Возможные подходы к созданию курсов по выбору
Фундаментальный. Суть – движение от простых объектов к сложным, переход от фундаментальных законов и теорий к частным закономерностям. Методологический. В основу положен научный метод познания, особенности которого демонстрируются на историко-научном материале. Главная цель изучения курса - знакомство с методом научного познания, овладение некоторыми исследовательскими умениями. Универсальный. Характерна - группировка содержания вокруг ряда важнейших понятий, имеющих универсальное значение для науки. Прагматичный. Приобретение определенных знаний и умений, обеспечивающих базовый культурный уровень уч-ся и широко использующихся в дальнейшей жизни. Деятельностно-ценностный. Знакомство со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения того или иного профиля.
Для разработки элективных курсов по художественному и художественно-педагогическому профилям соответствуют два последних подхода: прагматичный и деятельностно-ценностный. На предпрофильном и профильном уровнях элективные курсы несколько отличаются по направленности и времени освоения их учащимися. В рамках предпрофильной подготовки ученик 9 класса, ориентированный на какой-то конкретный профиль (или наоборот еще колеблющийся в своем выборе), должен определиться. Главная функция элективных курсов – дать учащимся ответ на такие вопросы: «Что я хочу и могу изучать? Как? Где? Зачем?». Наличие большого числа курсов отличающихся друг от друга содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения, есть одно из важных педагогических условий эффективной предпрофильной подготовки. Временные рамки конкретных курсов по выбору могут быть разными. Однако учителям надо помнить, что ученик 9 класса должен попробовать себя и проверить свои силы в освоении разных курсов. Поэтому желательно, чтобы курсы были краткосрочными. Иная ситуация в 10-11-х классах. Элективные курсы в старшей школе, когда учащиеся уже определились с профилем и приступили к обучению по конкретному профилю, должны быть более систематичными (раз или два раза в неделю), более долгосрочными (не менее 36 часов) и, что самое главное, ставить совсем другие цели, чем это было в 9 классах в рамках предпрофильной подготовки. В 10-11 классах целью элективного курса является расширение, углубление знаний, выработка специфических умений и навыков, знакомство с новыми областями науки в рамках выбранного профиля. Таким образом: на предпрофильном уровне элективные курсы менее объемны и должны помочь школьнику сделать сознательный выбор будущей профессии, а на профильном предоставить возможность качественной подготовки к дальнейшему обучению по выбранной профессии. Но и на той и на другой ступени в программы обучения должны входить разнообразные элективные курсы.
3. Требования к разработке и оформлениюэлективных курсов на предпрофильном и профильном уровнях сходны. Учебная программа должна включать следующие структурные элементы: - Титульный лист. - Аннотацию программы (можно отдельно для учащихся и родителей) - Пояснительную записку. - Учебно-тематический план. - Содержание изучаемого курса. - Методические рекомендации (по желанию) - Информационное обеспечение учебной программы. - Приложения (по желанию) Пояснительная записка Ø Пояснительная записка должна начинаться с обозначения того, в какую образовательную область входит данный элективный курс, и краткой формулировки целей области для данной ступени обучения и данного профиля. Это способствует повышению целостности обучения, позволяет реализовать требование единства программ. Затем должно идти раскрытие специфических функций данного элективного курса. Ø Формулирование целей элективного курса – наиболее ответственный раздел. В первую очередь должны быть раскрыты цели, вытекающие из функции элективного курса как части той или иной образовательной области. Важно, чтобы цели были сформулированы содержательно, чтобы они учитывали: соответствующий профиль обучения, ранее полученные учащимися знания, требования предъявляемые уставом ОУ, информационные и методические возможности отрасли знаний. Ø Следующий после формулирования целей элемент, который требуется осветить в пояснительной записке, - это краткое описание состава и структуры содержания элективного курса. Ø Для достижения определенных результатов обучения, усиления инструментальности программы значение имеют пути ее реализации. Поэтому целесообразно охарактеризовать рекомендуемые для реализации данного содержания ведущие методы, приемы, организационные формы обучения. Ø В связи с описанием процесса обучения желательно назвать основные средства обучения, обозначить типовые диагностические задания как практического, так и теоретического характера, которые должны выполняться учащимися не только с помощью учителя, но и самостоятельно. Следует указать, за счет чего осуществляется дифференцированный подход к обучению учащихся. Ø Формы подведения итогов реализации учебной программы (выставки, фестивали, учебно-исследовательские конференции, соревнования); Ø В конце пояснительной записки целесообразно указать отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области; что нового внесено в отбор материала, его распределение, методы обучения.
Учебно – тематический план Лекционные часы составляют не более 30% от общего кол-ва часов на пре
Содержание изучаемого курса раскрывается через: - краткое описание тем или разделов; - описание методического обеспечения каждой темы (приемы, методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий).
Информационное обеспечение образовательной программы включает: - список литературы для учащихся и преподавателей; - перечень Internet-ресурсов (URL-адрес, WEB-страницы); - перечень видео- и аудиопродукции (компакт-дисков, видеокассет, аудиокассет). Рабочая программа по учебному курсу - документ не только учителя, ведущего этот курс, она имеет и других адресатов: самих учеников (старшеклассники и учащиеся среднего звена должны знать ориентиры своего образования и могут участвовать в их построении), учителей-предметников, которые работают с этими же детьми (для целостного понимания всего образования); родителей (в программу могут быть включены специальные разделы для них); администраторов и управленцев образования в школе (для согласования позиций разных педагогов и выработки общей стратегии обучения в школе), ученых-методистов. Составляемые педагогами образовательные программы являются достоянием школы, входят в ее информационный банк педагогических данных, который непрерывно обновляется. Эффективным является размещение образовательных программ в единой компьютерной сети школы для оперативного доступа к ним учителей и администраторов.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (516)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |