III.1. Неправильная поза тела и нарушение осанки.
III.1.1. Неправильное положение при сне (Атипичная привычка спать). Привычка спать с запрокинутой головой сопровождается длительным смещением челюсти назад, что способствует формированию дистальной окклюзии. Привычка спать с низко опущенной на грудь головой сопровождается передним смещением нижней челюсти и формированием мезиальной окклюзии. Привычка спать в одной позе - на спине, животе, на боку, а также с подложенной под щеку рукой - способствует несимметричному развитию челюстей, сужению или смещению нижней челюсти.Положение головы ребенка впереди вертикальной оси туловища приводит к аномалиям прикуса, в то время как при правильном осанке голова и туловище находятся на одной вертикали. III.1.2. Неправильное положение туловища. Неправильное положение туловища в положении сидя, поддерживание головы ладонями или упор подбородком на твердый предмет приводят к зубочелюстных аномалиям. Контрольные вопросы для усвоения темы: 1. Дайте определение понятия «прикус». 2. Аномалии прикуса 3. Факторы риска, патогенез, диагностика. Занятие № 16. Тема: Миогимнастика: методы, цели, механизм воздействия на нарушенные функции и вредные привычки. Цель:Усвоить принципы и механизмы миогимнастики для нормализации их тонуса и функции. Необходимый исходный уровень знаний: - знание анатомии мыщц ЧЛО -знание анатомии сустава ВНЧС Содержание занятия Основные принципы миогимнастики. Проведение занятий по миогимнастике должно соответствовать основным педагогическим принципам — систематичности, последовательности, сознательности и активности, доступности и индивидуализации, повторности и прогрессирования наглядности (В.Д.Молоков, В.Г.Васильев, В.Г.Изатулин и др., 1991). Основные правила проведения миогимнастики следующие: 1. Сокращения мышц должны совершаться с максимальнойамплитудой; 2. Интенсивность сокращений мышц не должна быть чрезмерной, а должна быть в физиологических пределах; 3. Скорость и продолжительность сокращений должны постепенно увеличиваться; 4. Между двумя последовательными сокращениями должнабыть пауза, равная продолжительности самого сокращения; 5. Сокращения мышц при каждом упражнении должны бытьповторены несколько раз и продолжаться до появления легкойместной усталости; 6. Наиболее благоприятный возраст для проведениямиогимнастики — от 4 до 7 лет. Миогимнастические упражнения назначаются без аппаратов или со специальными аппаратами (диск Фриэля, индивидуальная и стандартная вестибулярная пластинка, эквилибратор, вертушка ручная, активатор и др.) Наибольшее распространение из специальных аппаратов получили вестибулярные пластинки (стандартная и индивидуальная). Работу по профилактике зубочелюстных аномалий и деформаций, в том числе проведение миогимнастики, осуществляют ортодонт, участковый детский стоматолог совместно с медицинским и педагогическим персоналом детских дошкольных учреждений и школ. Примерная схема организации проведения миогимнастики в детских дошкольных учреждениях. 1. Изучение распространенности зубочелюстных аномалий— ортодонт, участковый детский стоматолог.
Принцип профилактического направления в борьбе с зубочелюстными аномалиями и деформациями значительно снижает трудозатраты, способствует гармоничному развитию подрастающего поколения и полностью соответствует гуманным основам здравоохранения. Миогимнастика является одним из методов достижения этих целей. Нами предлагаются общие комплексы миогимнастических упражнений, которые могут быть взяты за основу для работы с детьми в детских дошкольных учреждениях для профилактики и лечения зубочелюстных аномалий и деформаций. Каждый общий комплекс состоит из нескольких малых комплексов, что позволяет включать эти упражнения в плановые занятия по физическому воспитанию, развитию речи, подвижные игры, не требуя выделения специального времени. При составлении комплексов учитывался возраст детей. У детей с нарушением функции смыкания губ перед началом занятий можно определить силу мышц приротовой области, с тем, чтобы в процессе тренировки этих мышц проводить объективный контроль происходящих изменений. С этой целью используется устройство для измерения силы мышц приротовой области, которое состоит из 2 пластмассовых пластинок, соединенных пружиной с измерительной шкалой. Ребенок максимально сжимает пластинки губами, и по отклонению стрелки на измерительной шкале регистрируется величина силы в граммах. Пластмассовые пластинки снабжены съемными насадками, что позволяет работать с большой группой детей.
Миогимнастика при нарушении функции дыхания.Миогимнастика проводится после устранения патологии носовых ходов и носоглотки. Упражнения для нормализации дыхания состоят из трех комплексов. 1. Установка полного грудного и брюшного дыхания. Во время выполнения упражнений голову следует держать прямо, плечи немного отвести назад и опустить (лопатки должны прилегать к спине), развернуть грудь, подтянуть живот, коленные суставы выпрямить. Для самоконтроля над типом дыхания ребенок кладет одну руку на грудь, а другую на живот и последовательно выполняет ряд упражнений, повторяя каждое из них 5—6 раз • глубокое смешанное дыхание (грудное + брюшное); • грудное дыхание; • брюшное дыхание; • полный удлиненный выдох (выполняется во время ходьбы: вдох на 3 шага, выдох на 4 шага, постепенно число шагов увеличивают до 5-6). 2. Установка носового дыхания. Упражнения для тренировки мышц челюстно-лицевой области проводят в двух положениях тела — сидя и стоя: • из исходного положения (руки вверх, ноги в стороны) во время наклона выполняют вдох и выдох через нос, руки при этом опускают через стороны вниз; • после выдоха рот закрывают, нос зажимают и считают до десяти, после чего медленно вдыхают и выдыхают через нос (рот плотно закрыт); • вдох и выдох выполняют поочередно через левую и правую ноздри. 3. Нормализация смыкания губ: • при сомкнутых губах надувают щеки, затем прижимают к щекам кулаки и медленно выдавливают воздух через сжатые губы; • губы смыкают, поочередно нагнетают воздух под верхнюю и нижнюю губу; • губы смыкают и перемещают их вправо и влево; • губы вытягивают в трубочку («хоботок»), считают до четырех, затем растягивают губы в широкую улыбку; • широкую улыбку фиксируют мизинцами, прижимая их к углам растянутых губ, и пытаются стянуть губы в трубочку; • дуют на кусочек ваты или перышко, лежащие на столе или подвешенные на нитке, соревнуясь в дальности перемещения предмета; • между губами прокладывают полоску бумаги, губы смыкают и таким образом удерживают полоску бумаги в течение 10—15 мин; • ребенок губами удерживает шнурок с нанизанными на него пластинками; • в преддверие полости рта ребенка (под верхнюю и нижнюю губу) кладут ватные валики и просят его произнести звуки, требующие смыкания губ ([п], [б], [м]); • две пуговицы диаметром 25—30 мм соединяют шнурком и фиксируют на расстоянии 25—30 мм друг от друга; одну пуговицу ребенок захватывает губами, другую берет в руку и натягивает шнурок, пытаясь удержать первую пуговицу губами; • упражнение с активатором Дасса: ребенок пытается сомкнуть губы, приближая друг к другу две пластиковые площадки, соединенные проволочной пружиной; • упражнение с пластинкой Шонхера: вестибулярную пластинку вкладывают в преддверие полости рта, оставляя снаружи прикрепленное к ней кольцо, губы смыкают; затем пытаются вытянуть пластинку за кольцо, противодействуя этому губами; • упражнение с эквилибратором: ребенок пытается удержать губами в горизонтальном положении наборный мундштук с переменным числом пластиковых звеньев (норма для взрослого человека — удержание трех звеньев в течение 10 мин); • упражнение с пластинкой: ребенок зажимает губами и удерживает в горизонтальном положении пластинку толщиной 1—2 мм, на которую накладывают небольшой груз (например, карточки лото); • упражнение с лопастным аппаратом: ребенок дует на вертушку (возможно соревнование по скорости вращения вертушки); • упражнение с силиконовым аппаратом, имеющим вестибулярную пластинку и эластичный межгубной «клин»: для нормализации тонуса губ чередуют расслабленное расположение губ поверх клина и сильное сжатие клина губами, удерживают пластинку в преддверии сомкнутыми губами при попытке вытянуть аппарат, удерживая его в области «клина», в направлении вверх и вниз под углом 45°. Контрольные вопросы: 1. Перечислить правила проведения миогимнастики 2. Организация проведения миогимнастики в детских дошкольных учреждениях
ТЕСТЫ
Вопрос 13. Зубное отложение, располагающееся под маргинальной десной, невидимое при визуальном осмотре, плотное и твердое, темно-коричневого или зелено-черного цвета, плотно прикрепленное к поверхности зуба - это: №1 кутикула №2 пелликула №3 зубной налет №4 поддесневой зубной камень №5 наддесневой зубной камень Вопрос 14. Наиболее часто наддесневой зубной камень локализуется в области: №1 вестибулярной поверхности верхних резцов №2 вестибулярной поверхности нижних резцов №3 небной поверхности верхних резцов №4 язычной поверхности нижних резцов №5 одинаково часто на всех поверхностях зубов Вопрос 15. Для выявления зубного налета используется метод: №1 зондирования №2 окрашивания №3 пальпации №4 электроодонтодиагностики Вопрос 16. С помощью йодсодержащих растворов можно выявить наличие на зубах: №1 кутикулы №2 пелликулы №3 зубного налета №4 зубного камня №5 пищевых остатков
Вопрос 17. При профилактическом осмотре определить наличие поддесневогокамня можно с помощью: №1 визуального осмотра №2 окрашивания йодсодержащим раствором №3 зондирования №4 рентгенологического исследования №5 микробиологического исследования Вопрос 18. У ребенка 5-6 лет гигиеническое состояние полости рта оценивают с помощью индекса: №1 Грин-Вермиллиона №2 Федорова-Володкиной №3 РНР №4 кпу(п) №5 РМА | ||||||||||
Вопрос 19. Индекс Грин-Вермиллиона используется для определения: №1 интенсивности кариеса №2 гигиены полости рта №3 кровоточивости десен №4 зубочелюстных аномалий №5 состояния тканей пародонта | ||||||||||
Вопрос 20. При определении гигиенического состояния полости рта с помощью индекса Федорова-Володкиной окрашиваются: №1 вестибулярные поверхности 6 верхних фронтальных зубов №2 вестибулярные поверхности 6 нижних фронтальных зубов №3 язычные поверхности первых постоянных моляров №4 вестибулярные поверхности первых постоянных моляров №5 вестибулярные поверхности верхних и нижних резцов | ||||||||||
Вопрос 21. При определении индекса РНР обследуют зубы: №1 43, 42, 41, 31, 32, 33 №2 16, 11, 26, 36, 31, 46 №3 16, 12, 24, 36, 32, 44 №4 16, 26, 36, 46 №5 36, 46 Вопрос 22. При определении индекса Грин-Вермиллиона обследуют зубы: №1 43,42,41,31,32,33 №2 16,11,26,36,31,46 №3 16,12,24,36,32,44 №4 16,26,36,46 №5 36, 46 | ||||||||||
Вопрос 23. С помощью индекса API определяется: №1 степень воспаления десны №2 кровоточивость десневой борозды №3 наличие зубного налета на контактных поверхностях зубов №4 наличие зубного налета и зубного камня №5 степень тяжести зубочелюстных аномалий | ||||||||||
Вопрос 24. Метод окрашивания используют при определении индекса: №1 КПУ(з) №2 КПУ(п) №3 РНР №4 CPITN №5 CPI Вопрос 25. Информацию о наличии зубного камня дает индекс: №1 Федорова-Володкиной №2 РНР №3 CPITN №4 КПУ №5 РМА Вопрос 26. Гигиеническое состояние полости рта у взрослых пациентов определяют с помощью индекса: №1 КПУ №2 РНР №3 РМА №4Федорова-Володкиной №5кпу Вопрос 27. Индекс РНР используется для определения: №1 интенсивности кариеса №2 гигиены полости рта №3 кровоточивости десен №4 зубочелюстных аномалий №5 состояния тканей пародонта |
Вопрос 28.
2018-07-06 | 470 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: III.1. Неправильная поза тела и нарушение осанки. |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы