КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ОЦЕНКИ знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины «Философия»
Вопросы к экзамену
Коды компетенций
| Вопросы к экзамену
|
ОК – 1
| 1. Философия как особая форма познания и общественного сознания.
2. Предмет философии. Мировоззренческая функция философии.
3. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм — два основных направления в философии.
4. Познавательная функция философии.
5. Методологическая функция философии.
6. Философия и частные науки о природе, обществе и человеке.
7. Значение философии для развития науки, практики и воспитания.
8. Философия диалектического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса.
9. Понятие о феноменологии, герменевтике, структурализме, философской антропологии.
10. Признаки постмодернизма.
11. Особенности русской философии. Западники и славянофилы. Русская религиозная философия.
12. Закон единства и борьбы противоположностей. Категории: тождество, различие, противоположность, конфликт. Абсолютность борьбы и относительность единства противоположностей. Категория диалектического противоречия.
13. Развитие как процесс разрешения диалектических противоречий. Противоречия в природе, обществе и сознании. Внешние и внутренние противоречия. Противоречия как источник изменений и развития.
14. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Категории: качество, количество, мера. Качество и свойство.
15. Прерывность и непрерывность. Скачек как всеобщая форма перехода от одного качества к другому.
16. Закон отрицания отрицания. Категория диалектического отрицания. Категория диалектического отрицания отрицания.
17. Сознание и самосознание. Понятие рефлексии.
18. Эмоции и воля.
19. Сознание и кибернетика: информационный аспект сознания.
20. Образ, знак, информация. Искусственный интеллект.
|
ОК – 4
| 1. Понятие познания. Проблема познаваемости мира.
2. Субъект, объект и предмет познания. Общественно-практическая природа познания. Практика как основа и цель познания.
3. Чувственное познание и его формы (ощущение, восприятие, представление).
4. Рациональное познание (мышление) и его основные формы (понятие, суждение, умозаключение). Единство чувственного и рационального познания. Воображение и интуиция.
5. Природа знания, знание и опыт.
6. Истина. Референтная и когерентная (логическая) концепции истины. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение и дезинформация. Конкретность истины. Практика как основной критерий истинности знаний.
7. Знание как ценность.
8. Наука как особый способ познания. Понятие форм и методов научного познания. Понятие эмпирического и теоретического уровней науки.
9. Основные формы и методы эмпирического уровня науки: наблюдение, эксперимент, измерение, научный факт. Виды наблюдения, эксперимента.
10. Понятие об основных формах и методах теоретического уровня науки. Модель и моделирование, их виды. Природа научной проблемы как познавательного противоречия.
11. Гипотеза и ее виды. Сущность, структура и виды научных теорий. Научный закон.
12. Анализ и синтез. Индукция и дедукция.
13. Понятие о математизации, формализации и информатизации науки. Роль формальной и математической логики в научном познании.
14. Описание, объяснение и предсказание как функции науки.
15. Охарактеризовать категории общественного бытия и общественного сознания. Развитие общества как естественно-исторический процесс.
16. Специфика законов общества. Объективные условия и субъективный фактор истории. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Свобода и необходимость.
17. Общество как часть природы. Единство и различие законов природы и общества. Понятие географической среды. Понятие о географическом детерминизме.
18. Народонаселение как предпосылка и субъект истории. Критика мальтузианства и неомальтузианства.
19. Материальное производство как основа существования и развития общества. Способ материального производства и его исторические разновидности.
20. Понятие духовного производства.
|
ОК – 7
| 1. Понятие о формационном, цивилизационном и модернизационном подходах к обществу.
2. Виды элементов, подсистем и отношений системы общества: материальные и идеологические; экономические, политические, правовые, нравственные, эстетические, конфессиональные.
3. История как смена формаций, цивилизаций, стадий развития.
4. Понятие о социальной структуре общества. Социальные группы.
5. Традиционные общности людей: племя, народность, нация. Этнос.
6. Понятие о политической организации общества. Основные компоненты политической организации: государство, партии, движения, объединения. Понятие о правовом государстве и гражданском обществе.
7. Основные формы развития общества: социальная революция и социальная эволюция.
8. Прогресс и регресс в общественном развитии.
9. Понятия культуры и цивилизации. Культура как единство знаний, технологий и ценностей.
10. Исторические типы культуры.
11. Категория общественного сознания. Коллективное (групповое) и индивидуальное сознание. Понятие об уровнях и формах общественного сознания. Общественная психология и общественная идеология. Обыденное сознание.
12. Экономическое, политическое и правовое сознание. Понятие о происхождении и сущности правовых норм.
13. Моральное сознание и моральные ценности. Категории морального сознания: добро и зло, справедливость, долг, совесть, честь, счастье, смысл жизни. Этика как наука.
14. Эстетическое сознание и эстетические ценности. Понятие искусства. Художественный образ и другие категории эстетического сознания: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, комическое и трагическое. Эстетика как наука.
15. Религиозное сознание и религиозные ценности. Понятие о религии и ее исторических формах. Мировые религии. Основные компоненты религии: вера в божественное начало, культ, обрядность. Религиозная вера и атеизм. Свобода совести. Религиоведение как наука.
16. Понятия: человек, индивид, индивидуальность и личность. Сущность личности.
17. Личность и социальная среда. Исторические типы личности. Образ жизни и социальная детерминация личности. Интересы личности и общества. Свобода личности.
18. Понятие о социальном отчуждении личности. Права, обязанности и свобода личности. Необходимость и свобода личности. Человек как высшая ценность.
19. Понятие о гармонически развитой личности. Личность и творчество.
20. Личность как объект философии, социальной философии и конкретных социальных и гуманитарных наук.
21. Мечты и реалии россиян. Сформулируйте ваши идеалы.
|
Процедура оценивания экзамена
Экзамен проходит в письменной форме и в форме собеседования. Студенту достается вариант задания путем собственного случайного выбора и предоставляется 40 минут на подготовку. Защита готового ответа происходит в виде собеседования, на что отводится 5 минут. Задание состоит из 3 обычных, требующих письменного ответа, вопросов.
Критерии оценивания экзамена:
– оценка «отлично» выставляется, если обучающийся ориентируется в базовых ценностях мировой культуры, понимает их значения для личностного развития. Умеет самостоятельно использовать ценности мировой культуры в целях личностного развития. Самостоятельное владеет навыками анализа философских категорий;
– оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся уверенно ориентируется в базовых ценностях мировой культуры, знает об их значения для личностного развития. Умеет использовать ценности мировой культуры в целях личностного развития. Частично владеет навыками анализа философских категорий;
– оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся частично ориентируется в базовых ценностях мировой культуры, не понимает их значения для личностного развития. Частично умеет использовать ценности мировой культуры в целях личностного развития. Владеет навыками анализа философских категорий под руководством преподавателя;
– оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся демонстрирует непонимание проблемы. Многие требования, предъявляемые к заданию не выполнены.
Примерный экзаменационный билет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Государственный аграрный университет Северного Зауралья»
Агротехнологический институт
Кафедра философии и социально-гуманитарных наук
Дисциплина Философия
Направление 35.05.01 «Ветеринария»
Специализация – «Ветеринарная фармация»