Лирика о Великой Отечественной войне
Тест.
Тест.
Лирика о Великой Отечественной войне Великая Отечественная война — трагическое событие в истории русского народа. Литература о ней с течением времени не теряет своего значения. Писатели, поэты, драматурги, публицисты вновь и вновь обращаются к этой теме. Круг тем, затронутых литературой военных лет, широк, но главнейшей была все же тема защиты отечества. От первого до последнего дня суровой войны ни на миг не умолкал голос поэтов. Лирика этих лет объединяла людей, утешала их, вдохновляла, окрыляла. Поэты ездили по фронту с выступлениями, поднимали дух бойцов в госпиталях. Возвышающая дух лирика была столь востребована, что многие стихи довольно быстро становились популярными песнями. Таковы «Землянка» Алексея Суркова, «Огонек» Михаила Исаковского и другие. Лирика и песни о войне ходили из уст в уста, их знали на память, переписывали друг у друга, публиковали во фронтовой прессе. Лирические произведения служили ярким выражением тех чувств, которые рождены были событиями войны: смертью, горем, утратами. С разных подмостков звучали голоса А. Недогонова, Н. Старшинова, Э. Асадова, Н. Рыленкова, С. Наровчатова, К. Симонова и других. Михаил Исаковский, вернувшись летом 1944 года в родную Глотовку, не узнал ее. Немцы сожгли деревню дотла. Поэт не нашел своего дома, на его месте рос густой бурьян. Тогда в творчестве Исаковского родилось стихотворение «Опять печалится над лугом...», в котором поэт горько восклицает: У этих сел, у этих речек, На тихих стежках полевых Друзей давнишних я не встречу И не дождусь своих родных. С неизбывной тоской звучат слова «я не встречу», которые поэт не случайно выносит в отдельную строку. Лучшим своим произведением М. Исаковский справедливо считал стихотворение «Враги сожгли родную хату», которое тоже стало песней. Стихи Исаковского мелодичны и душевны. Его лирика выдержала самое трудное испытание — испытание временем. «Катюша» Исаковского покорила почти весь мир. Ее с удовольствием пели в Италии, в Японии, в Венгрии, в США. Эдуард Асадов едва закончил школу, когда прогремела война. Порвав заявление в институт, он помчался в военкомат, а когда ему отказали по причине возраста, Асадов семнадцатилетним добровольцем ушел на фронт, где писал красивые, проникновенные стихи. В них он вспоминает дом, маму, любимую. Особую популярность приобрели его стихи «Письмо с фронта», «Письмо любимой». Асадов пишет о вечном. В стихотворении «Землянка» перед читателем предстают образы бойцов, которые в короткие часы отдыха мечтают о простом человеческом счастье. Поэт только лишь междометиями передает их чувства, но читателю и так все понятно. Понятно все и бойцу, который, ничего не услышав, кроме «Эх!» и «Ох!», делает всем замечание: Ну чего вы, братцы, к ночи Разболтались про девчат! Тяжело раненный в голову, Асадов навсегда потерял зрение, но он не оставил творчество. Военная лирика Асадова полна размышлений о судьбе России, о мужестве русских солдат. В стихотворении Владимира Павлинова «Холода» предстает образ матери, много тягот и бед вынесшей на своих плечах в годы войны. Голод, холод, лишения, потеря близкого человека, эвакуация — тяжким бременем легли на сердце простой русской женщины. Война в этом стихотворении показана глазами ребенка, который видит мир в черно-белом цвете. «Я брал двухцветный карандаш и рисовал войну»,— говорит он. Сергей Наровчатов, прошедший войну как солдат и журналист, в стихотворении «Полощут небывалые ветра» говорит об общеевропейском масштабе трагедии. Поэт очеловечивает Европу, рисуя ее в образе девушки, у которой «на дне глаз» невероятная боль и страдание. Поэт Николай Старшинов, тяжело раненый и получивший на войне инвалидность, воспевает бескорыстие и великую жертвенность подвига солдат: Когда, нарушив забытье, Орудия заголосили, Никто не крикнул: «За Россию!..» Но шли и гибли За нее. В стихотворении Александра Люкина «Просьба старого солдата» выражается готовность русского человека отдать жизнь за родину. Несмотря на все горести, перенесенные в Великую Отечественную, русский солдат готов, если станет нужно, снова идти в бой за Отечество. Тяжелым, немеркнущим воспоминанием звучит военная лирика. Она — живой памятник великому подвигу народа.
С5. «Василий Теркин» Твардовского — поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль... и какой необыкновенный народный солдатский язык» (И. Бунин). А. Т. Твардовский занимает особое место в нашей поэзии и в литературе в целом. Известность к нему приходит в середине тридцатых годов с выходом в свет поэмы «Страна Муравия». Уже в этом произведении читателя поражает, с какой точностью автор передает народный язык: легко, образно, конкретно. Но утвердила и прославила его творчество замечательная поэма «Василий Теркин», созданная в годы Великой Отечественной войны. «Это лучшее из всего написанного о войне на войне. Написать так, как написано это, никому из нас не дано» — так характеризует эту книгу известный писатель Константин Симонов. В самом начале войны А. Т. Твардовский попадает на фронт в качестве военного корреспондента. Работая в газете, выезжает на передовую, видится с солдатами, пишет о том, что происходит на его глазах. В этом произведении впервые многообразно, ярко и сильно выразился облик самого автора, черты его характера, что позволяет говорить об автобиографичности данной поэмы. По воспоминаниям Александра Солженицына, солдаты его батареи из многих книг предпочитали больше всего ее да «Войну и мир» Толстого. И перечитывая «Василия Теркина», мы убеждаемся в том, что поэма Твардовского стала действительно народной, точнее, солдатской поэмой. В чем же ее отличие, ее величие, ее оригинальность? Поэма рассказывает о жизни народа на войне. Автор глубоко понимает и ценит красоту народного характера. Здесь представлены собирательные образы, емкие, масштабные. Поэт повествует о событиях, заключенных в очень широкие временные рамки, прибегая при этом к гиперболе и другим средствам сказочной условности. Поэма отличается жанровой организацией. Это произведение свободной композиции: по объему — поэма, которая состоит из ряда законченных эпизодов. Сам автор так определяет жанр этого произведения: «Книга про бойца без начала и конца». Слово «книга» звучит здесь как-то по особому значительно,— по словам самого автора, как предмет «серьезный, достоверный, безусловный». Стремление к законченности каждой главы — главное в поэме. Это было очень своевременно, так как она печаталась во фронтовых газетах отдельными главами, ведь продолжения могло и не быть. Главы произведения охватывают разные эпизоды о войне — это и рукопашный бой, и отдых, и встреча со смертью. И в центре этих событий — фигура Василия Теркина, судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах все тяготы и лишения войны. Этот образ скрепляет все эпизоды поэмы, построенной из цепи военных событий главного героя. В нем А. Т. Твардовский воплощает лучшие черты русского национального характера. Теркин — хороший товарищ, душа солдатской компании. Боевые товарищи очень любят слушать его то шутливые, то серьезные рассказы. Он никогда не унывает — порой мерзнет и голодает, не имеет вестей от родных, но, несмотря на это, он живет и радуется жизни, радуя окружающих своим жизнелюбием. Он храбрый и удалой воин, самоотверженный и трудолюбивый, терпеливый, честный человек. Внешне автор рисует Теркина обыкновенным человеком, лишенным богатырских черт. Просто парень сам собой Он обыкновенный... Он — один из многих, но лучше многих. Привлекает оптимизм героя, вера в себя. А. Т. Твардовский создает простого человека, обладающего деликатностью. Он смел и удачлив, удача — важная черта Василия Теркина. Все у него получается легко, красиво. Это, конечно, обобщенный, собирательный, народный характер в лучших его проявлениях, но вместе с тем это не абстрактный образ, а самостоятельная личность, живой человек. Поэму условно можно разделить на три части, совпадающие с разными периодами войны: началом, серединой, концом. Первая часть наполнена чувством горечи и скорби, вторая — верой в победу над врагом, третья — радостью долгожданного освобождения от фашизма. Такое повествование позволяет рассматривать поэму как лирическую летопись военных событий. Главное достоинство поэмы — это язык и стих. В ней учитывается весь опыт поэзии девятнадцатого века, но как бы и все начинается сначала. И. А. Бунин, отзываясь о произведении А. Т. Твардовского, сказал: «В «Василии Теркине» нет ни единого готового, т. е. литературно пошлого слова». В поэме воспроизведен поток живой, народной речи во всем ее богатстве и непринужденности, с преобладанием повседневного разговорного языка. Но в то же время здесь нет вульгарного использования языка. Автор максимально обогащает слово, многосторонне использует его реальные смыслы, благодаря которым слово получает новое значение. Каждое слово у А. Т. Твардовского означает то, что оно значит, но вместе с тем он как бы поворачивает его новой гранью, снова обновляет, оставляя самим собой. Поэма «Василий Теркин» сделала А. Т. Твардовского центральной фигурой литературной жизни военного времени. Нужно иметь огромный талант, чтобы не потеряться на таком фоне, быть большим, прогрессивным художником. Поэзия А. Т. Твардовского — это искусство в самом высоком смысле этого слова, и она еще ждет нашего истинного прочтения.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |