Конфликтология как наука и как учебная дисциплина
Предмет, объекта и специфика конфликтологии Как и всякая другая наука, конфликтология имеет свой объект (некая объективная реальность, независящая от познающего субъекта) и предмет (то, на что направлена деятельность исследователя исследования.
Объектом конфликтологии являются конфликты во всех формах их проявления. Объект конфликтологии - это сама социальная жизнь, все бесконечное разнообразие реальных конфликтов от детских ссор и до мировых войн, которыми наполнена общественная жизнь прошлого и настоящего.
Предметом исследования конфликтологии как науки являются общие закономерности возникновения конфликтных противоречий и конфликтов, динамика и формы развития конфликтных ситуаций, способы предупреждения и разрешения конфликтов. Характеристики и закономерности конфликтов могут меняться, так как изменяется и развивается общество и социальные взаимодействия в нем. Предмет конфликтологии может меняться, отражая наиболее актуальные стороны исследования и теоретических интересов науки в конкретный момент времени развития самой научной дисциплины.
Специфика (или особенности) конфликтологии заключается в следующем:
1. Исследования соц. конфликтологии проводятся в конкретной социальной среде и направлены на выявление (предупреждение) реально существующих социальных конфликтов по принципу «здесь и сейчас». Если философия методом логических умозаключений вне зависимости от времени и пространства разрабатывает «вечные» проблемы человеческого бытия, а экономика исследует основные экономические законы и способы производства, которые являются универсальными для многих социальных систем, то конфликтология — наука конкретная и каждое исследование по-своему уникально, что, конечно же, не исключает некоторых теоретических обобщений.
2. Специфика конфликтологии заключается также в том, что каждый вид конфликта (несмотря на общие теоретические и методологические основания) имеет свои специфические особенности и методы исследования. Так, для исследования внутриличностных, межличностных и групповых конфликтов в большей степени подходят психологические и социально-психологические методы. Для исследования конфликтов, возникающих между большими социальными группами (социально-политических, межэтнических, политических), используются социологические, политические и другие методы.
3. Одной из основных особенностей социальной конфликтологии (как и социологии) является тесная взаимосвязь теоретических и эмпирических исследований. Специфика этого феномена заключается в том, что в нем соединяются и взаимодействуют теоретические (абстрактные) методы общественных наук и эмпирические (практические) методы естественных наук. Это позволяет говорить о конфликтологии как о науке, способной не только теоретическими выводами и умозаключениями, но и языком конкретных данных (в цифрах, процентах и т.д.) выразить состояние той или иной социальной реальности и уровень ее конфликтности. Социальные факты, полученные эмпирическими методами, являются основой для теоретического анализа и практического применения в реальной жизни. Конфликтология как наука и как учебная дисциплина 1. До определенного времени практика обходилась без специальных знаний о конфликтах. Впервые предметом научного познания стали конфликты между государственной властью и обществом, отдельными социальными группами, что нашло выражение в учениях о демократии. Позже в круг интересов будущей науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этнонациональные, а затем межгрупповые и межличностные. Наконец, возникает потребность в систематическом анализе всех существенно значимых для общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с отношениями гармонии и согласия. Она была продиктована самой природой современного общества, способного к нормальному функционированию и развитию, только будучи целенаправленно регулируемым и в основном сознательно управляемым.
Конфликтология как научная дисциплины сложилась в 50—60-х гг. XX в. в недрах западной политологии и социологии (в России - в 90х). Ее предметом стало объяснение процессов жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем посредством категории конфликта.
(Конфликт – столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия)
Конфликтология – теоретико-прикладная дисциплина. Ее содержание слагается из следующих уровней знания: 1) теоретического объяснения конфликта как социального явления, анализа его природы, динамики, взаимосвязи со всеми общественными отношениями, его места и функций в системе общественных действий и взаимодействий; 2) изучение конкретных видов конфликтов, возникающих в различных формах социальной жизни (семья, коллектив и т. д.), технологии их регулирования и разрешения.
Особенностью конфликтологии является ее комплексный характер. Поскольку конфликты имеют место во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях ее организации и развития, то ими интересуются представители различных гуманитарных дисциплин. Политологи, социологи, юристы, экономисты и др. изучают различные аспекты социальных конфликтов, их развития и преодоления. Общая для всех смежных наук цель – выявление и объяснение механизмов, управляющих социальными процессами, связанными с конфликтами, их динамикой.
Выделяют три направления развития конфликтологии как научной дисциплины:
1. Развитие теории, методологии и исследований конфликтологии. 2. Формирование конфликтологических знаний в сфере образования. 3. Внедрение прикладного значения конфликтологии с целью прогнозирования и предупреждения конфликтов в обществе.
Первое направление призвано достигнуть консенсуса всех конфликтологических знаний, в том числе в смежных для конфликтологии науках, примирения теоретических разногласий между отраслями науки. Исследования конфликтологии должны быть как узконаправленными (предметом видеть методологические перспективы науки), так и междисциплинарного и общеприкладного значения. Данные эмпирических исследований должны систематизироваться и превращаться со временем в теоретические знания конфликтологии. В рамках первого направления стоит задача по проведению научных и научно-практических конференций, симпозиумов и круглых столов по вопросам теории и методов конфликтологии. Переводы и публикации работ зарубежных теоретиков конфликтологии, организация контактов с международными научными центрами конфликтологии, а также создание Института конфликтологии в России – задачи в рамках первого направления дисциплины «Конфликтология».
В сфере образования задачами конфликтологии является введение учебных курсов в программы общеобразовательных и высших учебных заведений, открытие специальностей в вузах по конфликтологии, внедрение конфликтологических знаний в систему повышения квалификации специалистов. Расширение изданий учебной литературы по конфликтологии, обеспечение возможности публикации отечественных конфликтологов.
Третье направление конфликтологии заключается в организации групп и центров по практическим вопросам конфликтологии. Они должны быть направлены на разработку методов оценки современных конфликтных ситуаций, технологий по урегулированию возникающих в обществе конфликтов и прогнозов, помогающих предупредить появление конфликтов.
2. Перед конфликтологией как учебной дисциплиной стоит ответственная задача. В нашей стране в периоды господства тоталитарного и авторитарного режимов власти (1917—1985 гг.) конфликтологии как учебной дисциплины не существовало. Господствовавшая коммунистическая идеология исходила из того, что в социалистическом обществе нет реальных причин для возникновения социальных конфликтов, поэтому нет и необходимости для создания специальной отрасли знания и изучения конфликтологии. Реакционному режиму было проще управлять людьми, не имеющими конфликтологического образования. Не существовало и легитимных механизмов конструктивного разрешения социальных конфликтов, поэтому они, как правило, подавлялись силой.
Конфликтология как учебная дисциплина должна быть максимально приближена к анализу реальных событий и конфликтных ситуаций, в которые вовлечен обучающийся. Если по отношению к другим учебным дисциплинам это требование не должно доминировать, то по отношению к конфликтологии как практической дисциплине - это должно быть основным требованием, иначе разговоры о конфликтах и приобщение к истории развития конфликтологической мысли останутся лежать «мертвым грузом» в сознании человека. Таким образом, организация образовательного процесса по принципу «сократического диалога», точнее полилога, является наиболее оптимальной формой усвоения знаний в области конфликтологии.
Задача конфликтологии как учебной дисциплины состоит в том, чтобы помочь понять все сложности и хитросплетения конфликтологической науки, научиться правильно осознавать (воспринимать) возникающие конфликтные ситуации и адекватно на них реагировать. Практическая конфликтология как учебная дисциплина имеет важнейшую цель – дать студентам представление о конфликтологии как науке, а также о существующих в мире научных и практических подходах по решению проблем, связанных с урегулированием конфликтных и кризисных ситуаций путем переговоров и посреднических процедур.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2812)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |