Тема: Налоговая система
[1]Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же государство ищет принципы и способы оптимального налогообложения. Налоги известны с давних времен, когда они действовали в форме дани, подати. Так, подушный налог с граждан известен с XII века до н.э. (существовал в Китае). По мере развития обмена и экономической цивилизации неизбежность налогов стала настолько очевидной, что еще в 1789 г. Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов». Возникновение налогов связано с необходимостью содержания государства. На различных этапах своего функционирования оно решает различные задачи — политические, экономические, социальные и т.д., для осуществления которых необходимы соответствующие финансовые ресурсы. При этом налоги и сборы являются одними из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов. Право государства взимать налоги и обязанность юридических и физических лиц их уплачивать вытекают из самой сути существования государства в интересах всего общества и отдельных лиц. По мере развития государства расширяются его функции, соответственно возрастает потребность в денежных средствах, а значит, возрастает и значение налоговых поступлений. Налоги и налоговая система — это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. [2]Налоговая система любого государства представляет собой: -во-первых, взаимосогласованную совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов; -во-вторых, систему законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговых платежей; -в-третьих, систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов. В настоящее время сложилось несколько подходов к определению понятия налоговой системы. Так, согласно первому, налоговая система – это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе. Также налоговая система рассматривается как совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства. [3]Наряду с понятием «налоговая система» в научной литературе часто используется и понятие «система налогов и сборов». Несмотря на кажущееся сходство терминов «налоговая система» и «система налогов и сборов» смешивать их нельзя. Налоговая система Российской Федерации – это система налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации, а также правила функционирования системы налогов и сборов. Правовое значение понятия «налоговая система» заключается в том, что с его помощью можно очертить правовое поле налогового права, то есть определить всю совокупность отношений, на которые распространяется действие налогово-правовых норм. Под «системой налогов и сборов» же подразумеваетсясовокупность налогов и сборов, установление и взимание которых допустимы на территории Российской Федерации (гл. 2 НК РФ). [4]В настоящее время налоговая система Российской Федерации состоит из следующих взаимосвязанных элементов — подсистем, формирующих ее структуру. 1. Правовая (законодательная) подсистема. Фундаментом налоговой системы является законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, о полномочиях государственных структур, обеспечивающих функционирование налоговой системы, о правах и обязанностях налогоплательщиков, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления. Федеральные законы принимаются двухпалатным парламентом и утверждаются Президентом РФ. 2. Подсистема налогов и сборов представляет собой совокупность федеральных, региональных, местных налогов и условий их установления и взимания, а также сборов и пошлин, утвержденных в законодательном порядке. [5]Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В настоящее время к федеральным налогам и сборам относятся: - налог на добавленную стоимость; - акцизы; - налог на доходы физических лиц; - единый социальный налог; - налог на прибыль организаций; - налог на добычу полезных ископаемых; - водный налог; - сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; - государственная пошлина. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. В настоящее время к региональным налогам относятся: - налог на имущество организаций; - налог на игорный бизнес; - транспортный налог. Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. В настоящее время к местным налогам относятся: - земельный налог; - налог на имущество физических лиц. Специальные налоговые режимы: - система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); - упрощенная система налогообложения; - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; - система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. 3. [6]Подсистема контроля соблюдения налогового законодательства включает налоговые органы Российской Федерации, внебюджетные фонды, таможенные органы. Единая централизованная система налоговых органов состоит из Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов. Основными задачами налоговых органов являются контроль соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанность по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами о налогах и сборах. В рамках данной подсистемы таможенные органы выполняют в том числе следующие функции: * участвуют в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализуют ее; * взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи; * осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции. 4. Правоохранительная подсистема обеспечивает экономическую безопасность государства и включает федеральные органы внутренних дел и таможенные органы. Задачами федеральных органов внутренних дел в лице Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП России) являются: · выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений; · обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их работников от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей. Таможенные органы в рамках правоохранительной подсистемы также выполняют следующие функции: · защищают экономические интересы Российской Федерации; · обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; · ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, пере, мещенным через таможенную границу Российской Федерации; · осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление. 5. Подсистема судопроизводства обеспечивает рассмотрение в арбитражных судах и судах общей юрисдикции налоговых споров между государственными органами и налогоплательщиками — организациями и физическими лицами. Решения Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ в отношении дел, связанных с рассмотрением налоговых споров, являются обязательными к исполнению на всей территории Российской Федерации. 6. Банковская подсистема обеспечивает через кредитные организации и территориальные органы Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации (Минфина России) перечисление и зачисление налогов и сборов, поступающих от налогоплательщиков, на счета бюджетов разных уровней: федерального, территориальных и местных. Важная роль в обеспечении бесперебойности работы этой подсистемы отводится банкам. Открытие банком счета налогоплательщику производится только при предъявлении последним свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика, налогового агента или иного обязанного лица на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды), а также решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или иного обязанного лица в порядке очередности, установленной гражданским законодательством. [7]Все подсистемы налоговой системы взаимодействуют между собой, а налоговая система в целом взаимодействует с субъектом налогообложения в лице налогоплательщиков (внешней системой налогоплателыциков — организаций и физических лиц). Таким образом, без налогоплательщиков невозможно существование налоговой системы, иначе не с кого было бы взимать налоги и сборы. Однако налогоплательщики, являясь элементом внешней среды по отношению к налоговой системе, активно воздействуют на налоговую систему в своих интересах, как и последняя на них. Следовательно, связь между внешней средой и налоговой системой является, по сути, двусторонней. Построение и структурное взаимодействие внутри налоговой системы осуществляется в соответствии с организационными принципами, закрепленными преимущественно в Конституции РФ и НК РФ. В настоящее время налоговой системе Российской Федерации соответствуют следующие организационные принципы: · единства; · подвижности (пластичности); · стабильности; · множественности налогов; · исчерпывающего перечня региональных и местных налогов. Принцип единства закреплен в ряде статей Конституции РФ, согласно которой Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Принцип подвижности (пластичности) предполагает, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективной необходимостью и возможностями государства. Принцип стабильности предусматривает, что налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Принцип множественности налогов включает несколько аспектов, важнейший из которых устанавливает следующее: налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинации различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая соответствовала бы требованию перераспределе-ния налогового бремени по плательщикам. Принцип исчерпывающего перечня налогов заключается в следующем: единое экономическое пространство Российской Федерации обусловливает политику государства на унификацию налоговых платежей. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. По своей структуре и принципам построения российская налоговая система, сложившаяся к середине 1990-х гг., в основном соответствует общераспространенным в мировой практике налоговым системам. В общих чертах налоговая система в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется следующим: · прогрессивным характером налогообложения (при этом каждая более высокая ставка налога применима лишь к строго определенной части налогооблагаемой суммы); · частыми изменениями ставок налогообложения в зависимости от экономической конъюнктуры в стране; · наличием разнообразных налоговых льгот и скидок; · определением начальных сумм, не облагаемых налогом. Это делает налоговую систему гибкой, способствует ее дифференцированному использованию. В Российской Федерации еще не создана полноценная рыночная экономика. Одной из причин этого является торможение качественных изменений в налоговом механизме, под которым понимается совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Поэтому налоговая система Российской Федерации недостаточно эффективна и нуждается в совершенствовании. Список использованной литературы
1. Александров И. М. Налоги и налогообложение: Учебник / И. М. Александров. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — 228 с. 2. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России:Учебник, изд. Дело, 2004 г. – 400 с. 3. Налоги и налогообложение: учебное пособие / под общей редакцией Д.И. Ряховского. — М.: Эксмо, 2006. — 336 с. — (Высшее экономическое образование). 4. «Налоги и налогообложение». Конспект лекций. 5. Скрипниченко В. Налоги и налогообложение. - СПб: ИД "Питер", М.: Издательский дом "БИНФА", 2007.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (332)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |