Развитие восприятия различной модальности: зрительное предметное восприятие, восприятие пространства и пространственных отношений предметов, дифференцированный процесс звукоразличения, тактильное восприятие предметов – создает основу для обобщенного и дифференцированного восприятия и для формирования образов реального предметного мира, создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь.
Исследуются процессы:
1. Зрительно-предметного восприятия:
· Узнавание предметов и изображений предметов на картинке.
· Узнавание «зашумленных» предметных картинок.
· Узнавание символических изображений, геометрических фигур, букв.
· Узнавание цвета.
· Узнавание пальцев рук.
2. Акустического восприятия:
· Оценка ритмов.
· Воспроизведение ритмов.
· Узнавание шумов.
3. Кожно-кинестетического восприятия:
· Узнавание предмета на ощупь.
Познавательные процессы. Память.
Здесь исследуются общая и специальные виды памяти: зрительная, слухо-речевая, двигательная, зрительно-предметная память.
Познавательные процессы. Внимание.
Очень важно исследовать произвольный и непроизвольный процесс внимания ребенка, способность к концентрации и переключению, к распределению внимания.
Речь и речевые процессы.Речь должна быть обследована тщательно. Исследовать нарушенную, несформированную речь необходимо начиная с изучения процессов предметного восприятия и восприятия образов. Речь организует все высшие психические функции (ВПФ), входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение. Обследование начинается с изучения общей коммуникативной функции речи: понимания обращенной речи и невербальных средств – жестов, мимики, интонации педагога, спонтанной устной и диалогической речи. Затем исследуются автоматизированные формы речи (непроизвольные) и рядовая речь. После этого исследуются произвольные формы устной речи – повторение, называние предметов и действий, составление фраз по картинкам, ответы на вопросы, пересказ сюжетных картинок. Исследование импрессивной речи начинается с обследования фонематического речевого слуха. Исследование понимания речи начинается с обязательной последовательностью от целого к части (понимание текста, фразы, слов).
Модульная программа по развитию ВПФ на основе программного материала по учебным предметам (для 5 класса)
Цель – развитие высших психических функций (ВПФ), как важной базовой составляющей психической деятельности, на основе которой формируются такие важные учебные навыки, как, письмо, чтение и счет.
Программа включает в себя 6 модулей, каждый из которых представляет собой самостоятельную часть в развитии общеучебных навыков по предмету и соответствуют элементам программного материала.
Модуль №1. Диагностика развития ВПФ (4 часа). На этом этапе осуществляется обследование развития ВПФ с использованием различного диагностического инструментария. На этом этапе осуществляется знакомство с учащимися, определение основных проблем развития и путей решения этих проблем.
Модуль №2. Развитие графических навыков. Коррекция почерка (11 часов). Ведется работа по коррекции почерка посредством развития каллиграфических навыков и мелкой моторики. Данный модуль посвящён развитию учебных навыков через коррегирование зрительной памяти, внимания, формирование пространственных представлений и графических умений.
Модуль №3. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по грамматике (12 часов). В процессе работы с программным грамматическим материалом развиваются фонематический слух, восприятие и мыслительная деятельность, память, внимание и речь. Упражнения и задания носят коррекционный характер и подобраны с учетом возрастных особенностей и уровнем развития учащихся данного класса.
Модуль №4. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по чтению и развитию речи (18 часов). Обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности.
Модуль №5. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по математике (20 часов). Посвящен развитию математических знаний и умений в объеме программы 5 класса. Через призму математических заданий происходит развитие мыслительной деятельности и познавательной активности, внимания и самоконтроля.
Модуль № 6. Мониторинг развития ВПФ (3 часа). Проводится повторное тестирование учащихся и сравнение результатов. Определяется эффективность коррекционной работы.
Структура занятия.
1.Организационный момент. Эмоционально-психологический настрой.
2. Введение в деятельность. Активизация мозговой деятельности.
3. Основная часть. Коррекционные упражнения и задания.
4. Итог. Рефлексия.
Учебный план
№
п/п
| Наименование разделов программы
| Колич часов
|
| Диагностика развития ВПФ
|
|
| Развитие графических навыков. Коррекция почерка
|
|
| Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по грамматике
|
|
| Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по чтению
|
|
| Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по математике
|
|
| Мониторинг
|
|
| Итого часов:
|
|
По итогам модульной программы учащиеся должны:
| Знать
| Уметь
| ВПФ
|
Модули
|
| Стороны «право, лево, верх, низ, центр». Алфавит.
| Ориентирование на листе бумаги и в пространстве. Выполнять манипуляции с мелкими предметами. Правильно писать буквы и цифры
| Развитие пространственных и временных представлений, мелкой моторики и точных движений, глазомера, зрительной памяти и внимания.
|
| Алфавит. Гласные и согласные. Виды предложений.
| Определять границы предложения. Определять вид предложения. Проводить звуко-буквенный анализ. Составлять предложения. Соотносить картинку с названием. Писать предложения и короткие стихотворения по памяти.
| Развитие восприятия и зрительной памяти. Развитие фонематического слуха. Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек слов, устной и письменной речи.
|
| Чистоговорки и скороговорки. Виды предложений.
| Соблюдать интонацию и выразительность. Составлять устный рассказ по картине и по увиденному. Формулировать вопросы. Выделять главное и соблюдать причинно-следственные связи. Подбирать синонимы к словам. Сравнивать по существенным признакам.
| Развитие диалогической и монологической речи, дикции; слуховой памяти и воспроизведения, внимания. Развитие мышления, умения выделять главное и сравнивать.
|
| Разряды чисел. Таблицу умножения и деления. Порядок действия. Геометрические фигуры.
| Сравнивать. Составлять задачу по картинке и по таблице. Решать примеры с одним неизвестным. Решать примеры в 2 и 3 действия. Строить геометрические фигуры, распределять их на плоскости листа.
| Развитие мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа; воображения и зрительного восприятия.
|
Перспективы:
1. Развитие ВПФ учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Развитие общеучебных умений и навыков по предметам.
3. Развитие коммуникативных навыков.
4. Развитие творческих способностей учащихся.
Календарно-тематический план занятий для 5 класса (68 часов. 2 часа в неделю)
№
| Тема
| Тематическое содержание
| Кол час
| Коррекционные цели
|
Модуль №1. Диагностика развития ВПФ (4 часа)
|
| Методика «Тулуз Пьерона»
| Знакомство с учащимися. Создание благоприятного психологического климата.
Выполнение тестов.
|
| Свойства внимания (концентрация, устойчивость, переключаемость, работоспособность)
|
| Методика «Векслера»
|
| Диагностика интеллекта (визуальный, языковой, математический)
|
| Методика «Рисунок человека»
|
| Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности
|
| Методика «Типы памяти», «Эталоны»
|
| Преобладающий тип памяти
Уровень развития восприятия
|
Модуль №2. Развитие графических навыков. Коррекция почерка (11 часов)
|
| Ориентирование на листе бумаги и в пространстве
| Упражнение «Солнышко» , упражнения на понимание сторон «право-лево», «верх-низ», «центр»,«Круг в круге»
|
| Развитие пространственных представлений через умение ориентироваться на плоскости листа; посредством закрепления понятий: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.
|
| Манипуляции с мелкими предметами
| Пальчиковая гимнастика
Работа с пинцетом и крупами. Лепка. Мозаика. Работа с глиной.
|
| Развитие мелкой моторики рук посредством тренировки пальцев рук. Развитие мелкой моторики рук, механической памяти, устной речи посредством пальчиковой гимнастики (инсценировки).
|
| Рисование узоров, элементов букв и цифр
| «Одновременное рисование»
Проведение параллельных линий – вертикальных и наклонных. Графический диктант
|
| Развитие зрительной памяти посредством воспроизведения данных учителем узоров, элементов букв и цифр. Развитие памяти, слухового внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов.
|
| Коррекция почерка
| Работа над формой букв.
Графический диктант.
Работа в прописях
Рисование фигур. букв и цифр в воздухе.
|
| Формирование каллиграфического навыка путем написания прописных и строчных букв и соединение их в слоги. Развитие зрительной памяти и внимания посредством написания графических диктантов (точечных).
|
| Работа в прописях
| Прописи. Работа с пластилином. Работа с песком, спичками.
|
| Формирование каллиграфического навыка. Развитие долговременной памяти посредством воспроизведения ряда знаков, рисунков
|
Модуль №3. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по грамматике (12 часов)
|
| Дифференциация букв и звуков речи
| Алфавит. «Буква и звук». Упражнения на изменение смысла слов (пруд-прут).
|
| Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда букв и звуков, расположенных в определённом порядке
|
| Дифференциация гласных и согласных
| Алфавит. Упражнения с глухими и звонкими согласными. Зрительно-орфографический диктант.
|
| Развитие восприятия и фонематического слуха путём узнавания и выделения гласного и согласного звука
|
| Составление словосочетаний и предложений
| «Дополни предложение совами», «Закончи предложение», цепочки слов. Деформированный текст
|
| Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек слов. Текст. Отличие текста от набора предложений.
|
| Письмо стихотворений и предложений по памяти
| «Найди рифму» «Закончи стихотворение» «Строчки перепутались»
|
| Развитие точности, прочности и скорости запоминания посредством письма по памяти.
|
| Составление предложений по сюжетной картинке.
| Зрительный диктант по методике И.Т. Федоренко.
Подбор подписей к сюжетным рисункам.
|
| Развитие объема кратковременной и оперативной памяти посредством написания зрительных диктантов
|
| Работа с текстом. Рассказ по плану (по программе русского языка)
| «Составь пункты плана по порядку»
«Вставь слово в текст по смыслу»
|
| Развитие устной и письменной речи через умение составлять предложения из данных вразбивку слов с последующей их записью
|
Модуль №4. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по чтению и развитию речи (18 часов)
|
| Разучивание чистоговорок и сороговорок
| Интонационные упражнения
«послушай и воспроизведи по памяти»
|
| Работа над развитием правильной дикции посредством громкого четкого произношения ряда звуков, слогов, слов. Упражнения по развитию голоса.
|
| Виды предложений
| Различение предложений по интонации. Постановка соответствующего знака.
|
| Развитие эмоциональной сферы посредством интонирования предложения.
|
| Наблюдения за природой родного края
| Экскурсия. Наблюдения за природой. Составление рассказа по увиденному. Сюжетные картины
|
| Развитие устной диалогической и монологической речи через умение составлять предложения по картинкам природы посредством правильного построения ответа на вопрос учителя.
|
| Восприятие текста на слух
| Воспроизведение прочитанного. Работа над пониманием текста.
|
| Развитие слуховой памяти, внимания и речи через воспроизведение прочитанного текста.
|
| Устное сочинение по картине
| Составление вопросов по картине, «назови краски картины» «передний и задний план». Составь словосочетания и предложения по картине
|
| Развитие зрительного восприятия посредством рассматривания серии связанных единым сюжетом картинок. Развитие способности устанавливать причинно – следственные связи через рассматривание картинок и расположение их в необходимой смысловой последовательности.
|
| Работа с текстом, стихотворением (по программе чтения)
| Интонационные упражнения. Рисование по смыслу прочитанного
|
| Развитие выразительности чтения посредством соблюдения знаков препинания при чтении
|
| Работа с текстом, стихотворением (по программе чтения)
| «Закончи стихотворение»
«Закончи загадку» (добавить последнее слово)
|
| Развитие восприятия и выразительности речи посредством чтения коротких стихотворений громко, тихо, шёпотом
|
| Работа с текстом, стихотворением (по программе чтения)
| Рисование по сюжету. Чтение коротких текстов. «Придумай окончание рассказа»
|
| Развитие переключения внимания посредством чтения короткого текста и его иллюстрирования
|
| Составление связного рассказа по теме.
| Подбор синонимов к словам.
Сюжетно-ролевая игра «главный герой»
Сравнение героев. Подбор пословиц по теме.
|
| Развитее речи и способности выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения. Развитие памяти через воспроизведение словесного материала, услышанного на уроке.
|
Модуль №5. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по математике (20 часов)
|
| Разряды чисел. Устный счет. Сравнение чисел
| Устный счет. «Лишнее число», «Лабиринт», выполнение заданий по уч.
|
| Развитие умения дифференцировать разряды чисел. Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа
|
| Умножение и деление чисел
| Работа с таблицей умножения.
ИКТ (работа по диску)
|
| Развитие быстроты реакции и мыслительной деятельности через решение «Мелькающих» примеров на умножение и деление.
|
| Решение примеров на умножение и деление
| Устный счет. «Соотнеси число с картинкой» «Шифровка»
|
| Развитие умения дифференцировать примеры.
Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры
|
| Решение примеров в два действия
| Решение примеров.
«Найди закономерность»
|
| Развивать активность мыслительной деятельности через решение примеров в два и в три действия.
|
| Решение примеров в три действия
| «Найди дату»
«математическая цепочка»
|
| Развивать мышление через умение применять правило о переместительном свойстве сложения на практике.
|
| Решение задач на сложение и вычитание
| Задачи на внимательность.
«Математическое лото»
«Составь задачу по картинке»
|
| Развитие воображения, мышления посредством решения простых задач на сложение и вычитание. Развитие речи, воображения, мышления через составление задач по картинке и их решение.
|
| Решение задач с одним неизвестным
| «Обратная задача»
Решение задач по таблице
Составление схемы по смыслу задачи.
|
| Развитие зрительного восприятия и мышления через заполнение пробелов в таблицах. Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать на вопросы учителя
|
| Геометрические фигуры
| Танграм. «Составь рисунок из фигур» «Сосчитай углы» «Сосчитай фигуры»
Графический диктант
Логический квадрат
|
| Увеличение объёма зрительного восприятия в процессе использования геометрических фигур способом наращивания. Развитие памяти, слухового внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов
|
| Занимательная математика
| Занимательные задачи Задачи-шутки
Математический квадрат
Математическая викторина
|
| Развитие логического мышления посредством решения логических задач. Развитие логического мышления посредством решения логических примеров (математический квадрат).
|
Модуль № 6. Мониторинг развития ВПФ (3 часа)
|
| Методика «Тулуз Пьерона»
|
|
| Свойства внимания (концентрация, устойчивость, переключаемость, работоспособность)
|
| Методика «Векслера» Методика «Рисунок человека»
|
|
| Диагностика интеллекта (визуальный, языковой, математический). Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности
|
| Методика «Типы памяти», «Эталоны»
|
|
| Преобладающий тип памяти
Уровень развития восприятия
|
| Итого 68 часов
|
При составлении программы использовались:
1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Сборник 1. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 год, 231 с.
2. Программа «Каролина» для детей младшего школьного возраста с особыми потребностями. М. Джонсон-Мартин, М. Аттермиер.
3. Методика преподавания математики в коррекционной школе. М.Н. Перова.- 4-е издание – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.- 408 с.
4. Математика и конструирование. Пособие для учителя. А.В. Белошистая. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 511 с.
5. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. А.К. Аксенов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999ю – 320 с.
6. Чтение и письмо. Обучение, развитие, исправление недостатков. В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева. – М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1995. – 384 с.
7. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
8. Развитие умственных способностей младших школьников. А.З. Зак. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 320 с.
9. Развитие познавательной деятельности у детей. С.В. Коноваленко. – М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998. – 56с.