И: Слушай рассказ, запоминай и приготовься пересказывать (Текст "Горошины")
| Оценки
|
|
|
Оценка смысловой целостности
| 5-2,5-1-0
|
| 2,5
|
Оценка лексико-грамматического оформления
| 5-2,5-1-0
| 2,5
| 2,5
|
Оценка самостоятельности
| 5-2,5-1-0
|
|
|
Оценка
| 15-0
| 12,5
| 10,0
|
Оценка за серию
| 30-0
|
|
|
Суммарная оценка за устную речь
| 200-00
| 164,00
| 149,25
|
| процент
|
|
|
Результаты обследования устной речи Артема П., 2 класс и Вики М., 2 класс
по методике Т.А. Фотековой (2000)
| Артем П., 2 класс
| Вика М., 2 класс
| N
|
| Кол-во баллов
| % от общего кол-ва баллов
| %
| Кол-во баллов
| % от общего кол-ва баллов
| %
|
|
1.Фонематическое восприятие
| 11,25
|
|
| 10,5
|
|
|
|
2. Артикуляционная моторика
| 7,75
|
|
| 7,5
|
|
|
|
3. Звукопроизношение
|
|
|
| 9,5
|
|
|
|
4. Слоговая структура слова
|
|
|
| 7,5
|
|
|
|
5. Навыки языкового анализа
| 3,5
|
|
| 5,5
|
|
|
|
6. Грамматический строй
| 44,5
|
|
|
|
|
|
|
7. Словарь и словообразование
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Понимание логико-грамматических конструкций
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Связная речь
|
|
|
|
|
|
|
|
Индивидуальный профиль: устная речь Артема П., 2 класс
Индивидуальный профиль: устная речь Вика М., 2 класс
Обследование письменной речи
Материал для обследования состояния письменной речи
Списать рукописный текст (2 класс).
Щенок
У Жучки родились щенки. Маша и Петя взяли одного. Щенок громко скулил. Дети накормили щенка.
Для учащихся других классов используются более сложные и объемные тексты.
Написать диктант (2 класс).
На лугу.
Дети были на лугу. Соня и Шура рвали полевые цветы. У Миши был сачок для ловли жуков и бабочек. Они поймали разноцветную бабочку. В траве весело трещали кузнечики. (28 слов)
Задания:
1. В первом предложении подчеркните гласные буквы.
2. Во втором предложении подчеркните согласные буквы.
3. В третьем предложении в словах поставьте ударение.
4. Составьте предложение из слов.
Сделал, Петя, змея, бумажного.
5. Звукобуквенный анализ слова книга.
а) запишите слово, поставьте ударение, разделите слово на слоги;
б) сколько в слове гласных? согласных?
в) сколько в слове звуков? букв?
г) сколько в слове твердых согласных? мягких согласных?
Записать названия картинок.
Составить и записать короткий рассказ по картинке или серии сюжетных картинок.
Учащиеся могут выполнять предложенные задания на индивидуальном бланке.
Щенок
У Жучки родились щенки. Маша и Петя взяли одного. Щенок громко скулил. Дети накормили щенка.
Обследование письма детей показало следующие результаты.
В письме имеются замены букв, как по графическому сходству, так и по акустическому, перестановки букв, пропуски и вставки лишних, ошибки в употреблении падежных окончаний, пропуски, замены предлогов, неправильное согласование слов в роде и падеже.
Обнаруженные затруднения и ошибки письма указывают на несформированность у ребенка фонематического анализа и синтеза, недостаточность дифференциации речевых звуков, мальчику свойственны грамматические неточности и графические ошибки.
Имеются ошибки связанные с несформированностью оптико-пространственного восприятия. Девочка затруднялась в ориентировке на тетрадном листе, не выделяла красной строки, нарушала порядок букв, слогов. Наблюдалось колебание наклона и высоты букв, фонетическое письмо, слитное написание слов с предлогами, отделение приставки от корня слова.
Результаты анализа ошибок учащихся представлены в таблице 1.
Для анализа ошибок была использована таблица.
Артем П., 2 класс
Типы ошибок
| Виды ошибок
| Количество ошибок
|
Ошибки звукового состава слова
| Замена согласных
|
|
Замена гласных
| |
Пропуск гласных
|
|
Пропуск согласных
| |
Пропуск слогов и частей слова
| |
Добавления
|
|
Раздельное написание частей слова
| |
Лексико-грамматические ошибки
| Нарушение согласования
|
|
Нарушение управления
| |
Замена слов по звуковому сходству
| |
Замена слов по семантическому сходству
| |
Пропуск слов
| |
Слитное написание слов
| |
Графические ошибки
| Замена букв по количеству элементов
| |
Замена букв по пространственному расположению
| |
Зеркальное письмо букв
| |
Ошибки на правописание
| Правописание жи, ши, ча, ща. чу, щу
|
|
| |
Прописная буква в начале предложения, в именах и кличках животных
| |
Правописание мягких согласных
| |
Правописание безударной гласной в корне слога (двусложные слова)
| |
Ошибки на правила правописания, не пройденные в классе
|
| |
Вика М., 2 класс
Типы ошибок
| Виды ошибок
| Количество ошибок
|
Ошибки звукового состава слова
| Замена согласных
| |
Замена гласных
|
|
Пропуск гласных
| |
Пропуск согласных
|
|
Пропуск слогов и частей слова
| |
Добавления
|
|
Раздельное написание частей слова
| |
Лексико-грамматические ошибки
| Нарушение согласования
|
|
Нарушение управления
| |
Замена слов по звуковому сходству
| |
Замена слов по семантическому сходству
| |
Пропуск слов
|
|
Слитное написание слов
| |
Графические ошибки
| Замена букв по количеству элементов
| |
Замена букв по пространственному расположению
| |
Зеркальное письмо букв
| |
Ошибки на правописание
| Правописание жи, ши, ча, ща. чу, щу
|
|
| |
Прописная буква в начале предложения, в именах и кличках животных
| |
Правописание мягких согласных
| |
Правописание безударной гласной в корне слога (двусложные слова)
| |
Ошибки на правила правописания, не пройденные в классе
|
| |
Планирование фронтальных занятий с обследованными детьми по преодолению нарушений устной и письменной речи(продолжительность – 40 мин.)
| Тема
| Сроки
| Содержание занятия
|
| Звуки С, Сь, буква С.
| 2 неделя
| Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки с – с. определять и выделять данные звуки в слогах, словах, предложениях. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами.
|
| Звуки З, Зь, буква З.
| 3 неделя
| Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки з- з'; определять и выделять их в слогах, словах, предложениях. Звукобуквенный и звуко-слоговой анализ слов, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. Подбор слов к звуковым схемам. Понятие о непроизносимой согласной на конце слова.
|
| Дифференциация звуков С – З (Сь – Зь).
| 4 неделя
| Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки с - з (с' -з'); определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Звуко-слоговой анализ слов. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами
|
| Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака
| 5 неделя
| Упражнение в обозначении мягких согласных на письме с помощью мягкого знака. Звукобуквенный анализ слов с мягким знаком на конце. Анализ слов с Ь в конце, соотнесение слова с Ь со схемой.
|
| Дифференциация звуков Т – Д (Ть – Дь)
| 6 неделя
| Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки т - д (т' - д'); определять и выделять данные звуки в слогах, в словах, предложениях. Совершенствование умений и навыков звуко-слогового анализа на примере слов-паронимов, типа: дом – том. Нахождение исравнение лексических значений слов-паронимов. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами.
|
Планирование индивидуальных занятий с Артемом П., 2 класс
по преодолению нарушений устной и письменной речи(продолжительность – 20 мин.)
| Тема
| Сроки
| Содержание занятия
|
| Распространение простого двусоставного предложения прямым дополнением, выраженным существительным в В.п.
| 2 неделя
| Практическое овладение распространением предложения дополнением именем существительным в В.п. в единственном и множественном числе. Обучение умению отвечать на вопросы кого? что? и умению задавать их.
|
| Фонематический анализ и синтез слов типа: СГ-СГ-СГС, СГ-СГС-СГ, СГС-СГ-СГ
| 3 неделя
| Практическое усвоение навыка деления слов на слоги. Определение количества звуков и слогов в словах. Нахождение места звука в слове, составление слов из звуков.
|
| Звук и буква Ш.
| 4 неделя
| Формирование умения видеть согласный звук ш в твёрдой позиции; определять и выделять его в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. Выделение заданного звука в тексте.
|
| Дифференциация звуков С – Ш.
| 5 неделя
| Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки с - ш; определять и выделять их в слогах, словах, предложениях. Слого-звуковой анализ слов. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами
|
| Звук и буква Ц.
| 6 неделя
| Формирование умений определять звук ц по акустическим и моторным признакам; выделять его в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. Звуко-слоговой анализ слов. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами
|
Планирование индивидуальных занятий с Викой М., 2 класс
по преодолению нарушений устной и письменной речи(продолжительность – 20 мин.)
| Тема
| Сроки
| Содержание занятия
|
| Звуки и буква Щ.
| 2 неделя
| Формирование умений определять по акустическим и моторным признакам согласный звук щ; выделять его в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой; способствовать Звуко-слоговой анализ слов. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами.
|
| Звук и буква Ч.
| 3 неделя
| Формирование умений определять и выделять звук ч в слогах, словах, предложениях; соотносить звук с буквой; способствовать. Ззвуко-слоговой анализ слов. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами
|
| Дифференциация звуков Ч – Щ.
| 4 неделя
| Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки ч - щ '; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Звуко-слоговой анализ слов. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами
|
| Дифференциация звуков Ч – Ц.
| 5 неделя
| Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки ч - ц; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Звуко-слоговой анализ слов. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами
|
| Уточнение артикуляции и произношения звуков О, У. Дифференциация звуков О – У.
| 6 неделя
| Уточнение артикуляции и произношения звуков О,У. Упражнение в различении звуков О-У. Выделять из ряда гласных, слогов, слов.
|
Консультация для родителей и учителей начальных классов на тему:
Предупреждение нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста
Письмо - это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный другие анализаторы.
Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций:
- слуховой дифференциации звуков,
- правильного их произношения,
- звуковом анализе и синтезе,
- лексико-грамматической стороне речи,
- зрительном анализе и синтезе,
- пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом — дисграфия (от греческого «графо» — письмо).
Дисграфия — это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
Специфические ошибки (т.е. не связанные с письмом). (от греческого «графо» применением орфографических правил)
1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.
2. Акустическая форма дисграфии.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
4. Аграмматическаядисграфия.
5. Оптическая дисграфия.
Несколько советов родителям:
1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше критикуйте.
В раннем возрасте еще возможно повлиять на формирование навыка письма с помощью подходящего пишущего инструмента. Выбор канцелярских принадлежностей для дисграфиков:
• место «хватки» пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.
• корпус должен быть трехгранным. Есть трехгранные карандаши и фломастеры.
На что нужно обратить особое внимание:
1. Если Ваш ребенок левша.
2. Если он — переученный правша.
3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
4. Если в семье говорят на двух или более языках.
5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно раннее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии). Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й- ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта — парта, моко — молоко, весёлы (весёлый).