Глава Первая. МЫ - НЕВНИМАТЕЛЬНЫЕ РОБОТЫ, СПОСОБНЫЕ ИЗМЕНИТЬСЯ
Чарльз Тарт. Практика внимательности в повседневной жизни Книга о том, как жить в настоящем Содержание Введение................................................................................................................................................................ 4 Глава Первая. МЫ - НЕВНИМАТЕЛЬНЫЕ РОБОТЫ, СПОСОБНЫЕ ИЗМЕНИТЬСЯ........................... 10 ХОРОШИЕ И ДУРНЫЕ НОВОСТИ........................................................................................................... 10 ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ.................................................................................................................................... 11 КОЛОКОЛ, ЗОВУЩИЙ К ПРОБУЖДЕНИЮ........................................................................................... 12 ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С УБЕЖДЕНИЯМИ................................................................................. 12 КРЕДО ЗАПАДНОГО ЧЕЛОВЕКА............................................................................................................ 13 КОГДА УБЕЖДЕНИЯ СТАНОВЯТСЯ ПРИВЫЧКОЙ............................................................................ 15 КТО ТАКОЙ ГУРДЖИЕВ?........................................................................................................................... 15 ТРИ ТИПА ЛЮДЕЙ, ЧЕТЫРЕ ПУТИ......................................................................................................... 17 ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТЬ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ................................................................................... 19 ЖИЗНЬ В АБСТРАКЦИЯХ.......................................................................................................................... 21 ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ НЕДОСТАТКОМ ВНИМАНИЯ И БОЛЕЗНЯМИ...................................... 21 НЕДОСТАТОК ВНИМАНИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ...................................................... 22 ЭСКАПИЗМ - НЕ ВЫХОД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ......................................................................................... 22 СТРЕСС, СМУЩЕНИЕ И ФАНТАЗИЯ...................................................................................................... 23 КАК СПРАВИТЬСЯ С ПЕРЕГРУЗКОЙ..................................................................................................... 24 ПРАКТИЧНОСТЬ.......................................................................................................................................... 25 БОЕВЫЕ ИСКУССТВА КАК ТРЕНИРОВКА СОЗНАНИЯ................................................................... 25 ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.............................................................................. 26 ПУТЕШЕСТВИЕ ВГЛУБЬ ТЕЛА. УПРАЖНЕНИЕ "МУЗЫКАЛЬНОЕ ТЕЛО".................................... 27 ПЕРВОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. ЧУВСТВОВАНИЕ ТЕЛА.............................................................. 28 Глава Вторая. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ И РЕЛАКСАЦИЯ................................................................................................................................................... 29 СКУКА, СТРАДАНИЕ И ИЗБЕГАНИЕ..................................................................................................... 29 ЭТО ПРЕКРАСНО, НО НИЧЕГО ОСОБЕННОГО................................................................................... 30 КАК БЫТЬ С ФИЗИЧЕСКОЙ БОЛЬЮ....................................................................................................... 31 СТАБИЛИЗАЦИЯ.......................................................................................................................................... 31 ВООБРАЖЕНИЕ, БОЛЬ, КУНДАБУФЕР.................................................................................................. 32 ИСТИННО ЛИ Я ГОВОРЮ?........................................................................................................................ 34 ПОСТОЯННАЯ БДИТЕЛЬНОСТЬ - ЦЕНА СВОБОДЫ.......................................................................... 34 САНСАРА - ИЛЛЮЗОРНАЯ ЖИЗНЬ........................................................................................................ 35 ВОЗДЕЙСТВИЕ НАСМЕШЛИВОГО ВЗГЛЯДА..................................................................................... 35 МОРАЛЬ - ОСНОВА ВНИМАТЕЛЬНОСТИ............................................................................................. 36 ЧУВСТВОВАТЬ ТЕЛО, ЧТОБЫ ПРИЙТИ В НАСТОЯЩЕЕ.................................................................. 36 НАЧАЛО ДНЯ. УТРЕННЕЕ УПРАЖНЕНИЕ........................................................................................... 37 УКАЗАНИЯ К "УТРЕННЕМУ УПРАЖНЕНИЮ"..................................................................................... 38 ПРИСУТСТВОВАТЬ - ЗНАЧИТ ЧУВСТВОВАТЬ, СМОТРЕТЬ И СЛУШАТЬ..................................... 39 ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ОПЫТ ЧУВСТВОВАНИЯ, ВИДЕНИЯ И СЛЫШАНИЯ................................ 40 ВЛАСТЬ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ................................................................................................................... 41 ФОРМАЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ КАК РАСТОЖДЕСТВЛЕНИЕ............................................................. 42 ЯРКИЕ КРАСКИ ДЕТСТВА........................................................................................................................ 43 ПОТЕРЯ ГЛУБИННОГО СЕБЯ................................................................................................................... 43 СУЩНОСТЬ И ЛОЖНАЯ ЛИЧНОСТЬ...................................................................................................... 44 НЕ УБИВАЙТЕ СВОЕ "ЭГО"!..................................................................................................................... 45 ПЕРВОЕ УПРАЖНЕНИЕ В ПАРАХ: ПОКАЗЫВАНИЕ РУКИ............................................................. 46 ЕЩЕ ОДНО УПРАЖНЕНИЕ В ПАРЕ: ОПИСАНИЕ И ЛОЖЬ.............................................................. 47 Глава Третья. УГЛУБЛЕНИЕ ПРАКТИКИ..................................................................................................... 47 БЕЗОПАСНОСТЬ, СОЗДАВАЕМАЯ ОБНАРУЖЕНИЕМ СВОЕЙ ИСТИННОЙ ПРИРОДЫ........... 48 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ..................................................................... 49 ОСОБЫЕ ТРУДНОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ......................................................................................... 49 ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ И ОСУЖДЕНИЕ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ.............................. 50 ИСКАТЬ ИСТИНУ, А НЕ УДОВОЛЬСТВИЕ............................................................................................ 50 НЕИЗБЕЖНОСТЬ ОШИБОК....................................................................................................................... 51 ГРЕЗЫ О ПРИСУТСТВИИ НЕ ЕСТЬ ПРИСУТСТВИЕ............................................................................ 51 ЛЮДИ, ПРИВОДЯЩИЕ НАС В ЯРОСТЬ................................................................................................. 52 ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ ВНИМАНИЯ К ВНЕШНЕМУ......................................................................... 53 СТРАЖНИК У ВОРОТ.................................................................................................................................. 53 ОБУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО УМА................................................................................................. 54 "УЖАСНЫЙ ТИП" МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ..................................................................................... 55 УМЕНИЕ ДОВОЛЬСТВОВАТЬСЯ ТЕМ, ЧТО ЕСТЬ............................................................................... 56 ЧРЕЗМЕРНОСТЬ УСИЛИЙ......................................................................................................................... 57 СТРЕМЛЕНИЕ К ОПАСНОСТИ................................................................................................................. 57 БУДИЛЬНИКИ............................................................................................................................................... 58 ДУМАТЬ О ПРИСУТСТВИИ - НЕ ЗНАЧИТ ПРИСУТСТВОВАТЬ........................................................ 59 НЕ БЫТЬ СЛИШКОМ СТРОГИМ К СЕБЕ................................................................................................ 60 ПРАКТИКА МАНТРЫ.................................................................................................................................. 64 НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИНИМАТЬ СТРАДАНИЯ.................................................................................. 65 Глава Четвертая. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ........................................................ 66 РАЗРУШЕНИЕ ЗАВЕДЕННОГО ПОРЯДКА............................................................................................ 67 УМЕНИЕ ОСТАВАТЬСЯ В НАСТОЯЩЕМ.............................................................................................. 68 РАЗНИЦА МЕЖДУ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ И ПЕРЕЖИВАНИЕМ........................................................ 69 ИЗБЕГАЙТЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА "СУПЕР-ЭГО".................................................................................... 70 ЗАРАЖЕНИЕ.................................................................................................................................................. 72 "КТО ЖЕ ОСТАЛСЯ В ЛАВКЕ?"................................................................................................................ 74 ВСТРЕЧАЯСЬ ГЛАЗАМИ............................................................................................................................ 75 РАЗРУШЕНИЕ ЕЖЕДНЕВНОГО ЦИКЛА НАПРЯЖЕНИЯ.................................................................. 75 НАБЛЮДЕНИЕ НАПАДОК "СУПЕР-ЭГО".............................................................................................. 77 ВТОРИЧНАЯ ВЫГОДА................................................................................................................................ 78 УНИКАЛЬНОСТЬ ВАШЕГО ОПЫТА....................................................................................................... 79 КАК ОБХОДИТЬСЯ СО СТРАХОМ.......................................................................................................... 80 Глава Пятая. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ............................................................... 82 ДУМАТЬ О ВНИМАТЕЛЬНОСТИ - НЕ ЗНАЧИТ БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ..................................... 82 ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ В ПСИХОТЕРАПИИ.............................................................................................. 82 СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ПОСРЕДСТВОМ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ.............................................................. 83 ПРИВЯЗАННОСТЬ К ПРИСУТСТВИЮ.................................................................................................... 84 РАЗУМНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ............................................................................................ 87 ВЫРАБАТЫВАНИЕ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ И ДАР ВНИМАТЕЛЬНОСТИ......................................... 87 КОГДА ВНИМАТЕЛЬНОСТИ СЛИШКОМ МНОГО.............................................................................. 88 "СУПЕР-ЭГО" ТРЕБУЕТ ТОЧНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ............................................................................. 89 СЛУШАНИЕ ТЕЛОМ.................................................................................................................................... 90 ИГРА И ПРОСТОР........................................................................................................................................ 92 ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ И НЕПРИЯТНЫЕ ЛЮДИ...................................................................................... 93 "СУПЕР-ЭГО" КАК ОТВЛЕЧЕНИЕ............................................................................................................ 94 ЛОЖЬ............................................................................................................................................................... 96 ПОМНИТЬ О ТОМ, ЧТОБЫ ПОМНИТЬ.................................................................................................... 97 РЕАЛЬНОЕ ТЕЛО И ФАНТАЗИЯ ТЕЛА................................................................................................... 98 КАК ОБРАЩАТЬСЯ С ФАНТАЗИЯМИ ПО ПОВОДУ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ................................... 99 ОВЛАДЕНИЕ НОВЫМИ НАВЫКАМИ.................................................................................................. 100 Глава Шестая. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ.......................................................... 100 ПРИВЯЗАННОСТЬ К ПРОШЛЫМ ПЕРЕЖИВАНИЯМ....................................................................... 101 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧУВСТВА ВИНЫ................................................................................................... 104 ЛЮБОПЫТСТВО И ИНТЕРЕС.................................................................................................................. 104 КОГДА ИНТЕЛЛЕКТ БЕРЕТ ВЕРХ.......................................................................................................... 106 СОЗДАНИЕ ПРОСТОРА............................................................................................................................ 107 ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ В ТРУДНЫХ УСЛОВИЯХ.................................................................................. 108 СПОНТАННОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО........................................................................................................ 109 ИСТЕРИЧЕСКАЯ СПОНТАННОСТЬ...................................................................................................... 110 НЕПРЕОДОЛИМОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ................................................................................................ 111 ИСПОЛЬЗУЙТЕ УДОБНЫЙ ВАМ МЕТОД............................................................................................. 112 ДОСТАТОЧНО ЛИ ЭТО МЕНЯ ПРОДВИНЕТ?..................................................................................... 114 ВОЗМОЖНОСТЬ СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ................................................................................ 114 НАШ ДАЛЬНЕЙШИЙ ПУТЬ..................................................................................................................... 115 ТАК КУДА ЖЕ МЫ ПОЙДЕМ, ВЫЙДЯ ОТСЮДА?............................................................................. 117 ТРУДНОСТИ ВИЗУАЛЬНОГО КОНТАКТА........................................................................................... 118 НАСКОЛЬКО ПРОБУЖДЕНЫ ДРУГИЕ ЛЮДИ?.................................................................................. 119 ДЗОГЧЕН КАК ПОВСЕДНЕВНАЯ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ................................................................... 122 ИСКАЖЕНИЕ ПРАКТИКИ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ............................................................................... 122 МНЕ НРАВИТСЯ ФАНТАЗИРОВАТЬ..................................................................................................... 123 ГУРДЖИЕВСКИЕ ГРУППЫ...................................................................................................................... 124 Приложение I. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ НА ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ........ 126 КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ......................................................................................................................... 126 ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ.................................................................................................................................. 127 ПОЛЕЗНОСТЬ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ................................................................................................... 129 ОБОБЩЕНИЕ НАВЫКА............................................................................................................................ 131 ПРИСПОСОБЛЕНИЕ БУДДИЗМА К СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ................................................. 132 РАБОТА ГУРДЖИЕВА............................................................................................................................... 133 САМОНАБЛЮДЕНИЕ И САМОВОСПОМИНАНИЕ........................................................................... 133 ПРАКТИКА ГУРДЖИЕВСКИХ МЕТОДОВ........................................................................................... 134 ГУРДЖИЕВСКАЯ РАБОТА И БУДДИЗМ............................................................................................... 137 ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ...... 138 УПРАЖНЕНИЕ ПРИ ВХОДЕ В ДВЕРЬ.................................................................................................. 139 УПРАЖНЕНИЕ С АВТОМАШИНОЙ...................................................................................................... 140 ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ ВО ВРЕМЯ ПАСЬЯНСА..................................................................................... 141 СВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ И ОТЧЕТ О "ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ".............................................................. 142 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ............................................................................................ 143 Литература......................................................................................................................................................... 144 Приложение II. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА............................................................................. 144 КНИГИ О ГУРДЖИЕВСКОЙ РАБОТЕ.................................................................................................... 145 СОБСТВЕННЫЕ КНИГИ ГУРДЖИЕВА................................................................................................. 147 МОИ КНИГИ ПО ЭТОЙ ТЕМАТИКЕ...................................................................................................... 147 КНИГИ О МЕДИТАЦИИ........................................................................................................................... 148 КНИГИ ПО ДЗОГЧЕН................................................................................................................................ 151 Введение Временами я, как и все вы, страдаю из-за печального состояния нашего мира. Не стал ли конец холодной войны поводом для возникновения ужасов "этнических чисток", когда каждая маленькая этническая группка старается уничтожить своих традиционных врагов, не опасаясь чьего-то вмешательства? Не предстоит ли нам, нашим детям и самой Земле медленная смерть по мере накопления бездумно выбрасываемых нами ядовитых отходов? Боль от понимания этого усиливает неудовлетворенность. Я пытаюсь что-то предпринять, но ничто не помогает. Что я могу сделать? Что значат мои действия? Что может сделать общество, нация, весь мир? Вы читаете газеты или смотрите телевизор и узнаете о замечательных планах спасения мира, которые вызывают надежду и желание действовать, но в конце концов все это кончается ничем. Я, как и все вы, иногда воодушевляюсь движениями, лидерами, программами и планами, которые выглядят полезными, однако обычно они тонут в бюрократической волоките, в лучшем случае оказываясь бесполезными, если не ухудшающими положение. Соблазнительное отчаяние по поводу состояния нашего мира, нации, общества, друзей, а также нашего собственного ни к чему не приводит и проблемы не разрешаются сами собой. Можем ли мы сделать что-нибудь, хоть немногое, что действительно будет полезным и не пройдет впустую, как множество хороших идей? В одном старом анекдоте обсуждается вопрос, какой из способов управления был бы оптимален для психиатрической больницы: республика, демократия, социализм, просвещенная монархия, меритократия, коммунизм или диктатура? Мы можем вовлечься в обсуждение вопроса, хотя нетрудно видеть, что он не имеет смысла. Психиатрической лечебнице недостает не идей, страстей или творческой энергии; проблема состоит в том, как использовать имеющуюся в наличии человеческую энергию. Ведь это умалишенные! Как бы ни были хороши идеи и цели, их осуществление неизбежно будет извращенным и деструктивным. Нужно излечить столь широко распространившееся помешательство, привести людей в чувство, помочь им вернуться к действительности из мира иллюзий. Если бы мы могли это сделать, любая форма правления послужила бы добру, и здоровое общество могло бы разумно обсуждать, какая из них является наилучшей. Иногда идеи и движения совершают что-то хорошее в нашем мире, по крайней мере временно. Но поскольку во многих аспектах наш мир действительно является большим сумасшедшим домом, полным сумасшедших идей относительно того, что является нормальным, то вещи и люди продолжают двигаться к худшему. Я говорю сейчас о мире в целом, но нередко это в такой же мере относится и к нашему внутреннему миру. Лично я не располагаю социальными, национальными или широкомасштабными программами по решению мировых проблем. Но из личного опыта и своих психологических исследований я могу сделать вывод, что все, что способно помочь людям стать немного нормальнее, восприимчивее, пробужденнее к реальности и к своей глубинной духовной природе, может помочь. Наиболее активные люди, которые не в такой степени отравлены всевозможными идеями, могут принести больше пользы миру, перестать пополнять и без того огромный запас негативных чувств, ведущий к деструктивности, и могут способствовать духовному пробуждению других. В процессе своего личного развития и профессионального изучения человеческого сознания я узнал несколько полезных вещей, которые могут помочь людям встряхнуться от спячки, стать более внимательными и чувствительными. Рассказывая о них в этой книге, я надеюсь хоть в какой-то степени помочь нашему страдающему миру. Давайте поразмыслим о четырех состояниях человека, а именно о сне, невнимательности, внимательности и пробуждении. Сон. Человек может просто лежать и быть инертным по отношению к окружающему миру. Это относительно безобидное состояние, если только мир не предъявляет к человеку особых требований. Но человек не всегда полностью пассивен. Около двадцати процентов обычного сна занято сновидениями. Будучи пассивным внешне, внутри себя мы проявляем определенную активность: оказываемся в различных местах, совершаем различные поступки, надеемся на что-то, испытываем страх, переживаем успех, терпим неудачи. Сновидение - состояние очень активное, хотя мы и не можем вспомнить значительную часть того, что видим во сне. Внешняя пассивность вызывается состоянием сонного паралича. Если, к примеру, нам снится, что мы идем куда-то или хватаем что-то, все нервные импульсы, необходимые для того, чтобы идти или хватать, посылаются к нашим мышцам. К счастью, когда мы находимся в состоянии сна, определенная часть мозга посылает к мышцам парализующие сигналы, обездвиживая нас. Иначе время сна стало бы невероятно опасным, так как ум человека был бы в мире сновидений, а тело действовало бы в реальном мире. Предположите теперь, что мышцы не парализуются и вы действуете в физическом мире, однако вы воспринимаете только мир сна, и ум действует как во сне, так что с точки зрения норм бодрствующего сознания это показалось бы странным и иррациональным. Предположите, что наше обычное состояние сознания имеет гораздо больше общего со сном, чем это принято думать. Предположите также, что в некотором - весьма реальном - смысле наш ум и наши чувства находятся где-то далеко, когда мы, тем не менее, действуем в физическом мире. Допустите мысль о том, что это верно, по крайней мере отчасти, для многих людей, которые считают при этом, что они работают ради спасения мира. Невнимательность. Это слово не что иное, как набор букв, призывающий к тщательному осмыслению. Невнимательность причиняет нам множество страданий. Я приведу три примера невнимательности из собственной жизни. Вчера утром, отправившись на кухню за завтраком, я случайно наступил на хвост своему коту Спарки. Он громко мяукнул от боли и некоторое время после этого держался от меня подальше. Я чувствовал себя ужасно: казалось бы, высшее существо, человек, и вдруг приносит боль этому маленькому созданию! Причем я делаю это не впервые. После того как мой ум механически проговорил привычные оправдания - например, что кот мог бы не лезть под ноги, - я подумал, в который уже раз, что нужно всего лишь немного внимательности, чтобы помнить, что на кухне может находиться малыш Спарки и я должен постараться не наступить на него. Не впервые я даю себе зарок быть внимательнее. Несколько недель тому назад на занятиях в университете по гуманистической и трансперсональной психологии я прокомментировал слова девушки-студентки таким образом, что это прозвучало весьма фривольно. Я заметил, что говорю что-то не то, когда уже были произнесены три четверти фразы, так что останавливаться было поздно. Прозвучали еще несколько замечаний, так что дискуссия продолжалась. Мне хотелось остановиться и извиниться перед девушкой, но я увлекся предметом обсуждения и забыл о своем намерении. Через несколько дней другая студентка пришла ко мне и сказала, что ее и некоторых других студенток задело мое фривольное замечание. Это было не только досадно само по себе, но и совершенно не соответствовало их ожиданиям относительно меня. Я публично принес извинения и даже ухитрился использовать свой промах как печальный пример страдания, причиняемого невнимательностью, однако до этого момента несколько человек в течение нескольких дней переживали по поводу моего поступка. Мне кажется, что в этом случае страдание больше, чем в случае с котом. Кот забыл про боль через несколько минут, а боль, которую мы причиняем людям своей невнимательностью к их чувствам, может длиться довольно долго. Так что я невольно внес свою лепту в море человеческих страданий. Не исключено при этом, что кто-то из нечаянно обиженных мною перенес свои чувства на других людей, продолжая множить страдание. За несколько недель до этого я вместе с несколькими трансперсонально ориентированными психологами и психиатрами, христианским священником и известным специалистом по сравнительному религиоведению участвовал в дискуссии, где затрагивалась проблема природы зла. Не могу сказать, чтобы я любил это слово. Люди иногда, конечно, действуют ужасно, нанося друг другу огромный вред, но я стараюсь по мере возможности видеть и поощрять в них лучшие стороны. Когда пришла моя очередь высказаться о том, что такое зло, я извинился по поводу отсутствия у меня ясного понимания предмета и желания им заниматься. Лучшее, что я мог сказать тогда, так это то, что зло, по-видимому, не сводится к принесению вреда другим существам, что это нечто вроде получения удовольствия, чувство власти и наслаждение от понимания наносимого кому-то вреда. Я сознался, что временами испытывал удовольствие от нанесения вреда людям и что очень не люблю в себе это чувство и боюсь его, хотя и признаю в себе такую склонность. Однако я настаивал, что вообще-то стараюсь не допускать подобного рода удовольствия. На следующий день я мчался на машине по скоростной полосе, стараясь быть внимательным к окружающему миру и к собственному состоянию. Практика внимательности в ходе повседневных дел и немного формальной медитации - основная духовная практика на данном этапе моей жизни. Но в тот момент это мне не слишком удавалось: немного внимательности - и десять минут блуждания ума. Я заметил, что кто-то пытается обогнать меня, но я занимал при этом скоростную полосу, а на других было слишком интенсивное движение, чтобы иметь возможность объехать меня справа. Мне казалось, что еду я достаточно быстро, и не хотел уступать дорогу. И тут меня внезапно осенило, что я предаюсь злу. Я наслаждался страданием другого и чувствовал себя сильным и довольным от того, что я делал и чувствовал. Разумеется, это было небольшим злом по сравнению с тем, которое творится в мире, но, тем не менее, это было злом в моем собственном понимании. Я не был внимателен к своим убеждениям. На более глубоком уровне я не был внимателен к моей реальной глубинной природе, которая, как я полагаю, не отделена от природы других людей. Так что страдание, которое я причинял человеку, пытавшемуся меня обогнать, было также страданием, причиняемым мною самому себе. Я был невнимателен к нашей всеобщей взаимосвязанности, к тому, что мы все единое целое, так что причинять неприятность другому - значит причинять неприятность себе. Таким образом, мы имеем несколько уровней невнимательности: от простой невнимательности к непосредственному физическому окружению до взаимодействия с другими в контексте своих наиболее важных ценностей и реальной природы. Г.И.Гурджиев, ближневосточный мистик и учитель, говорил, что "человек спит". Мы живем в запутанном мире своих невротических фантазий, во сне наяву, и, к сожалению, при этом мы поступаем неразумно и невнимательно в физическом мире, доставляя массу страданий себе и другим. Нет охраняющих ночной сон парализующих нейронных цепей, которые удержали бы нас от невнимательных и вредоносных, вследствие невнимательности, действий. В той мере, в какой мы являемся невнимательными роботами, по своему неразумению порождающими страдания, существует лишь один вопрос, имеющий реальное значение: как нам пробудиться? Внимательность. На своем обычном уровне функционирования люди могут быть достаточно вежливы и уважительны по отношению друг к другу. Но часто это всего лишь привычки, фактор обусловленности, вроде обусловленности собак Павлова. Привычки, конечно, делают жизнь более удобной для всех, но обусловленное восприятие мира вызывает лишь упрощенные реакции, как внешние, так и внутренние. Между тем реальность постоянно изменяется, и порой тонкие оттенки остаются незамеченными, так что наше привычное восприятие и мышление, заученный способ чувствовать и действовать определенным образом ведут нас ко многим ошибкам. Однако можно научиться быть внимательными в своей повседневной жизни, воспринимать мир во всех его тонкостях и более правильно действовать по отношению к другим и самим себе. Это трудно описать, хотя такие слова, как свежесть, внимание, умное восприятие, живость могут указать верное направление. Ограниченность привычной жизни, обусловленных восприятий, чувств и действий может постепенно быть преобразована в более живую, более эффективную и разумную жизнь. Пробуждение. "Человек спит". Какой будет жизнь, если мы сможем реально преодолевать нашу обусловленность, видеть жизнь свежим взглядом ребенка, но с умом и силами взрослого, если мы освободим нашу жизненную энергию, заблокированную старыми травмами, защитами и привычками, умерим непрестанные потуги нашего беспокойного ума и начнем понимать, кто мы есть на самом деле, если будем внимательными на самом глубоком уровне? Большую часть своей жизни я старался выяснить, кто же я в действительности, кто мы такие. Я посвятил многие годы серьезным научным исследованиям в области психологии измененных состояний сознания (ИСС), парапсихических явлений и человеческих возможностей, работе в буддийских центрах, христианских церквах и центрах развития, изучению японского боевого искусства айкидо, суфийским кружкам и многим другим экзотическим группам; я уж не говорю о многих других вещах, которые могли бы быть ценными для других, но оказались бесполезными для меня. Мне повезло в том отношении, что мой личный поиск способствовал моим научным занятиям, так что психологические исследования, проводимые мною, подчас были полезны другим в их духовном поиске. Мне повезло также в том, что в процессе овладения научным методом, который можно рассматривать как специальное обучение особому роду внимательности, я научился ясно мыслить и быть осторожным в выводах. В некотором смысле я все в большей степени ставлю стремление к истине, как я способен ее понимать, выше стремления к счастью. Однако счастье, вызываемое стремлением к истине и приносящее огромное удовлетворение, превыше всего. Не поймите меня неправильно, я не принадлежу к тем, кто "пробужден" или владеет истиной. Мне самому вполне очевидно мое невежество и определенная ограниченность. Но я научился некоторым способам меньше погружаться в иллюзию, быть более внимательным, находиться в большем соприкосновении с внешним и внутренним миром и, по крайней мере, быть чуть более пробужденным. В 1986 году я опубликовал некоторые наиболее важные результаты своих поисков в книге "Пробуждение: преодоление препятствий к осуществлению возможностей человека". Я применил знания современной психологии к изложению (и в отдельных моментах к некоторому расширению) одной из великих традиций обучения внимательности - учения Г.И.Гурджиева. Эту книгу я считаю самой важной из моих работ. Она содержит систематизированное толкование природы сна наяву и техник пробуждения. Она предназначена для моих коллег-психологов трансперсонального направления и для широкой публики - для тех, кто стремится стать более внимательным и пробудиться. Судя по письмам, полученным мною, книга оказалась полезной многим людям. После 1986 года я продолжал учиться внимательности в повседневной жизни, а также занялся регулярной практикой медитации, приносящей моменты более глубокой внимательности и прозрения. Я не уверен, что с той поры нашел что-нибудь принципиально новое, но я стал более гибким в своей жизни, практике и, возможно, научился тоньше - а вместе с тем и проще - выражать свои знания. Последние девять лет я под руководством нескольких тибетских лам, в частности под руководством знаменитого Согьяла Ринпоче, изучаю дзогчен - учение тибетского буддизма. Мне это представляется естественным продолжением предыдущей работы. Учение о внимательности, основное в системе дзогчен, подкрепляет многое из того, что я знал ранее относительно внимательности и пробуждения, а учение о сострадании и служении в высшей степени помогает мне в обучении сердца - в том, в чем я всегда нуждался. Учение дзогчен значительно глубже моих собственных представлений, и я надеюсь обрести с его помощью более глубокое понимание и жизненную практику. Осенью 1991 года Согьял Ринпоче предложил мне провести семинар по психологическому пониманию внимательности для Содружества Ригпа - организации, способствующей распространению учения Ринпоче в Соединенных Штатах. Форма, которую принял этот семинар - день, посвященный основам и технике внимательности, вначале и затем три вечера, посвященные применению внимательности в повседневной личной жизни, - оказалась удачной. Участники семинара располагали различным опытом в формальной медитации и практике психологического развития и принадлежали к различным профессиям (там были инженер, физик, няня, социальный работник, плотник и школьный учитель). Один из них два года изучал саперное дело, чтобы усилить внимательность в повседневной жизни. Вопросы слушателей, касающиеся различных специфических ситуаций, и их рассказы об опыте внимательности в повседневной жизни, их успехи и неудачи весьма обогатили содержание нашей работы. К счастью, все записывалось на магнитофон. Как было отмечено, мой стиль проведения семинаров сильно отличается от стиля моих книг. Он менее формален, богаче, динамичнее и живее. Я лишь слегка отредактировал текст и добавил кое-что для лучшего понимания, стараясь держаться как можно ближе к духу семинара. На семинаре один и тот же материал нередко рассматривается под несколько отличными друг от друга углами зрения, с тем чтобы участники могли с ним поработать, хотя при написании книг я этого не делаю, непроизвольно стремясь к сжатости текста. Я полагаю, что это хорошо для самого процесса обучения. Практические упражнения, использовавшиеся во время семинара, описываются достаточно подробно, чтобы читатель мог применить их. Вместе с тем я рекомендую обратиться к книге "Пробуждение", где техники внимательности приведены в стройную систему. Сочетание этих книг может сделать весь материал еще более содержательным. Я добавил к материалам семинара два приложения. Первое - статья, первоначально опубликованная в "Журнале гуманистической психологии" и касающаяся специальных упражнений по переносу в повседневную жизнь внимательности, развиваемой в процессе медитации, а также общих принципов таких упражнений. Это описание дополняет многие из тем, затрагиваемых в основной части книги. Второе приложение содержит список рекомендуемой литературы по внимательности в повседневной жизни и формальной медитации. Я, однако, не устаю повторять, что, хотя читать о внимательности полезно, идеи относительно внимательности еще не сама внимательность. Думать о присутствии - не значит присутствовать. В конечном итоге ценность этой книги измеряется тем, насколько вы освоите практику внимательности и сумеете применить ее в повседневной действительности. Иначе, представленный здесь материал, вместо того чтобы прочно войти в вашу жизнь, останется лишь в области приятных фантазий. Несмотря на то что я старался сохранить колорит и динамику семинара, мне не совсем удалось создать эффект присутствия. Кроме того, лучше всего работать с людьми, стремящимися стать внимательнее, в особенности под руководством учителя, который более внимателен, чем они сами. Дальше я подробнее остановлюсь на некоторых моментах, связанных с работой в группе. Хотя неформальность стиля делает эту книгу легкодоступной для широкого читателя, хотелось бы отметить, что она прежде всего предназначена для моих коллег по трансперсональной психологии. Точное и глубокое наблюдение внутренних психологических процессов крайне важно для развития нашей дисциплины. Описанные в книге методы самонаблюдения и самовоспоминания могут найти применение во многих областях трансперсональных исследований и переживаний. Я надеюсь, что читатели, желающие оказать помощь в улучшении состояния нашего мира и жить более внимательной жизнью, найдут данную книгу весьма полезной. Пайн-Эйри, округ Мендоцино, Калифорния, 4 июля 1993 Глава Первая. МЫ - НЕВНИМАТЕЛЬНЫЕ РОБОТЫ, СПОСОБНЫЕ ИЗМЕНИТЬСЯ Наше сегодняшнее и три последующих занятия проводятся в пользу "Содружества Ригпа" - организации, построившей здание для проведения встреч, где мы сейчас и находимся. Слово ригпа используется в традиции дзогчен тибетского буддизма как указание на нашу не поддающуюся интеллектуальному осмыслению изначальную природу Будды - предельную ясность, чистоту, восприимчивость и сострадание, которыми мы можем обладать. Я - член "Содружества Ригпа", американской ветви международной организации, поддерживающей учение и деятельность Согьяла Ринпоче, известного тибетского ламы [1]. Однако наш семинар я провожу не как буддист: в этой области я пока что чувствую себя начинающим. У меня есть определенный опыт в гурджиевской работе - традиции, обучающей большей внимательности в условиях повседневной жизни. Так что, прежде всего, я буду опираться на эту традицию. Разумеется, мое знакомство с дзогчен, равно как и мои познания в области современной психологии и других дисциплин, так или иначе проявятся тоже. Я очень люблю мирскую жизнь. У меня нет никакого желания жить в монастыре, так что для моего стиля жизни крайне важно учиться большему присутствию и внимательности в повседневности. Я, как и многие другие, значительную часть времени провожу, теряясь в своих мыслях, поддаваясь эмоциям или совершая разные экстраординарные поступки. Но я обнаружил, что практика внимательности, предлагаемая гурджиевской традицией (я вношу в нее кое-что и из современной психологии), может помочь мне хотя бы отчасти избавиться от потока мыслей и чувств, мешающих человеку войти в контакт с реальностью.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (327)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |