Глава I. Теоретические основы формирования пространственных отношений у детей дошкольного возраста в норме и с нарушениями речи
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(бакалаврская работа)
на тему: «Профилактика дисграфии у старших дошкольников с нарушениями речи» Направление подготовки 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование
Направленность программы Логопедия
Студент _________ _________ А.М. Зелепукина
(подпись) (дата) Оригинальность текста – _____ % Руководитель отдела ЦМКПО _________ _________ Л.М. Шишлянникова (подпись) (дата) «Допустить к защите» Зав. кафедрой _________ _________ Л.А. Тишина (подпись) (дата)
Руководитель _________ _________ В.П. Козырева (подпись) (дата)
Рецензент _________ _________ Е.В. Подвальная (подпись) (дата)
Печатная версия ВКР соответствует цифровой ___________________(А.М. Зелепукина)
ВКР (в формате adobe PDF) принята (подпись ответственного по кафедре за размещение ВКР в ЭБ)
Москва, 2018
Введение Среди разнообразных предпосылок к овладению процессом письма, мы более подробно решили остановиться на изучении оптико-пространственных представлений. Оптико-пространственные представления играют большую роль в формировании и осуществлении всех высших психических функций. Формирование речевых функций, счётных операций, чтения и письма, конструктивного мышления обеспечивается благодаря полноценному развитию пространственных представлений. Наталья Яковлевна Семаго [50] указывает на то, что являясь одной из главных составляющих познавательной деятельности, пространственные представления и их сформированность имеют большое значение для полноценного развития ребёнка, и являются базой для усвоения школьных знаний и навыков. В свою очередь, нарушения пространственных представлений в онтогенезе могут затруднять формирование высших психических функций и препятствовать ходу нормального развития личности ребёнка в целом. Пространственные представления определяются как представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов, а именно: величина, форма, месторасположение, движение. Они являют собой сложную матричную структуру психики, изучение которой предполагает обращение к разным видам деятельности человека, к которым относятся непосредственный пространственный гнозис и праксис, рисунок трансформации и перемещения мысленного образа. В свою очередь, от самих предметов, а также от задач деятельности, реализуемых индивидуумом, зависит уровень обобщенности и схематизации пространственного образа.
Актуальность рассмотрения вопроса об изучении пространственных отношений у старших дошкольников с нарушениями речи обусловлена рядом причин психолого-педагогического характера. Современная стратегия дошкольного образования представляет собой личностно-ориентированный процесс обучения, который обеспечивает развитие всех сторон личности ребёнка, раскрытие и реализацию его способностей. Сусанна Яковлевна Рубинштейн говорила о том, что обучение является средством познания окружающего мира, предметов, явлений, событий и, следовательно, протекает успешно, если основывается на непосредственном наблюдении и изучении этих предметов, явлений и событий. Лев Семёнович Выготский считал, что речь является способом формирования и формулирования мысли, является средством сообщения и социальной связи воздействия на окружающих [13,66]. Следовательно, процесс формирования оптико-пространственных представлений у детей с нарушениями речи осложняется специфическим характером их речевого недостатка.
В своем исследовании нами были использованы работы психологов, которые занимались исследованием проблемы развития пространственных представлений у детей, Василия Васильевича Давыдова, Александра Владимировича Запорожца, Владимира Петровича Зинченко, Натальи Яковлевны Семаго, Михаила Михайловича Семаго [7,10,12,14,16,17,18,20,21,23,28,30,31,32,38,41,42,46,48,49,50,54,58]. Объект исследования -нарушение оптико-пространственных представлений у детей с нарушениями речи. Предмет исследования - особенности оптико-пространственных представлений у старших дошкольников с нарушениями речи. Цель- изучить оптико-пространственные представления у старших дошкольников с нарушениями речи. Задачи:
1. Изучить научную психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме. 2. Подобрать диагностический материал. 3. Изучить пространственные представления у старших дошкольников с нарушениями речи. 4. Подобрать материал для профилактики оптической дисграфии, которая может возникнуть из-за нарушения оптико-пространственных представлений.
Гипотеза - предположение о том, что у детей с нарушениями речи недостаточно сформированы оптико-пространственные представления, что в свою очередь может привести в дальнейшем к возникновению оптической дисграфии. Методы исследования: · теоретические (анализ литературы по проблеме исследования); · организационные (сравнительный, комплексный); · эмпирические (констатирующий эксперимент); · статистические (количественный и качественный анализ, обработка полученных данных, обобщение результатов исследования). Структура выпускной квалификационной работы: Выпускная квалификационная работа на тему: «Профилактика дисграфии у старших дошкольников с нарушениями речи» состоит из: 1. Введения, в котором обосновывается актуальность проблемы, формулируется предмет, объект, цель, задачи, гипотеза, а также методы исследования. 2. Главы I, в которой описываются теоретические основы формирования оптико-пространственных представлений у дошкольников в норме и предпосылки к возникновению оптической дисграфии. 3. Главы II, в которой описывается исследование особенностей оптико-пространственных представлений у старших дошкольников. 4. Главы III, в которой предложена методика по профилактике оптической дисграфии у детей с нарушениями речи. 5.Заключения, в котором сформированы основные выводы и обобщение проделанной работы. 6. Списка литературы, который включает источников. 7. Приложения.
Глава I. Теоретические основы формирования пространственных отношений у детей дошкольного возраста в норме и с нарушениями речи
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (423)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |