Цели.Тренируем умение обобщать предметы, выделяя их
основные свойства (темы: «Мебель»и «Электроприборы»).
Учим определять нужную парную согласную в конце слова
с помощью подбора слов-родственников, изменения слова.
Ход игры.Среди предложенных предметов ребенок выделя-
ет лишний и объясняет свой выбор (Шкаф лишний, так как
это мебель,а остальные предметы — электроприборы). Ре-
бенок записывает название липшего предмета, предварительно
проанализировав с помощью взрослого правильное написание
согласной на конце этого слова (шкаф — шкафы). В завершение
игры ребенок раскрашивает изображенные предметы.
Один, два, пять»
Цели.Закрепляем умение согласовывать существительное
с числительным (один шкаф, два шкафа, пять шкафов). Со-
вершенствуем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.
Ход игры.Ребенок рисует столько шкафов, сколько ука-
зано цифрой в кружке. После выполнения этого задания он
пересчитывает и поочередно называет общее количество пред-
метов на каждой картинке (один шкаф, два шкафа, пять шка-
фов), затем с помощью взрослого анализирует написание слов
шкаф, шкафа, шкафов, пишет их под соответствующей циф-
рой, выполняет звуковую и слоговую схемы написанных слов.
Расшифруй слово» (Изограф)
Цели.Учим ребенка узнавать знакомые буквы, написан-
ные новым (незнакомым) шрифтом. Учим анализировать и
читать изографы.
Ход игры.С помощью наводящих вопросов взрослого ре-
бенок узнает предмет, изображенный на рисунке (лампа); за-
мечает, что предмет изображен с помощью букв, написанных
необычно. Ребенок называет буквы, уточняя, какой деталью
лампы является каждая из них (Л — кнопка на плафоне,
А — плафон, М — лампочка, П — ножка, А — подставка);
читает слово, объясняет, как оно записано (сверху вниз), за-
писывает его, выполняет звуковую и слоговую схемы.
Д д
Один, одна, одно»
Цели.Учим ребенка различать парные согласные Д и Т. Тре-
нируем умение правильно соотносить числительные один, одна,
однос существительными. Закрепляем знания по теме «Посуда».
Ход игры.Ребенок называет и обобщает изображенные
предметы (посуда); читает слова над картинками и указывает
стрелкой, к какому из нарисованных предметов относится
каждое слово (один — стакан, один — чайник, одна — та-
релка, одна — сковорода, одно — ведро).
Ребенок узнает и обводит по точкам буквы в кружках под
картинками; определяет и указывает стрелками, в названиях
каких предметов есть буква Д или Т; называет предмет, который
не соединен стрелкой ни с одной из букв (чайник), и объясняет
почему. В заключение игры ребенок раскрашивает картинки.
Подпиши и нарисуй»
Цели. Закрепляем умение согласовывать числительные
один, одно, двас существительными. Учим писать слова
один, одно, два,опираясь на их звуко-буквенный анализ.
Ход игры.Ребенок называет нарисованный предмет и под
ним подписывает количество: стакан — один, ведро — одно.
Справа он читает, сколько нужно нарисовать таких же пред-
метов (два). Ребенок рисует предметы, комментируя счетом
выполняемое (один стакан, два стакана; одно ведро, два
ведра). Игра завершается выполнением звуковой и слоговой
схем записанных слов.
Угадай слово»
Цели.Закрепляем умение правильно писать изученные
буквы. На примере чтения и написания слова посудазакреп-
ляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.
Ход игры.Ребенок рассматривает буквы и зачеркивает
неправильно написанные. Затем читает слово из оставшихся
букв (посуда). Взрослый обращает внимание ребенка на раз-
личие в написании и произношении слова посуда. Ребенок
обводит красной ручкой букву О в слове посуда, самостоя-
тельно пишет слово, выполняет звуковую и слоговую схемы.
Г г
Что продается в магазине?»
Цели.Развиваем умение дифференцировать парные со-
гласные К и Г, закрепляем умение подбирать слова с задан-
ным звуком и заданной буквой. Закрепляем знания по теме
«Магазин».
Ход игры.Узнав буквы, написанные точками в кружках,
ребенок обводит их. Взрослый объясняет, что домики — это
магазины, а буква, написанная на двери каждого магазина,
есть в его названии. Перечисляя (с помощью взрослого) зна-
комые названия магазинов, ребенок догадывается, что на
верхнем рисунке — продуктовый магазин, на нижнем ри-
сунке — универмаг (букву Г в слове универмаг проверяем с
помощью подбора слов-родственников — универмаги и т. д.).
Рядом с магазинами нарисованы товары, продающиеся в
этих магазинах. Даем задание: указать стрелками, где какие
товары продаются, если в магазине с буквой К должны быть
товары, в названиях которых есть эта буква, а в магазине
с Г — товары, в названиях которых есть буква Г. После
выполнения задания ребенок уточняет, правильно ли были
подобраны названия магазинов в соответствии с их ассорти-
ментом. В конце игры ребенок раскрашивает картинки с
товарами.
Подпиши картинки сам»
Цели.Тренируем умение согласовывать существительные
с числительными. Учим анализировать и записывать слово-
сочетания: два сапога, одинсапог, два галстука, один галс-
тук.Тренируем в определении парной согласной на конце
слова (К— Г).
Ход игры.Назвав предметы и их количество слева на
картинке, ребенок пишет словосочетания: два сапога, два
галстука. (Здесь обязательны комментарии взрослого о пра-
вильности написания слова сапоги. Ребенок, записав это
слово в словосочетании, обводит красной ручкой букву а.)
Аналогично выполняется задание к картинкам справа; при
этом необходимы объяснения ребенка о правильном написа-
нии согласных в конце слов сапог, галстук. В конце игры
ребенок выполняет звуковую и слоговую схемы слов, раскра-
шивает картинки.
Магазин»
Цели.Закрепляем умение узнавать иправильно писать
изученные буквы. Тренируем в чтении слов, записанных в
круге, по часовой стрелке. На примере чтения и записи слова
магазинпродолжаем развивать навыки звуко-буквенного ана-
лиза и синтеза.
Ход игры.Зачеркнув неправильно написанные буквы, ре-
бенок прочитывает слово по часовой стрелке, начиная с
буквы М (магазин). Затем он пишет это слово, выполняет
его звуковую и слоговую схемы.
Р р
Покупки»
Цели.Закрепляем умение находить в слове заданный звук
(букву), определять его место, твердость или мягкость. Учим
дифференцировать согласные Р и Л. Анализируя знакомое слово
продукты,учим находить пропущенные в нем гласные буквы.
Ход игры.Ребенок называет и обобщает одним словом изо-
браженные предметы (продукты). Анализируя недописанное
слово, он вписывает пропущенные гласные. Взрослый обраща-
ет внимание ребенка на различие в произношении и написа-
нии слова продукты, объясняя его правильное написание. Ре-
бенок обводит красной ручкой О, комментируя написание
слова; выполняет его звуковую и слоговую схемы. Взрослый
объясняет, что эти продукты были куплены детьми — Ромой
и Леной. Придя домой, дети выложили продукты, каждый на
свой стол. Ребенок должен узнать и обвести по точкам буквы,
написанные на столах, и догадаться, где стол Ромы, а где
Лены. Ребенок комментирует свой выбор (Л — Ленин стол,
Р — Ромин стол). Теперь ребенок должен «разложить» про-
дукты по столам (указать стрелками). На Ленином столе долж-
ны лежать те продукты, в названиях которых есть буква Л,
на Ромином — в названиях которых есть буква Р. В заклю-
чение ребенок раскрашивает рисунки.