Технологии и методы спец.обр.
Методы обучения – способы совместной д-ти педагога и обучающихся, направленные на достижение ими образовательных целей. (А.В. Хуторской). Методы специального образования — это психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями (Н.М. Назарова). От выбора применяемых методов во мн.зависит успех всего обр.процесса. Составной частью м.явл-ся приём. Отд.приёмы могут входить в разные м.(формулировка вопросов – м.иссл-ния, объяснения). Единой классиф несуществует, но рассмотрение разных подходов к разделению их на группы позволяет систиматизир-ть методы в качестве дидактич. материала. * Исторически 1 методами обучения считаются М.Учителя (рассказ, объяснение), М.Ученика (упражнения, самост.раб.) и М. их совместной работы (беседа (сократовские беседы)) 1) Классификация по степени проявления поискового характера д-ти ( Ю.К. Бабанский): ✓ М. стимулирования и мотивации учения: · формирование интереса к учению — познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуаций занимательности, эмоциональных переживаний; · формирование долга и ответственности в учении — поощрение, порицание и др. ✓ М. организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: · перспективные — передача и восприятие учебной информации посредством чувств; · словесные — лекция, рассказ, беседа; · наглядные — демонстрация, иллюстрация; · практические — упражнения, опыты; · логические — индуктивные, дедуктивные, аналогии; · гностические — организация и осуществление мыслительных операций — проблемно-поисковые, репродуктивные, исследовательские; · самоуправления учебными действиями — самостоятельная работа с книгой, приборами. ✓ М. контроля и самоконтроля. — различные варианты проверки знаний: устная, письменная и др. 2) Классификация по «источникам знания»: -словесные (беседа, рассказ, объяснение, разъяснение); -наглядные (исп-е технических средст, наглядных пособий):
-практические ( закрепление полученных знаний, формир. умений): виды упражнений: o по цели (подготовительные и проверочные (контрольные)) o по месту оформления работы (классные и домашние) o по форме словестного выр-я ( устные и письменные) Требования к эффективности применения методов обучения обучающихся с ОВЗ: Словестные: а)небольшой по объему мат-л; б) непродолжит.изложения мат-ла; в) тесная связь с жизнью, практикой; г)сопровождается демонстрацией наглядности или показом способов выполнения; д)сочетание с практич. действиями уч-ся; е)эмоциональность. ясность и яркость речи; ж) возможные вопросы к обуч-ся. Наглядные: а) соответствие цели урока; б)отбор нагл-ти; в) огранич.кол-ва нагл.; г) послед-то показа н. ; д) эстетичность, реалистичность н.; е) сочит. слова и показа. Практические: а)предварит. работа, направленная на понимание обуч. цели упр-я; б) послед-ть в подборе упр-ий; в) взаимосвязь с ранее изученным ; г)системность упр-ий; д) индивид. и дифф. подход в отборе.
В практике специального образования общепедагогические методы используются в определенном сочетании друг с другом. Ведущий на каком-либо этапе обучения метод дополняется другими способами взаимодействия учителя и учеников. Отбор методов специального образования должен проводиться в соответствии с природой образовательных потребностей детей: ✓ на начальной стадии могут быть ведущими наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения; ✓ словесные методы применяются на начальных этапах обучения лишь в качестве дополнительных — вследствие нарушения развития речи при любых отклонениях. В качестве ведущих используются на более поздних этапах овладения материалом в сочетании с наглядными и практическими; ✓ логические и гностические методы используются ограниченно — из-за преобладания наглядных видов мышления у детей, имеющих отклонения в развитии; ✓ сочетание наглядных и практических методов повышает эффективность коррекционно-педагогической работы
Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств (по Б.Т. Лихачеву). Педагогическая технология обеспечивает возможность достижения эффективного результата в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, развитии их личностных свойств и нравственных качеств. Она - организационно-методический инструментарий педагогического процесса и не существует в отрыве от его общей методологии, целей и содержания. Педагогическая технология реализуется в конкретных технологических процессах. Разработка оригинальных педагогических технологий является в настоящее время одним из самых перспективных направлений развития специальной педагогики.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (501)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |