Принципы разработки концепции интегративной психолого-педагогической модели сопровождения внедрения ФГОС.
Принципы модели психолого-педагогического сопровождения: Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности. Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психологического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации педагога и психолога. Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций. Принцип научностиотражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности школьников. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции. Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, администрации и др.; Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса; Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию; Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ. Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов. Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка. Принцип автономности: специалист системы сопровождения должен иметь возможность организовать свою деятельность как особую практику, со своими ценностями и целями, которая при этом является неотъемлемым элементом образовательной системы; специалист системы сопровождения не подменяет деятельности других субъектов учебно-воспитательного процесса, но координирует свою работу с ними в решении приоритетных задач развития ребенка. Принцип независимости: в системе образования необходимым становится разделение линий административного и методического (содержательного) подчинения специалиста системы сопровождения, Принцип непрерывности и преемственности: обеспечение сопровождения ребенка на всем периоде его обучения в образовательном учреждении, и преемственность в решении задач сопровождения с учетом специфики задач развития в соответствующем возрасте, а также задач обучения и воспитания на определенной ступени образования; организация преемственности в работе специалистов дошкольного, общего, начального профессионального образования, специализированных центров и служб по сопровождению ребенка, Основные принципы работы психологической службы образовательного учреждения: Принцип системности – существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности психолога (профилактики, диагностики, коррекции) Принцип целостности – при любом психологическом воздействии на личность необходимо работать со всей личностью в целом, во всём разнообразии её познавательных, мотивационных, эмоциональных и т.д. проявлений. Принцип целесообразности – любое психологическое воздействие должно быть осознанным и подчинено поставленной цели, т.е. психолог должен осознавать почему и для чего он это делает – причину и цель воздействия. Принцип причинной обусловленности – любое психологическое воздействие должно быть направлено на причину явления, а не на его следствие. Принцип своевременности – любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях. Принципы отбора показателей образовательных достижений: 1. Ориентация на требования внешних пользователей. С этой целью предлагается выделить группу интегральных показателей, важных для всех категорий пользователей. Эти показатели характеризуют: · уровень образовательных достижений и связанные с ним возможности выпускников (обладание определенной компетенцией для обоснованного и ответственного принятия самостоятельных решений в различных жизненных сферах, готовность и способность к выполнению определенных социальных функций, к продолжению образования и к участию в профессиональной деятельности в од ной или нескольких областях); · удовлетворенность полученным образованием; · издержки (негативные социальные и/или психофизиологические последствия). 2. Учет потребностей системы образования. а. Система образования нуждается в показателях, конкретизирующих отдельные составляющие интегральных показателей. Это относится, прежде всего, к показателю образовательных достижений учащихся, в составе которого должны быть выделены, как минимум: · показатели достижения обязательного и повышенного уровней общеобразовательной подготовки, необходимых для продолжения образования (специальных предметных знаний и умений по каждой из изучаемых образовательных областей); · показатели сформированности общеучебных умений; · показатели сформированности коммуникативных умений; · показатели сформированности познавательных интересов. б. Для принятия решений о внесении коррективов в систему образования необходимы показатели, характеризующие состояние факторов, непосредствен но влияющих на качество образовательных достижений. К важнейшим из них относятся: содержание образования, квалификация педагогических кадров, материально-техническая обеспеченность системы образования и др. 3. Минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования. Необходимость использования этого принципа продиктована соображениями ограничения потоков информации. Практика показывает, что большая часть собираемой и передаваемой информации оказывается невостребованной. 4. Инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию). 5. Возможность многократного использования источников первичных данных для определения показателей (с учетом экономической обоснованности). 6. Иерархичность системы показателей. Соблюдение этого принципа при построении системы показателей позволит определить этапы и уровни агрегации и представления собираемой информации. 7. Сопоставимость системы показателей с международными аналогами. 8. Соблюдение морально-этических норм в отборе показателей. Это требование носит характер принципа запрета, накладывая ограничения на сбор и распространение информации, носящей сугубо личностный или конфиденциальный характер.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (920)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |