Методика проведения SWOT-анализа
Для того чтобы получить ясную оценку сил вашего предприятия и ситуации на рынке, существуетSWOT-анализ. SWOT-анализ – это определение сильных и слабых сторон предпри- ятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окруже- ния (внешней среды). · сильные стороны (Strengths) – преимущества вашейорганизации; · слабости (Weaknesses) – недостатки вашейорганизации; · возможности (Opportunities) – факторы внешней среды, исполь- зование которых создаст преимущества Вашей организации нарынке; · угрозы (Threats) – факторы, которые могут потенциально ухуд- шить положение вашей организации нарынке. Применение SWOT-анализа позволит систематизировать всю имею- щуюся информацию и, видя ясную картину «поля боя», принимать взвешен- ные решения, касающиеся развития бизнеса. В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы, изображенной на рисунке 8, так называемой «матрицы SWOT-анализа». В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности иугрозы.
Рисунок 8- Матрица SWOT-анализа
Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая вам дополнительные возможности. Сила мо- жет заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, нали- чии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалифи- кации персонала, высоком качестве выпускаемой вами продукции, извест- ности торговой марки и т.п. Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассорти- мент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недоста- ток финансирования, низкий уровень сервиса ит.п. Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций кон- курентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что воз- можностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать предприятие. Рыночные угрозы - события, наступление которых может оказать не- благоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: вы- ход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупате- лей, снижение рождаемости и т.п. Обратите внимание: один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, тор- гующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть воз- можностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же вре- мя, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса. Шаг 1. Определение сильных и слабых сторон предприятия Первый шаг SWOT-анализа — оценка собственных сил. Первый этап позволит определить, каковы сильные стороны и недостатки предприятия. Для того чтобы определить сильные и слабые стороны вашего пред- приятия, необходимо: 1. Составить перечень параметров, по которому будут оценивать предприятие; 2. По каждому параметру определить, что является сильной сторо- ной предприятия, а что –слабой; 3. Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа (рисунок7). Для оценки предприятия Вы можете воспользоваться следующим спи- ском параметров: 1. Организация (здесь может оцениваться уровень квалификации сотрудников, их заинтересованность в развитии вашего предприятия, нали- чие взаимодействия между отделами вашего предприятия ит.п.) 2. Производство (могут оцениваться производственные мощности, качество и степень износа оборудования, качество выпускаемого товара, на- личие патентов и лицензий (если они необходимы), себестоимость продук- ции, надежность каналов поставки сырья и материалов ит.п.) 3. Финансы (могут оцениваться издержки производства, доступ- ность капитала, скорость оборота капитала, финансовая устойчивость пред- приятия, прибыльность бизнеса ит.п.) 4. Инновации (здесь может оцениваться частота внедрения новых продуктов и услуг на предприятии, степень их новизны (незначительные ли- бо кардинальные изменения), сроки окупаемости средств, вложенных в разработку новинок ит.п.) 5. Маркетинг (здесь можно оценивать качество товаров/услуг (как это качество оценивают потребители), известность марки, полноту ассорти- мента, уровень цен, эффективность рекламы, репутацию предприятия, эф- фективность применяемой модели сбыта, ассортимент предлагаемых вами дополнительных услуг, квалификацию обслуживающегоперсонала). Далее следует заполнить таблицу 7. Делается это следующим образом: в первый столбец записывается параметр оценки, а во второй и третий – те сильные и слабые стороны предприятия, которые существуют в этой об- ласти. В таблице 7 приведено несколько примеров сильных и слабых сторон по параметрам «Организация» и«Производство». После этого из всего списка сильных и слабых сторон предприятия не- обходимо выбрать наиболее важные (самые сильные и самые слабые сторо- ны) и записать их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа (рису- нок 6). Таблица 6 Определение сильных и слабых сторон предприятия
Оптимально, если вы сможете ограничиться 5-10 сильными и таким же количеством слабых сторон, чтобы не испытывать трудностей при дальней- шем анализе. Шаг 2. Определение рыночных возможностей и угроз Второй шаг SWOT-анализа — оценка рынка. Этот этап позволит оце- нить ситуацию вне предприятия и понять, какие есть возможности, а также каких угроз следует опасаться (и, соответственно, заранее к ним подгото- виться). Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон предприятия: 1. Составьте перечень параметров, по которому будете оценивать рыночнуюситуацию; 2. По каждому параметру определите, что является возможностью, а что — угрозой дляпредприятия; 3. Из всего перечня выберите наиболее важные возможности и угрозы и занесите их в матрицуSWOT-анализа. За основу при оценке рыночных возможностей и угроз можно взять следующий список параметров: 1. Факторы спроса (здесь целесообразно принять во внимание ем- кость рынка, темпы его роста либо сокращения, структуру спроса на продукцию вашего предприятия ит.п.) 2. Факторы конкуренции (следует учитывать количество ваших ос- новных конкурентов, наличие на рынке товаров-заменителей, высоту барье- ров входа на рынок и выхода с него, распределение рыночных долей между основными участниками рынка ит.п.) 3. Факторы сбыта (необходимо уделить внимание количеству по- средников, наличию сетей распределения, условиям поставок материалов и комплектующих ит.п.) 4. Экономические факторы (учитывается курс рубля (доллара, ев- ро), уровень инфляции, изменение уровня доходов населения, налоговая по- литика государства ит.п.) 5. Политические и правовые факторы (оценивается уровень поли- тической стабильности в стране, уровень правовой грамотности населения, уровень законопослушности, уровень коррумпированности власти ит.п.) 6. Научно-технические факторы (обычно принимается во внимание уровень развития науки, степень внедрения инноваций (новых товаров, тех- нологий) в промышленное производство, уровень государственной поддерж- ки развития науки ит.п.) 7. Социально-демографические факторы (следует учесть числен- ность и половозрастную структуру населения региона, в котором работает ваше предприятие, уровень рождаемости и смертности, уровень занятости населения ит.п.) 8. Социально-культурные факторы (обычно учитываются традиции и система ценностей общества, существующая культура потребления товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения людей ит.п.) 9. Природные и экологические факторы (принимается в расчет климатическая зона, в которой работает ваше предприятие, состояние окру- жающей среды, отношение общественности к защите окружающей среды и т.п.) 10. И, наконец, международные факторы (среди них учитывается уровень стабильности в мире, наличие локальных конфликтов ит.п.) Далее, как и в первом случае, заполняется таблица (таблица 7): в первый столбец записывается параметр оценки, а во второй и третий — существующие возможности и угрозы, связанные с этим параметром. При- меры приведены в таблице7. Таблица 7 Определение рыночных возможностей и угроз
После заполнения таблицы 8, как и в первом случае, необходимо вы- брать из всего списка возможностей и угроз наиболее важные. Для этого ка- ждую возможность (или угрозу) нужно оценить по двум параметрам, задав себе два вопроса: «Насколько высока вероятность того, что это случится?» и «Насколько это может повлиять на предприятие?». Выберите тесобытия, которые произойдут с большой долей вероятности и окажут заметное влия- ние на бизнес. Эти 5-10 возможностей и примерно столько же угроз занесите в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа (рисунок 10). Теперь нужно сопоставить имеющиеся у предприятия сильные и слабые стороны с рыночными возможностями иугрозами. Шаг 3. Сопоставление сильных и слабых сторон предприятия с возможностями и угрозамирынка Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволит ответить на следующие вопросы, касающиеся дальней- шего развития бизнеса: 1. Как можно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороныпредприятия? 2. Какие слабые стороны предприятия могут в этомпомешать? 3. За счет, каких сильных сторон можно нейтрализовать сущест- вующиеугрозы? 4. Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, нужно больше всегоопасаться? Для сопоставления возможностей предприятия условиям рынка приме- няется видоизмененная матрица SWOT-анализа (таблица 8). Таблица 8 Матрица SWOT-анализа
После заполнения матрицы SWOT-анализа определяются основные направления развития предприятия (ячейка 1 показывает, как можно вос- пользоваться открывающимися возможностями), формулируются основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса (остальные ячейки таблицы 8). Источники информации для проведения SWOT-анализа Бухгалтерская и финансовая отчетность, отчеты отделов производства и продаж. Источники информации о рынке (возможностях и угрозах): 1. результаты маркетинговых исследований, обзоры рынка, которые иногда публикуются в некоторых газетах, журналах (например, «Практиче- ский маркетинг», «Эксклюзивный маркетинг» ит.п.); 2. отчеты и сборники Госкомстата и (информация о численности населения, уровне смертности и рождаемости, половозрастной структуре на- селения и другие полезныеданные); 3. информация, представленная специализированной компанией, проводившей по договору для фирмы маркетинговоеисследование. Преимущества SWOT-анализа: 1. Интуитивная простота применения ивосприятия. 2. Широкий спектр дляприменения. 3. SWOT-анализ создает хорошую базу в изучении стратегии, сло- жившейся ситуации и выявлении направленияразвития. 4. SWOT-метод хорош для идентификации и классификации воз- действующих на объект в данный моментфакторов. 5. Возможности обобщить и сопоставить информацию совершенно разногохарактера. 6. SWOT-методдаетвозможностьобобщениядругихтипованали- зов.
Недостатки SWOT-анализа: 1. SWOT не отображает динамику во времени, впрочем, иего предшественник SOFT делал это ограниченно. 2. SWOT не позволяет сопоставлять и оценивать, а только лишь их обозначать. 3. Чрезмерная субъективностьметода. 4. Подверженность “бытовому мнению” при разработки метода группой. 5. Разносторонность рассматриваемых факторов делает SWOT очень «грязным», неоднородным видом анализа. 6. В большей своей части SWOT не формализован и применяется на усмотрениеаналитиков. 7. Отсутствие критериев, выявляющих полноту и качество данных для анализа. 8. Основной акцент изучения сосредоточен больше на внутренних факторах, чем навнешних.
Практикум Пример проведения PEST анализа PEST – анализ проводится сотрудниками компании «Бест». Компания работает в сфере оказания туристических услуг. Была проведена оценка степени различных факторов внешней среды на компанию. В проведении анализа участвовали четыре сотрудника. Работа выполняется сотрудниками в два этапа: на первом определяется степень влияния факторов на деятельность фирмы в форме относительных нормированных весовых коэффициентов (таблица 9), а на втором – вероят- ность их влияния по пятибалльной системе оценок, при этом 5 - наибольшее влияние, а 1 – наименьшее (таблица 10). Таблица 9 Оценка степени влияния
Продолжение таблицы9
Таблица10 Степень вероятноcти влияния факторов
Продолжение таблицы 10
Результатом PEST – анализа является выбор основных факторов внеш- ней макросреды, которые будут создавать возможности и угрозы для компа- нии в прогнозируемом периоде. Анализируя таблицу 10 можно сделать вывод, что: · изменение законодательства позволяет воспользоваться благо- приятными возможностями для завоевания ниш на рынке, расширение сферы деятельности; · смена политических партий оказывает небольшое положитель- ное влияние. Этот фактор является возможностью укрепить позиции на рын- ке; · возможность теракта - большая угроза для компании, так как в этом случае компания несет большие потери и в целом страдает экономика в стране; · экономическая нестабильность в стране является угрозой для компании; · природно-географические факторы отрицательно влияют на ком- панию, поэтому являются угрозой компании, в случае непредвиденных об- стоятельств: наводнения различных катаклизм страдает экономика страны, наносится значительный моральный и материальный ущерб населению. Компания несет крупныепотери; · ограниченность природных ресурсов позволяет создавать новые технологии заменяющие ресурсы, которые компания может страховать. Сле- довательно, этот фактор позволит компании выйти на новые сегментырынка. · темп роста населения очень быстро возрос за последние три года. Этот фактор является возможностью для привлечения числа страхователей, и увеличение долиприбыли; · образование является возможностью для компании получать вы- сококвалифицированных сотрудников, которые могут грамотно и в крат- чайшие сроки достигать намеченныхцелей. Задания Задание 1 Компания «Сельта» работает в области розничной торговли книгами. Необходимо провести анализ внешних стратегических факторов, и сделать выводы о влиянии факторов внешней среды.
Методические указания по выполнению задания: 1. Выставить оценки влиянияфакторов 2. определить взвешенные оценки по каждому фактору и суммарную оценку. 3.Сделать вывод, на основе проведенных расчетов. Таблица 11 Анализ внешних стратегических факторов
Задание 2 Проведите РЕSТ-анализ деятельности компании (предприятие выбира- ется самостоятельно) используя следующие формы: Таблица 12 РЕSТ- анализ факторов макросреды
Таблица 13 Результаты анализа внешних стратегических факторов
Сделайте выводы по проведенному РЕSТ-анализу.
Задание 3 Используя данные таблицы 14, постойте матрицу SWOT – анализа для данной компании. Опишите, как можно воспользоваться открывающимися возможностями. Сформулируйте основные проблемы предприятия, наметьте пути совершенствования деятельности предприятия.
Таблица 14 Пример стратегического SWOT-анализа компании, занимающейся розничной торговлей аудио-видео продукции и книг
Продолжение таблицы14
Таблица15 Матрица SWOT-анализа
Задание 4 Используя данные таблицы 16, постойте матрицу SWOT – анализа. Опишите, как можно воспользоваться открывающимися возможностя- ми. Сформулируйте основные проблемы предприятия, наметьте пути совер- шенствования деятельности предприятия. Таблица 16 Пример стратегического SWOT-анализа крупной авиакомпании
Таблица 17 Матрица SWOT-анализа
Задание 5 Используя данные таблицы 18, постойте матрицу SWOT – анализа для данной компании. Опишите, как можно воспользоваться открывающимися возможностя- ми. Сформулируйте основные проблемы предприятия, наметьте пути совер- шенствования деятельностипредприятия.
Таблица 18 Пример стратегического SWOT-анализа холдинга, занимающегося дистри- буцией компьютерной и офиснойтехники
Таблица 19 Матрица SWOT-анализа
Контрольные вопросы по теме 4. 1. Дайте характеристику внешней средыпредприятия 2. Охарактеризуйте составляющие макросредыпредприятия 3. Назовите цель проведенияРЕSТ-анализа. 4. Опишите порядок проведенияРЕSТ-анализа. 5. Каковы цели проведения SWOT –анализа? 6. Методика проведения SWOT –анализа. 7.Проанализируйте тенденции развития российского рынка: возможно- сти и угрозы. 8. Приведите примеры из российской практики влияния макросреды на компанию.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (779)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |