Лирика Фета, ее роль в развитии русской поэзии.
Афанасий Фет – великий русский лирик. Его творчество широко известно как любителям поэзии, так и романсов, написанных на его стихи. Поэзия Фета является одной из вершин русской лирики, но современники поэта оценивали его поэзию далеко не так высоко, как мы. Из корифеев российской словесности только Некрасов в полной мере ценил его талант, сказав, что “Фет в …области поэзии такой же господин, как Пушкин в своей…” Литературная карьера Фету далась тяжко. Вышедшее в 1863 г. собрание его стихотворений, подводившее итог первых двух десятилетий его литературной деятельности, не разошлось до самой его смерти. Свой последний сборник семидесятилетний поэт выпустил в шестистах экземплярах – тираж для маститого поэта крайне мизерный даже для того времени. Но это было лишь одно звено в цепи многочисленных неудач и невзгод, преследовавших его с первых лет жизни. Основное настроение поэзии А. Фета – настроение душевного подъема. Упоение природой, любовью, искусством, женской красотой, воспоминаниями, мечтами – вот основное содержание поэзии Афанасия Афанасьевича. Одним из ранних и, пожалуй, самых популярных стихотворений Фета является стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом».
Природа, любовь и музыкальное искусство в лирике Фета слиты воедино. Поэт отражает мир чувств, настроений во всем их бесконечном разнообразии. Каждое стихотворение Фета создано как оригинальная мелодия. Композиторы сразу почувствовали это и создали на стихи Фета множество романсов. Таково стихотворение «Фантазия». Фет гениально умел изобразить миг, момент чувства, переходы от одного настроения к другому. За это критики-современники называли его стихотворения «бессюжетными». Исследователи XX века уже называли творчество Фета импрессионизмом в русской поэзии за умение автора передавать малейшие оттенки чувств. Лучше всего поэту удавался жанр лирической миниатюры. Любовная лирика Фета – это океан солнца, счастья и радости. Он боготворит женщину, хочет исполнить любое ее желание, заботлив и нежен по отношению к ней: На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит; Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит. Чувство любви у Фета лишено разрушительной страсти, как у Тютчева. Поэт любуется возлюбленной, наполняющей своим существованием мир красоты и покоя. Лирический герой добр и внимателен, он настоящий защитник от всего злого для любимой. Он основателен, надежен и спокойно счастлив, его любви ничто не угрожает: Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова. Природа у Фета живая и мыслящая: «утро дышит», «лес проснулся», «играла луна» и т. д. Используя прием олицетворения, поэт добивается потрясающего эффекта общения, единения человека с природой: Сад весь в цвету, Вечер в огне, Так освежительно радостно мне! Вот и стою, Вот и иду. Словно таинственной речи я жду. В своей лирике поэт стремился изображать не предметы, а чувства, которые они вызывают. Его новаторство – в умении передать ежесекундную изменчивость мира. Именно поэтому привычные образы превращаются у поэта во что-то новое и необычное, удивляющее читателей. Фет, как никто другой, сумел описать мир прекрасных человеческих чувств, его стихотворения стали классикой русской лирики XIX века. Лирика Некрасова. Основные темы и мотивы. Лирический герой. Значение сюжета, поэтическое многоголосье. Инфа из пособия: ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЛИРИКИ НЕКРАСОВА 1. Тема Родины, народа («Родина», «Тройка», «Несжатая полоса», «Железная дорога», «В полном разгаре страда деревенская» и другие). 2. Роль поэта и поэзии («Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и гражданин», «Элегия», «О Муза! Я у двери гроба!…» и другие). 3. Тема гражданского служения родине («Памяти Добролюбова», «Чернышевский», «Памяти приятеля» и другие). 4. Сатирические произведения поэта («Колыбельная песня», «Нравственный человек»). 5. Любовная лирика («Я не люблю иронии твоей…», «Давно – отвергнутый тобою…», «Горящие письма» и другие).
ОСОБЕННОСТИ ЛИРИКИ НЕКРАСОВА 1. Народность формы и содержания лирики. Взгляд на жизнь с точки зрения рабов, а не господ, угнетенных, а не угнетателей. 2. Совестливость лирического героя, способность чувствовать чужое горе как свое; с этим связан лирический колорит некрасовской поэзии. 3. «Монтажный принцип» композиции: авторский взгляд, авторское отношение к героям и судьбам не выражено прямо, а осознается в результате «сложения» нескольких точек зрения (барин, ямщик). 4. «Ролевой принцип»: речь идет не от лица автора, а от лица какого-нибудь лирического персонажа. 5. Многоголосие поэзии. 6.Раздвоенность лирического героя: он тянется к прекрасному, возвышенному, но считает своим долгом говорить о народных страданиях. 7. Новаторство в области поэтической формы, сближение поэзии с прозой, использование повествовательного стиха. 8. Использование элементов народной речи. 9. Широкое использование трехсложных размеров, придававших текстам протяжное, песенное звучание.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4537)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |