Возникновение представлений о психике в античную эпоху.
РЕФЕРАТ по дисциплине: «Методологические и теоритические проблемы психологии и педагогики развития» на тему: «Категории психологии. Психика»
Работу выполнила: студентка группы ЗАБ-44.03.02-41 ШиробоковаТаиса Андреевна
Работу проверила: канд. психологических наук, доцент Кондаурова Ольга Петровна
Ижевск – 2018г. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3 ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ, КАК КАТЕГОРИИ ПСИХОЛОГИИ. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХИКЕ. 4 1.1. Возникновение представлений о психике в античную эпоху. 4 1.2. Представление о психике в эпоху Возрождения. 8 1.3. Представление о психике в эпоху Нового времени. 9 1.4. Развитие психологических взглядов в XVIII – XX веках. 11 1.5. Возникновение представлений о психике в рамках психологических школ и направлений. 13 1.6. Современное определение «психики». 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 23
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе будут рассмотрены представления о психике с античных времен до настоящего времени, кроме того дано будет подробное определение изучаемому понятию. История возникновения представлений о психике имеет большое значение для развития самой психологической науки, являясь её как бы самосознанием и рефлексией, аппаратом самоконтроля и самопознания. Изучения истории можно рассматривать как лучшую школу теоретического мышления. Без истории возникновения представлений о психике не может быть создана какая-либо строгая психологическая теория. История возникновения психологии как науки является основой для формирования у психолога системы оценочных суждений, основанием для создания эталонной шкалы, служащей мерой и точкой отсчёта при оценке различных течений, направлений и взглядов в психологии.
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ, КАК КАТЕГОРИИ ПСИХОЛОГИИ. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХИКЕ.
Возникновение представлений о психике в античную эпоху. Появление древних представлений об окружающем мире связано с анимумом(от латинского “anima” – душа, дух) – верой в скрытый за видимыми вещами сонм духов как особых “агентов”, которые покидают человеческое тело с последним дыханием, а по некоторым учениям (например, знаменитого философа и математика Пифагора), являясь бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений. Древние греки называли душу словом “псюхе”. Оно и дало имя психологии. Обычно начало научного миросозерцания связывают с Милетской школой, существовавшей в VII-VI вв. до н.э. Её представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им первым принадлежит заслуга в выделении психикиили “души” из материальных явлений. Общим для философов милетской школыявляется положение о том, что все вещи и явления окружающего мира характеризуются единством своего происхождения. Материальное и духовное, телесное и психическое по своей первооснове едины; различие между ними заключается в состоянии, проявлении и выражении этого первоначала. Различие же между взглядами учёных этой школы состояло в том, какой вид конкретной материи принимал каждый из этих философов за первооснову мироздания (Фалес– воду, Анаксимандр – “апейрон”, Анаксимен – воздух). Революцией в умах стал переход от анимизма к гиноизму (от греческого слова “Hyle”, означающего вещество, материя и “zoe” – жизнь). Космос мыслился отныне изначально живым. Границы между живым, неживым и психическим не проводилось. Гилозоизм впервые поставил душу под общие законы естества. Гилозоисту Гераклиту космос явился в образе “вечно живого огня”, а душа – это образ его искорки. Гераклитом было дано не только общее представление о “психике” и её природе, он также попытался выделить и охарактеризовать отдельные стороны души (познавательные и побудительные силы, влечение, потребности, чувства). Вопросы о природе души, её внешней обусловленности ставились в древнее время также представителями медицины. Крупнейший врач и философ античной эпохи Алкмеон (VI – V вв. до н.э.) первым связал психику с работой головного мозга и первой системы в целом (принцип первизма). Алкменпредположил наличие психики у человека и животных. От животных человек отличается разумом, а анотомически – объёмом и строением мозга и органов чувств. Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.), крупный философ и врач древности, в качестве носителя душевных, психических функций, рассматривал кровь, а органом души считал сердце, а не мозг. Афинский философ Анасагор (500-428 гг. до н.э.) за основу мирапринимал не стихии, а дробные частицы. Это уже предпосылка зарожденияанатомического направления в философии и психологии. Анаксагор продолжил изучение восприятия и ощущения, начатое Алкмеоном и Элепедоклом, однако он выдвигает не закон подобия, а принцип противоположности. Древнегреческий врач Гиппократ (460 – 377 гг. до н.э.) вошёл в историю как основоположник дифференциально-психологического подхода к изучению людей, выделил четыре типа темперамента и характера. Причиной такой дифференциации Гиппократ считал пропорцию, в которой смешаны в организме различные “соки” (кровь, желчь, слизь). Подлинным основателем атомистического направления принято считать Демокрита (460 – 370 гг. до н.э.). Он впервые высказал мысль, что в результате соединения атомов возникает всё, включая самого человека. Душа животных и человека телесной природы и состоит из атомов особого рода, отличающихся своей формой и чрезвычайной подвижностью. Если душевных атомов в организме становится слишком мало, наступает смерть. Разграничив отдельные стороны души, Демокрит пытается более полно раскрыть природу, условия и механизмы возникновения ощущения, восприятия, мышления эмоций, тем самым начав причинное объяснение психических процессов.
В V-VII вв. до н.э. материалистическому направлению в древнегреческой философии начинает противостоять идеалистическое течение, родоначальником которого является Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) и Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Сократ полагал, что природа, человек и его душа даны от бога. По сравнению с животными бог дал человеку более совершеннейшее строение и душевные способности. В основе душевной деятельности лежат не ощущения и восприятие, навязываемые человеку извне, а понимание, выражающееся в пробуждении, оживлении и припоминании знаний, изначально заложенных в самойдуше. Для успешного приобретения знаний человек должен обладать известнымиспособностями (быстрота схватывания, прочность запоминания и интерес). Сократ впервые подчеркнул ведущее значение активности самого субъекта, его способности управлять собой в соответствии с социально-экономическими понятиями и принципами. В более развёрнутом виде идеи Сократа были представлены у его ближайшего ученика и последователя Платона. Основное положение Платона заключается в признании в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей. Душа человека, по его мнению, не зависит от тела. Она бессмертна и может переселяться из одного тела в другое. Покидая смертное тело, души не всех людей полностью освобождаются от телесных элементов, поэтому существует целая иерархия различных по уму людей. У человека Платон выделял два уровня души – высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души, её временным пристанищем является головной мозг. Низшая душа, в свою очередь, представлена двумя частями – низшая благородная часть и низкая возделеющая душа. Первая помещается в области сердца; с ней связаны воля, мужество, храбрость и т.п. Локализация второй в печени; она включает сферу потребностей, влечений и страстей. Люди различались Платоном по признаку преобладания у них той или другой части души. Сложившиеся трудности и противоречия в понимании природы психического, которые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе Демокрита, с другой – из учения о душе Платона, удалось преодолеть ближайшему ученику Платона Аристотелю (384 – 324 гг. до н.э.). Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником знания, но организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. «Правильно думают те, - говорил Аристотель своим ученикам, - кому представляется, что душа не может существовать без тела и не можетсуществовать без тела и не является телом. Душу от тела отделить нельзя». [1] Аристотелем было открыто и изучено множество конкретных психических явлений. Ощущения и восприятия он выделил как исходные формы познавательной деятельности, на основе которых вырастают более сложные формы психологического. Аристотель указал пять основных вида чувствительности: зрение, вкус, слух, обоняние и осязание. Близким к учению Аристотеля являются взгляды стоиков (III в. до н.э. – IV в. н.э.), которые считали все явления космоса едиными по происхождению. В основе своей душе человека, по мнению стоиков, материальнаи едина, хотя может проявляться в различных способностях. Стоикам принадлежит заслуга в установлении единства и неразрывности мышления и языка. Известный древнеримский мыслитель, видный представитель древней медицины Гален (130 – 200 гг. до н.э.) считал, что все функции души, начиная от ощущений и, кончая индивидуальным разумом, темпераментом и характером, имеют в своей основе гуморально-мозговые процессы. Его психофизиология оставалась последним словом науки вплоть до Нового времени. Итак, заключая раздел о развитии представлений о психике в античную эпоху, нужно отметить, что древние мыслители сумели высказать множество догадок, выдвинуть большой ряд принципиальных идей, которые оказали огромное влияние на последующие открытия в психологии.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (583)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |