Группа интенсивного потребления СМИ.
СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ Тема № 2.АУДИТОРИЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 1.Понятие аудитории СМИ, общие характеристики 2.Типология аудитории СМИ
1) Понятие аудитории СМИ, общие характеристики
Аудитория СМИ - устойчивая совокупность индивидов, возникшая на основе общности их информационных интересов и потребностей (обусловленных их социальной принадлежностью), а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей Общие характеристики аудитории: - социально-демографическая(пол, возраст, образование и т.д.) - социально-профессиональная(род занятий, должность) - социально-психологическая(интересы, информационные предпочтения). Основные характеристики аудитории СМИ: - величина аудитории - универсальныйпоказатель социальной значимости и влияния отдельного источника (канала информации) - устойчивость аудитории - определяется через уровень регулярности использования аудиторией отдельного источника (канала информации) 6 этапов взаимодействия потребителя со СМИ: - контакт со СМИ; - контакт с информацией, содержащейся в данном СМИ; - прием информации; - освоение информации; - "выработка" отношения к информации; - запоминание информации. → На любом этапе потребитель может прервать чтение 5 направлений изучения аудитории СМИ (изначально – печатные СМИ → Интернет): 1. “читательский профиль” 2. “тематическая селекция” 3. “изучение негативной установки на чтение прессы” 4. “анализ психологической мотивации читательского выбора”, 5. “сравнительный анализ журналистского и читательского восприятия прессы” 1. Исследование “читательского профиля” - изучение характеристик аудитории конкретного СМИ Необходимая для выработки редакционной политики информация → опросы (тестирование) → Типологизации аудитории: - духовно-личностный тип -устойчивый интерес к содержанию материалов, высокая требовательность к качеству; - профессионально-функциональный тип -ориентир на социально-политическую информацию, новости, аналитические материалы с целью использования их в своей деятельности; - потребительский тип - СМИ как источникновостей и развлечений 2. Исследование “тематической селекции” – изучается аудитория по своим предпочтениям “внутри” издания Метод соц. опроса со “вспомогательным напоминанием” – читателю предлагают выделить наиболее запомнившиеся, интересные материалы · США - “среднестатистическую” статью полностью не читает никто, 32% - с пропусками, 36% - первые предложения абзацев, 27% - только заголовок 3. Изучение “негативной установки на чтение прессы” (изучение «не-аудитории») –изучение тех представителей потенциальной аудитории, которые нерегулярно читают СМИ или вообще не читают СМИ Люди не любят признаваться, что редко / вообще не читают газет и журналов → Основные причины, почему люди редко / мало читают СМИ: - нехватка времени - предпочтение Интернет - высокая стоимость газет и журналов - боязнь получить плохие новости - отсутствие интереса - семейные конфликты - стрессы 4.“Анализ психологической мотивации читательского выбора”–социологическое измерение степени удовлетворенности запросов аудитории в отношении содержания СМИ 14 основных мотивов формирования различных аудиторий СМИ: 1. Получение информации и поиск совета. 2. Уменьшение чувства личной опасности Неуверенность человека в своих силах + непонимание → поиск аналогичных ситуаций в СМИ. 3. Получение знаний об обществе и окружающем мире. 4. Стремление найти в СМИ поддержку тем взглядам и ценностям, какие разделяет аудитория. 5. Углубление понимания жизненных ситуаций и своего собственного поведения и жизни. 6. Сочувствие проблемам других людей. 7. Стремление к социальному контакту. 8. Замещение социальных контактов и взаимодействий, особенно у людей, имеющих проблемы в межличностной коммуникации. 9. Объединение с другими людьми, реализация потребности во взаимной поддержке 10. Побег, уход от проблем и волнений, стремление “отключиться” от них через использование СМИ, прежде всего телевидения. 11. Культивирование чувственного мира или мира фантазий. 12. “Убивание времени”. 13. Снятие эмоционального напряжения. Эффект расслабления - через переключение внимания → СМИ как немедикаментозные средства для засыпания) 14. Планирование времени. СМИ как организатор времени аудитории Сравнительный анализ журналистского и читательского восприятия конкретных СМИ» На 1-ом месте для редактора, аудитории и журналиста – разные показатели Исследования – на основе “фокус-групп” - коллективные интервью с участием 6–12 респондентов по заранее разработанному сценарию 7 групп населения по интенсивности потребления СМИ: Группа предельно интенсивного потребления СМИ. Ее представители регулярно смотрят телевизор, слушают радио, читают газеты. Размер группы - 1,5% населения города Группа высокоинтенсивного потребления СМИ. Пользуется всеми видами СМИ, но с меньшей регулярностью и систематичностью - 6% населения города Группа интенсивного потребления СМИ. Регулярно пользуется всеми видами СМИ - телевидение, радио, пресса, но регулярно читает лишь какой-то один тип изданий - 35% жителей города
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (350)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |