Определение и объяснение понятий
Цель определения – раскрыть содержание понятия. В отличие от рассуждения, закрепляющего процесс выведения нового знания, определение фиксирует уже известные существенные признаки предмета или класса предметов. Установление таких признаков – результат предшествующего исследования и обобщения, они не могут быть сформулированы в ходе непосредственного наблюдения, как это происходит при формировании описания. В основе текстовой конструкции определений лежит строгая логическая схема, и работа редактора опирается на знание логики. Существуют различные виды и схемы построения определений, но структура их всегда двухчастна. Она включает определяемую и определяющую части. Наиболее традиционны определения классификационные(через ближайший род и видовое отличие) и генетические(через указание на происхождение предмета). Они могут быть номинальными (объясняется значение слова) и реальными(раскрывается содержание понятия), аналитическими (раскрывается уже установленное значение понятия) и синтетическими (привносится новое в содержание понятия). Кроме словесных существуют определения остенсивные(путем указания на предмет). В журналистских публикациях функции остенсивныхопределений выполняют иллюстрации. По функции в тексте определения бывают регистрирующими (перечисляющими уже известные, установленные признаки), уточняющими (вводящими дополнительные сведения)и учреждающими (раскрывающими смысл нового события или явления). Правила определений основываются на требованиях фактических, логических и языково-стилистических. Фактическая точность и правильность определений зависит от истинности и существенности перечисленных в них признаков и находится в прямой зависимости от уровня, достигнутого научным знанием, но определяющая их часть не должна включать неизвестные читателю понятия. Логика требует, чтобы части определения были соразмерными(объемы определяемого и определяющего понятий должны быть равны). Нельзя допускать противоречий в построении определений, когда определяющая часть повторяет определяемое, строить определение на отрицании. Неизбежность отбора признаков, неточное словоупотребление, невнимание к стилистическим особенностям публикации часто служат причиной логической, стилистической и содержательной дефектности определений. Попытка придать определению в журналистском материале форму классификационного, как правило, несостоятельна. Перенасыщенность дефинитивными конструкциями придает тексту специфическую стилистическую окраску. С другой стороны, боязнь «засушить» изложение может привести к приблизительности в толковании понятий, злоупотреблению образными языковыми средствами. Через образные средства раскрыть содержание понятий невозможно. Полное раскрытие содержания понятий, подробная расшифровка терминов и слов профессиональной лексики в информационных публикациях встречаются редко. В большинстве случаев границы содержания понятий очеркиваются лишь в самом общем смысле. Однако ответственность за их правильное употребление с редактора не снимается. Значение многих терминов, используемых общественными науками и политической практикой, подвижно и требует уточнения содержания многих понятий в связи с новыми ситуациями и реалиями. В этом случае прибегают к объяснениям, непосредственно связанным с содержанием публикации. Конструкция объяснений служит коммуникативным целям, помогает сформировать у читателя ясное и отчетливое представление о явлении. В текст вводят сравнения, описания, указания на причины, различия и т. п., но требования к логической точности его построения не снижаются. Определения и объяснения могут выступать в качестве самостоятельных единиц текста или входить в другие текстовые конструкции. Контролирующие вопросы 1. Чем определяется выбор способа изложения? 2. Какие способы изложения были приняты традиционной классификацией? Дайте определения основным способам изложения. 3. В каких дополнениях нуждается традиционная классификация видов текста в связи с практикой редактирования материалов массовой информации? 4. Справедливо ли мнение о том, что повествование – самый простой для автора способ изложения? 5. Сформулируйте общие требования к построению повествования. 6. В чем различие между эпическим и сценическим способами повествования? 7. Какова цель описания как способа изложения? 8. Какими критериями руководствуется редактор при оценке элементов описания? 9. Приведите примеры статических и динамических описаний. 10. Каковы функции описаний в публицистическом тексте? 11. В чем заключается для журналиста сложность работы над портретным описанием? 12. Какие методические приемы активизируют в ходе анализа описательного текста контролирующее мышление редактора? 13. Сформулируйте правила построения рассуждения, укажите его основные части. 14. Приведите примеры различных видов рассуждений. 15. Укажите типичные недостатки в построении рассуждений. 16. Назовите известные Вам виды определений. Практическое задание 1. Сделайте правку текста-описания. 2. Отражают ли элементы портретной зарисовки то, чем человек отличается от других, и как его характер проявляется во внешних деталях? Пожалуй, не обижу Ивана Павловича Рычагова – механика по животноводству колхоза имени Свердлова – если скажу, что его профессия неприметная. Но попробуйте обойтись без него при производстве молока и мяса. Без преувеличения скажу, что без Ивана Павловича невозможно существовать ферме ни дня. С уверенностью можно назвать его мастером, потому что обращаются к нему с разными вопросами и просьбами. А чтобы выполнить их, надо иметь золотые руки и светлую голову. В одном дворе нужно провести технический уход автопоилок, в другом – навозоуборочного транспортера, то попросят отремонтировать доильный аппарат, то электрика заменить. Так в постоянных хлопотах живет и работает И. П. Рычагов. А если случается поломка, не уйдет с фермы до тех пор, пока не устранит неисправность. Доярки, телятницы, операторы по откорму крупного рогатого скота довольны заботливостью Ивана Павловича. И дома он любящий муж, добрый отец. Хозяйство держится на нем: он и накормит скотину, и напоит, и во дворе уберется, и дома с детьми любит заниматься. Скромно живет на селе человек, а сколько пользы он приносит своим трудом! (районная газета «Восход»).
Тема 7
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (671)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |