Понятие психологической диагностики
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
СЛЮСАРЕВА Е. С., КОЗЛОВСКАЯ Г. Ю.
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
(УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)
Ставрополь, 2009
Авторы - составители: Слюсарева Елена Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии СГПИ. Козловская Галина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, зав.кафедрой специальной психологии СГПИ.
Рецензенты:
Слюсарева Е.С., Козловская Г.Ю. Методы психологической диагностики (учебно – методическое пособие) – Ставрополь, 2009 ISBN
Учебно – методическое пособие содержит систематическое изложение методов психологической диагностики. Изложены теоретико – методологические основы психологической диагностики отклонений в разных возрастных периодах, рассмотрены основные методы психодиагностики. Учебно - методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031900 – «Специальная психология» и предназначено для студентов факультета специальной педагогики, педагогов, психологов, учителей и воспитателей специальных детских учреждений. УДК ББК ISBN
© СГПИ, 2009 СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Общие вопросы психологической диагностики. Раздел 2. История психологической диагностики Раздел 3. Методы психологической диагностики Раздел 4. Психометрические основы психодиагностики Раздел 5: Психолого–педагогическая диагностика отклоняющегося развития Раздел 6. Психологическая диагностика детей разных возрастов Раздел 7. Дифференциальная диагностика ВВЕДЕНИЕ Понятие психодиагностики. Психологический диагноз: уровни и критерии постановки. Психолого-педагогическая диагностика. Понятие психологической диагностики Для правильного понимания сущности понятия «психологическая диагностика» необходимо обратиться к общей теории диагностирования, которая базируется на подходах, разработанных в философии, медицине, психологии, логике. Сам по себе термин «диагностика» образован от греческого языка (корней dia (между, врозь, после) и gnosis (знание) и буквально истолковывается как «различительное познание». Термин «диагностика» в настоящее время активно используется не только в психологии и педагогики, но и в медицине, технике и других областях науки и практики. Философия рассматривает диагностику как специфический вид познания, который отличается от других видов познания, хотя и связан с ними. Философы, изучая проблему общей методологии диагностики как специфического вида познания, рассматривают диагностику как форму познания, имеющую свою область применения, позволяющую накопить фактический материал для научных обобщений (К.Е.Тарасов, Е.И.Воробьева, В.И.Целищев и др.). Согласно К.Е.Тарасову, диагностика является особым промежуточным видом познания, стоящим между научным знанием общей, внутренней, закономерной сущности и опознанием единичного, внешнего, случайного, конкретного явления. Диагностирование направлено на определение уже известной науке сущности явления, которая характеризует внутреннее состояние, структуру и функции объекта путем многостороннего его обследования и узнавания характерных признаков с применением как общедиагностических, так и частных для данного диагноза методов и средств. Описание процесса диагностирования, выделение его этапов у разных авторов различно. Е.В.Воробьева предлагает следующее выделение этапов в структуре диагностирования: 1. Сбор данных о состоянии системы в целом, подсистемы в данный момент времени (формирование эмпирической базы диагноза). 2. Интерпретация информации об основных параметрах системы, которые характеризуют нормальное функционирование жизнедеятельности организма и функционирование на данный момент. 3. Сравнение двух видов информации, которая приводит к выявлению степени рассогласования наличного состояния данной системы с оптимальным ее состоянием. 4. Выдвижение диагностических гипотез: генерализированной - в виде первоначального представления, частных – в порядке конкретизации генерализованного предположения, увязывания выявленной симптоматики с дифференцированным комплексом возможных диагнозов. 5. Верификация гипотез: сопоставление выявленной «картины» с известными диагностическими эталонами, дифференциальная диагностика, установление окончательного обоснованного диагноза. 6. Выработка управляющего сигнала, т.е. того воздействия со стороны субъекта, которое необходимо и достаточно для того, чтобы привести систему в оптимальное состояние. 7. Прогноз – это предсказание того, что будет, если вмешаться и что произойдет при тех или иных способах вмешательства или при невмешательстве. 8. Осуществление программы воздействия на вышедшую из нормального состояния с помощью практических средств. Некоторые исследователи, например, Л.Н. Давыдова, предлагают несколько более упрощенную модель диагностического процесса, представляя его как трехступенчатую последовательность: 1. Преддиагностирование (заключается в подготовке к следующей стадии и состоит из таких операций, как разработка стратегии и тактики диагностирования с учетом цели и специфики решаемой задачи, получении материалов для диагностирования и предварительной их обработки). 2. Собственно диагностирование (включает формирование образа, сопоставление объекта по выделенным признакам с нормой и эталоном). 3. Постдиагностирование (заключается в том, что полученный результат подвергается оценочно – аналитической деятельности диагноста. Результат соотносится с целью.). В случае необходимости проводится дополнительное обследование, направленное на уточнение частного аспекта задачи или повторяется вся процедура заново. Целостный образ объекта расщепляется на признаки, которые в ходе диагностического процесса снова воссоединяются, ти.е. диагностирование протекает не как единичный акт, а как серия повторяющихся актов, дающих все более точный результат. И. Корч предлагает следующую классификацию этапов диагностического процесса: 1. Диагностическое обследование объекта и сбор диагностической информации. 2. Обработка данных и составление предположительных вариантов диагноза. 3. Дифференциальная диагностика. 4. Обоснование и оценка диагноза. 5. Дополнительное обследование объекта и сбор недостающей информации. Тем не менее, вне зависимости от количества и названия выделяемых авторами этапов, сохраняются общие походы и закономерности, выработанные в общей теории диагностирования, которые определяют структуру процесса диагностики: I этап – заключается в выявлении и узнавании присущих данному объекту диагностических признаков и их идентификации с явлением его сущности. Сущность узнавания сводится к отражению внешнего образа предмета, явления, процесса, его признаков, отношений, связей. Существует два его основных направления: непосредственное (в основном вещественное) и опосредованное (с преобладанием языковознаковой формы). II этап – включает в себя постановку заключительного диагноза, под которым в философии принято понимать заключение о принадлежности сущности, выраженной в единичном, к определенному, установленному наукой классу, виду, ряду предметов. III этап – полученные знания реализуются на практике для выбора соответствующих средств воздействия и превращаются в действия по управлению системой, объектом и контролем над их состоянием. На этой же стадии осуществляется прогнозирование, моделирование возможного будущего диагностируемой системы. Теоретическое овладение сущностью объекта является предпосылкой и условием более глубокого его практического освоения, а диагноз, в свою очередь, является особым познавательным процессом, который характеризуется как гносеологическая операция соотнесения теоретического уровня знания со свойствами конкретного объекта в целях осуществления практической деятельности особого рода – контроля и управления диагностируемой системой. В связи с этим необходимо отметить, что практика является для диагностики основой, целью, источником, средством распознавания и критерием его истинности. Диагностическое познание не является самоцелью, а служит конкретным практическим задачам. Полученное в результате диагностического процесса знание используется для предупреждения отклонений объекта от нормального состояния, а также для обеспечения развития объекта диагноза или его преобразования. Рассмотрев основные положения общей теории диагностирования, обратимся к психологической диагностике как разновидности диагностики. Психодиагностика – это не только направление практической психологии, но и теоретическая дисциплина, которой присуща узкая, прикладная направленность, обусловленная необходимостью уметь распознавать и квалифицировать те или иные психические явления. Специфически распознавательная ее функция отражена в существующих определениях этой науки:
Наиболее общим определением психодиагностики является определениеЛ.Ф.Бурлачук: психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. В настоящее время психодиагностика рассматривается как научная дисциплина и как практическая деятельность: психодиагностика служит своеобразным мостом между наукой и практикой: наукой об индивидуальных психологических измерениях и практикой постановки психологического диагноза. Исходя из этого, психодиагностика понимается: - как специальная область психологии, разрабатывающая методы и различные психодиагностические средства выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности; - как специфическая сфера деятельности психолога, связанная с практической постановкой психологического диагноза или принятием квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии в целом или же о каком-либо отдельном психологическом свойстве отдельного клиента, группы или организации. Говоря о психологическом диагнозе неверно думать, что это заключение только о психическом заболевании или предрасположенности к таковому (хотя в специальной психологии это именно так). Он может быть поставлен любому здоровому человеку и означает не отнесение к какой – то одной заданной категории или типу личности, а структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств – способностей, стилевых черт и мотивов личности. Таким образом, психологический диагноз состоит не из одного слова – названия типа личности или болезни (применительно к специальной психологии), а имеет развернутый и комплексный характер (например, у одного ребенка фиксация следующих особенностей: высокого уровня развития креативности – изобретательности и гибкости мышления; высокого уровня «вербального интеллекта» - речевого мышления, сниженного уровня концентрации внимания). Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему: они группируются по степени значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров в структурированном диагнозе специалисты отражают в форме диагностограмм. Один из простых вариантов «диагностограммы» - психодиагностический профиль. Повышенные значения одних параметров изображаются подъемами на ломаной линии – графике, а пониженные значения – спадами на этой линии. Состав параметров и форма диагностограмм зависят от области деятельности и конкретной задачи, ради решения которой проводится диагностика. Например, в педагогической психологии, диагностограммы могут быть сфокусированы на психических свойствах, наиболее значимых для развития учебной деятельности. Выделяют следующие виды диагнозов: Клинический (нозологический) диагноз требует констатации, описания и сведения к той или иной диагностической формуле выявляемых у ребенка симптомов, которые структурируются в определенном синдроме. Основной целью ставит оказание врачебной помощи в виде определенных медикаментозно-терапевтических схем. Функциональный диагноз – диагноз индивидуальных особенностей заболевания, болезненных изменений и сохранных свойств личности, реакция личности на болезнь, преморбидного (доболезненного) состояния социальной адаптации и ее возможностей в условиях болезни (В.В.Ковалев). Клинический и функциональный диагноз неразрывно связаны и отражают единство биологического и социального в диагностике. Если диагноз понимается как прежде всего основа оказания реальной помощи ребенку, то говорят о динамическом соотношении клинического и функционального диагноза, определяемого, с одной стороны, спецификой и выраженностью психических расстройств (клиническая составляющая), с другой – характером и индивидуальным содержанием проблем психического развития и социальной адаптации ребенка (социально-психологическая составляющая). В случаях, квалифицируемых как резидуальные состояния (например, психическое недоразвитие), функциональный диагноз является ведущим, так как только на его основе возможна своевременная и полноценная коррекция нарушений развития ребенка. Психологический диагноз может быть определен как отнесение состояния ребенка к устойчивой совокупности психологических переменных, обуславливающих определенные параметры его деятельности или состояния (А.Ф. Ануфриев). Известно, что значительная часть методик разрабатывалась в соответствии с потребностями клиники. Поэтому наиболее разработанными в современной психодиагностике считаются представления оклинико – психологическом диагнозе. Обобщая взгляды различных исследователей, А. Левицкий к основным задачам клинико – психологического диагноза относит: 1) описание нарушений поведения, проявляющихся у обследуемого в его жизни, общении, а также обнаруживающихся в процессе исследования; 2) выяснение лежащих в основе нарушений поведения психических дисфункций в области мотивации и познавательных процессов; 3) определение значения психологических механизмов в генезисе имеющихся нарушений, а именно: обусловлены нарушения ситуационными или личностными факторами; в какой степени расстройства личности детерминированы органическими факторами, а в какой – психологическими. В западной литературе неоднократно обсуждался вопрос о том, должен ли клинико – психологический диагноз ограничиваться выявлением нарушений поведения (т.е. изучать тот фрагмент психической деятельности, который по той или иной причине оказался нарушенным) или представить полную картину личности, выделив в ней элементы с временной (стойкой) дисфункцией. Многие зарубежные клинические психологи настаивают на парциальной диагностике, отграничивая клинический и психологический диагнозы. На самом деле клинический и психологический диагноз не должны конкурировать друг с другом. А. Левицкий, подчеркивая необходимость сотрудничества врача и психолога, отмечает, что в ряде случаев психологический диагноз должен основываться на клиническом. В клиническом диагнозе психолог находит сведения о тех или иных расстройствах, которые могут повлиять на нарушение поведения. В свою очередь, врач должен учитывать данные, полученные психологом. На практике же, например, обнаруженное у больного эпилепсией органическое поражение головного мозга (клинический диагноз) нередко рассматривается в качестве причины имеющихся у него изменений личности, при этом игнорируется то, что больной ребенок находится в сложной социальной ситуации, нарушаются его социальные контакты, что наряду с другими факторами и определяет черты так называемой «эпилептической личности». Тем не менее, несмотря на вышеописанную взаимосвязь, в психологическом диагнозе недопустимо употребление медицинских (нозологических) понятий, таких как «ЗПР», «психопатия» и т.п. Таким образом, психологический диагноз (в пер. с греч – распознавание, определение) представляет собой конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение и описание сущности индивидуально – психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, вытекающих из задач психодиагностического обследования (Л.Ф. Бурлачук, С. М. Морозов). Психологический диагноз не ограничивается констатацией, а включает предвидение и выработку рекомендаций, исходя из анализа полученных данных. Выделяют 3 уровня постановки психологического диагноза (выделены А. А. Невским и Л. С. Выготским): 1) симптоматический (или эмпирический) (констатируются определенные особенности или симптомы, на основании которых непосредственно строятся практическое выводы). 2) этиологический(учитывает не только симптомы, но и причины их вызывающие). Это более трудная ступень, где могут быть следующие ошибки, указанные Л. С. Выготским: «Ошибки этиологического диагноза обычно вытекают из двух источников. Во – первых, очень часто этиологический диагноз понимается чрезвычайно упрощенно: указываются самые отдаленные причины или общие и малосодержательные формулы, вроде преобладания биологических или социальных факторов и пр. Во – вторых, источником ошибок служит незнание ряда причин, в частности, ближайших причин, определяющих явление, и указание на отдаленные причины, которые непосредственно не определяют данное явление, а определяют его лишь в конечном счете». Центральную проблему этиологического диагноза Л. С. Выготский видит во вскрытии механизма симптомообразования, т.е. исследователь должен ответить на вопросы о том, как развивался, с помощью которого механизма возник и установлен, как причинно обусловлен то или иной симптом. 3) типологический(определяет тип личности с учетом места и значения полученных данных в целостной, динамической структуре личности обследуемого). «Процесс развития всегда развертывается в том или ином плане, он совершается по тому или иному типу, другими словами, все многообразие индивидуальных ситуаций можно свести к определенному количеству типичных ситуаций…» (Л. С. Выготский, 1983) Данные уровни диагноза нельзя рассматривать изолированно друг от друга, поскольку это разные ступени познания и выпадение какой – либо ступени ведет к нарушению правильности постановки психологического диагноза. В соответствии с этим выделяются основные критерии, касающиеся общих условий постановки психологического диагноза: 1) психологический диагноз должен раскрывать специфические особенности явления, присущие данному человеку и упорядоченные в соответствии с их значимым удельным весом в психосоматическом состоянии обследуемого; 2) психологический диагноз не должен ограничиваться констатацией наличного, но и включать причинно – следственные отношения возникновения тех или иных симптомов и их прогноз; 3) психологический диагноз должен быть представлен с помощью объясняющих понятий, т.е. описываются не результаты, полученные с помощью конкретных методик с привлечением специальной терминологии, а их психологическая интерпретация. Психологический диагноз устанавливается на основании полученных путем экспериментального исследования данных о психической деятельности и личностной сфере испытуемого, анализа различных социальных и медицинских сведений о нем, представляющих объективный анамнез его физического и психического развития.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1945)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |