Сёрен Кьеркегор
1813-1855
(Вторая половина 19 века вообще реакция на философию Гегеля)
Его не устроило то, что Гегель объясняет общее, но не частное
(«Мое страдание есть всеисторическое событие»)
Предтеча экзистенциализма
Его философия - попытка объяснения этих личных страданий
Отец - Михаэль Кьеркегор
Ещё в юности отец страдал, в детстве был отдан на воспитание пастухам. Сбежал на пригорок, проклял там Бога за свои страдания. Отец считал, что Бог так и не простил его за этот поступок, раскаивался в нем. То, что из 9 детей умерло 7 считал проявлением Божьего наказания -> говорил сыну, что проклятие лежит на их роде
В 27 лет влюбляется в Регину Ольсен, планируется помолвку, но потом пишет письмо, в котором её разрывает.
В Германии слушал лекции Шеллинга
Незадолго до смерти - разрыв с официальной церковью
Умер духовник его отца. Его называли свидетелем истины, что раздражало Кьеркегора, потому что он не страдал в своей жизни, был семьянином.
Кьеркегор говорил о том, что христианство - жестокая религия страдания, которая требует от человека самоотречения -> кто не страдает, не может называть себя христианином
Пишет под разными псевдонимами
Типы личности:
1. Эстетический (учение о чувственности). Дон Жуан, Фауст, Агасфер, Нерон. Человек, который постоянно скитается, не находит удовлетворения своих страстей. Это стремление без достижения цели. Имя ему - легион (он обладает множеством масок, но эти маски не есть он сам). Он стремится цели, к которой сам не знает (стремится достичь целостности, но не достигает её, потому что ищет не там, ищет во внешнем, в наслаждениях). Не имеет значения противоположность между добром и злом. Или - или - безразлично (см: Гегель)
2. Этический (на первом плане нравственность). Этик, в отличие от эстетика, осознаёт важность противоположности, проводит черту между осознанием противоположности добра и зла и неосознанием. Этик обретает себя в результате выбора между «или-или». Сократ
Ирония: эстетическая, романтическая, трагическая (Сократ).
Романтик парит над действительностью, создаёт новый мир, где, например, христианство соединяется с язычеством и пр, ирония - средство игры
Сократ - ирония Сократа разрушила действительность вокруг него и его самого. Ирония как критика существующего положения вещей. Сократ разрушил действительность, но новой не создал. (Новую дало христианство, а Сократ вне его. Сократ - величайшая личность вне христианства).
Эстетик может стать этиком, если обретёт себя.
Главный принцип - разум. Добродетель есть знание. Главное знать определение добродетели.
Этик - рыцарь бесконечного самоотречения, трагический герой. Его поступки понятны всем (они разумны, продиктованы стремлением к добродетели). Поступки продиктованы стремлением ко всеобщему. (Если Богу надо так, пусть будет так). Этик жертвует своей чувственной природой во имя высшего добра.
3. Религиозный (на первом плане не разум, а вера)
Вера - начинается только там и тогда, когда заканчивается мышление. Сфера религиозная - сфера абсурда.
Человек выпадает из всеобщего, он - один на один с Богом.
См его мнение о двух заповедях Христа.
Кьеркегор говорит, что «возлюби ближнего как самого себя» - этическая модель, «возлюби Бога» - некое отречение от ближнего
Кьеркегор показывает, что отношение к ближнему противоречит отношению к Богу.
Авраам - рыцарь веры (он отрёкся от всего, даже от своего сына). Но он своё отречение заменяет верой - верой в то, что для Бога возможно все. Вера в то, что для разума кажется невозможным.
Поступок Агамемнона понятен: он ставит любовь к Родине выше любви к дочери. Чтобы корабли отплыли, жертвует своей дочерью.
Поступок же Авраама так не понятен. Тут нет цели. Сам Авраам не понимает её.
Стадия религиозного как стадия единичного.
Иов - см книга Иова. Почему Иов прав? (Когда же Бог наслал на него проказу, он обратился к нему с вопросами (уже не Бог дал, Бог взял). Друзья-«гегельянцы» - не обращай внимания. - как я могу не обращать внимания, когда мое горе тяжелее морского песка?
Иову возвращается все в семикратном объеме.
Это философия повтора
Главная категория религиозной стадии - вера в невозможное. Друзья Иова не верят в лучшее (то, что с тобой присходит, правильно, не надейся на лучшее, это необратимо. Друзья мыслят случившееся в категориях «преступления» и «наказания». Типа твоё страдание справедливо. Иов же мыслит не этически: то, что я терплю несправедливо. «Нет посредника между мной и Богом, если бы он был, я бы вызвал Бога на суд». Его оправдывает вера в то, что Бог не может так поступать, Бог не может быть «злым». Это и вера в невозможное: как можно верить в то, что все вернётся. Именно эта вера спасает Иова.
Эта вера спасает тех, сердца которых охвачены страхом.
См: то же с Региной: она останется с ним, хотя он принёс её в жертву христианской вере.
NB! Выбор между разумом и верой, всеобщностью и одиночеством. Это выбор страдания.
У демонического эстетика много общего с рыцарем веры. Они оба не могут выразить себя во всеобщем, они выпадают из него. Направленность разная, структура схожая. Как одного, так и другого люди не понимают.
Непосредственный эстетик -> этик
Но если этик выбирает не добро, а зло, то становится демоническим этиком
Демонический эстетик может стать рыцарем веры, а вот этик — это сложнее (структуры очень различны)