Многонациональный народ Российской Федерации — носитель суверенитета и единственный источник власти
Конституционное определение Российской Федерации как демократического государства основывается прежде всего на признании народа в качестве единственного источника власти. Демократизм государства находит выражение в обеспечении в нем народовластия. Народовластие означает принадлежность всей публичной власти народу, свободное ее осуществление в полном соответствии с суверенной волей и коренными интересами народа. Многонациональный народ является субъектом принятия Конституции РФ. В ее преамбуле говорится: «мы, многонациональный народ... принимаем Конституцию Российской Федерации». Принятие Конституции явилось результатом осуществления народом учредительной власти. Именно народ, согласно преамбуле Конституции, провозглашает цели и принципы, устанавливает основы организации государства и закрепляет их в Конституции. «Многонациональный народ Российской Федерации» — категория, впервые использованная на практике действующей Конституцией РФ и пришедшая на смену категории «советский народ». Следует различать в конституционном праве понятия «нация» и «народ». Нация — это в большей степени категория этническая. Народ — это прежде всего политическая категория: под народом понимаются все граждане государства. Вместе с тем надо учитывать, что в современной научной литературе термин «нация» употребляется в нескольких основных значениях. Одно из них, по сути, отождествляется с понятием «этнос», которое охватывает лиц одной этнической принадлежности. Другое — применяется для обозначения совокупного постоянно проживающего населения суверенного государства (отсюда — «французская нация», «американская нация»). Близким к данному пониманию является и употребление термина «нация» в политико-этатистском смысле, т. с', совпадающем с понятием «государство» (например, Организация ()бъединенных Наций и т. п.)1. Многонациональный народ России — это совокупность всех исторически проживающих на ее современной территории наций, этнических общностей. Эта совокупность является носителем суверенитета, источником власти в стране. При этом многонациональный народ выступает как единый субъект, объединяющий всех граждан, имеющих равную правовую связь с государством независимо от национальной принадлежности, социального положения и других обстоятельств. Принцип народного суверенитета, провозглашенный в ст. 3 Конституции РФ, представляет собой верховенство, полноту и независимость власти единого многонационального народа РФ, проявляющуюся в реальной способности этого народа самостоятельно решать вопросы своего существования посредством прямых и опосредованных способов выражения своей воли. Народный суверенитет лежит в основе суверенитета государства. «Суверенный народ самостоятельно определяет свое отношение к общественной действительности при помощи государства и права, устанавливает рамки государственного вмешательства в различные сферы общественной жизни. В силу этого государство выступает социальным инструментом претворения общей суверенной воли народа, причем эта зависимость, согласно конституции имеет не только политическое, но и юридическое содержание. Отсюда конституция может рассматриваться как способ и форма ограничения государства, на которое возлагается ряд обязанностей, корреспондируемые суверенным правам народа»2. Признание народа в качестве верховного носителя власти означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было сил, использует ее исключительно в своих интересах. Власть в самом общем смысле — это способность и возможность субъекта, носителя власти, осуществлять свою волю, используя различные ресурсы и технологии, включая закон, традиции, авторитет, убеждение, принуждение и др. Властные правомочия многонационального народа осуществляются им путем вступления в конституционно-правовые отношения. Формы их реализации определены Конституцией: это референдум и свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным выражением власти народа.
Свою власть народ осуществляет непосредственно и опосредованно на всех территориальных уровнях управления государством: федеральном, субъекта Федерации и муниципальном. Обладающий властью народ посредством демократических процедур делегирует право осуществлять властные функции органам публичной власти: органам государственной власти федерального уровня и субъектов федерации; органам местного самоуправления. В процессе выборов путем взаимодействия и аккумулирования индивидуального волеизъявления отдельных избирателей формируется и выражается воля народа (индивидуальное трансформируется в коллективное). Народ, поддерживая или отвергая предложенные кандидатами политические программы, принимает властные решения о представительстве в системе публичной власти носителей тех ценностей и интересов, которые в наибольшей степени соответствуют его интересам на данном этапе развития, одновременно обязывает избранных лиц действовать в соответствии с поддержанными им на выборах политическими программами. Воля народа, выражаемая на выборах, является источником властных полномочий всех органов публичной власти в государстве. Формы народовластия Конституция Российской Федерации (ст. 3), закрепляя основные формы осуществления власти народа, выделяет, во-первых, наряду с органами государственной власти органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Это дает основания выделить в системе единой власти народа государственную власть и власть местного самоуправления (муниципальную власть). Во-вторых, Конституция определяет, что народ осуществляет свою власть непосредственно (через референдум, свободные выборы, другие формы прямой демократии) и опосредованно — через органы публичной власти. При этом формы прямой демократии используются и при осуществлении народом государственной власти (решение государственных вопросов), и при осуществлении им муниципальной власти (решение вопросов местного значения). Особое место в системе прямого народовластия занимают референдум и свободные выборы — высшее непосредственное выражение власти народа. Вопрос о соотношении референдума и свободных выборов в механизме народовластия был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В своем постановлении от 11 июня 2003 г. № 10-П Конституционный Суд РФ констатировал, что Конституция I пина 6. Конституционные основы народовластия в Российской Федерации 137 Российской Федерации исходит из того, что названные высшие формы непосредственной демократии, имея каждая собственное предна-|ц;1чение в процессе осуществления народовластия, равноценны и, |>удучи взаимосвязаны, дополняют друг друга. Поэтому законодатель, осуществляя правовое регулирование референдума и выборов, должен исходить из необходимости обеспечения согласованного осуществления выборов и референдума с тем, чтобы каждая из этих форм непосредственной демократии не использовалась в ущерб другой, не препятствовала ее осуществлению. Опосредованное осуществление народом своей власти происходит через органы государственной власти и органы местного самоуправления. При этом имеются в виду не только законодательные и представительные органы власти, традиционно олицетворяющие представительную демократию, но и Президент РФ, высшие должностные лица субъектов РФ, выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами, а также иные органы публичной власти в государстве (исполнительные, судебные). Непосредственное народовластие (непосредственную демократию) можно определить как прямое волеизъявление особого круга субъектов (народа, части народа) по решению вопросов государственной и общественной жизни. К отличительным чертам непосредственной демократии можно отнести: — круг субъектов, обусловленный особыми требованиями к ним (многонациональный народ России, народ субъекта РФ, население муниципального образования и др.); — прямое волеизъявление, т. е. граждане непосредственно выражают свою волю или мнение по тем или иным вопросам государственной и общественной жизни. Поэтому непосредственное народовластие обеспечивает единство воли и субъекта ее выражения, а также осуществление власти данным субъектом от своего имени; — особые формы реализации власти народа (референдум, выборы, сходы, отзыв и др.); — юридические последствия использования форм непосредственной демократии: а) окончательное решение населением определенных вопросов государственной и общественной жизни. В данном случае идет речь об императивных формах непосредственного народовластия. К ним прежде всего относятся референдум и свободные выборы. Именно с помощью этих форм происходит императивное волеизъявление носителя власти — народа. К императивным формам следует также отнести формы непосредственной демократии, с помощью которых население может решатьвопросы своей жизни, организации власти на местах: сходы (принятие решения о самообложении и др.), отзыв выборных лиц и др.; б) выражение мнения по тому или иному вопросу государственной и общественной жизни, которое должно рассматриваться компетентными органами публичной власти, их должностными лицами, принимающими окончательное решение по данным вопросам. В этом случае используются консультативные (совещательные) формы непосредственной демократии (публичные слушания, общественные обсуждения, опросы и др.); в) инициирование гражданами принятия компетентными органами публичной власти решений, т. е. использование форм непосредственной демократии, с помощью которых граждане привлекают внимание органов публичной власти к вопросам, требующим своего разрешения. К этим формам непосредственной демократии относятся: обращения граждан, правотворческая инициатива, наказы избирателей, собрания и др. Непосредственное осуществление власти народа является высшим выражением народовластия, в то же время каждодневное осуществление государственной власти на федеральном уровне, уровне субъектов РФ, решения вопросов местного значения в муниципальных образованиях требуют постоянно действующих органов государственной и муниципальной власти. Будучи сформированными демократическим образом и находясь под контролем населения, эти органы являются важнейшими каналами осуществления народовластия в России. Особое место в системе органов публичной власти занимают представительные органы, непосредственно формируемые народом. В них находит свое материальное воплощение представительная демократия. В широком смысле содержание народного представительства (представительной демократии) составляют отношения, связанные с формированием, функционированием и ответственностью особого вида органов, социальным назначением которых являются формирование и выражение интересов различных социальных групп и слоев общества на соответствующем уровне государственной и муниципальной власти. Система народного представительства в узком смысле слова включает законодательные, представительные органы власти: Федеральное Собрание и законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ, которые принимают законы, а также представительные органы местного самоуправления, в исключительном ведении которых находится решение важнейших местных вопросов (принятие местных бюджетов, установление местных налогов, местных общеобязательных правил и др.). К признакам этих органов от- |ц» я гея: выборность, коллегиальность, принятие ими решений по м.шоолее важным вопросам государственной и общественной жизни 'Оти органы законодательно определяются как представительные органы власти, т. е. на них прямо возлагается обеспечение предста-ип гсльной функции. Вместе с тем некоторые авторы полагают, что в систему народного представительства можно включать и другие органы, которые получа-н н свои полномочия непосредственно от населения. В этом случае к органам народного представительства относят и Президента РФ, из-оираемого непосредственно населением, и других выборных должностных лиц.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4146)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |