оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, -причем правильность отражения подтверждается практикой; - сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека; -в психическое отражение углубляется и совершенствуется; - обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; -преломляется через индивидуальность человека -носит опережающий характер. Психическое проектирование–это упорядочение и гармонизация содержания отражения соответственно цели действий или деятельности человека. Процесс проектирования –это совокупность и последовательность умственных или психомоторных действий, в результате которых создаются образы, схемы или знаковые системы. При этом информация становится доступной для собственного обозрения, сравнения и осмысления. Психическое опредмечивание–элемент сознательной и целесообразной деятельности человека, процесс преобразования и воплощения душевных человеческих сил и способностей из умственной формы, образа в свойства предмета, что в итоге позволяет установить необходимые взаимоотношения организма с внешней средой. Психическоеопредмечивание имеет три основных формы: - материальную – производство, труд, в процессе которых человек преобразует и создает материальный продукт своей деятельности; - психическую – производство и интерпретация содержания отражения, операции ума, переживания и т.д.; - творение самого себя – развитие душевных и духовных потенций. Таким образом, содержанием психики являются образы реальных, независимо от нас и вне нас существующих предметов, явлений, событий, т.е. образы объективного мира. Но эти образы возникают у каждого человека своеобразно, в зависимости от его прошлого опыта, интересов, чувств, мировоззрения и т.д. Именно поэтому в самом общем виде можно дать определение психики как субъективного образа объективного мира. Основными функциями психики являются: - инструментальная– психика как источник активности, движения; - отражательная(сигнальная, познавательная) – способность в форме образа воспроизводить предметный мир; ориентировать организм в свойствах окружающего мира; - регулятивная– обеспечивает адаптацию организма к изменяющимся (физическим и социальным) условиям внешней среды; обеспечивает гармонию внутреннего мира человека;
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (584)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |