Соотношение государства и общества.
При различении общества и государства под обществом имеется в виду неполитическая сфера жизни людей в качестве частных лиц, а под государством — политическая сфера их жизни в качестве публичных лиц (субъектов публично-политической общности и власти, граждан). Такая дифференциация - это результат длительного социально-исторического развития людей, форм и способов организации жизни свободных индивидов. В условиях древности и средневековья (в эпохи этнического и сословного типов права и государства) публично-политическое (государственное) начало безусловно доминировало во всей социальной жизни людей, а те явления и отношения, совокупность которых принято называть античным или средневековым “обществом”, носили политический характер и еще не созрели до обособления в независимую от государства самостоятельную сферу частных (неполитических) интересов, дел и отношений. Такое обособление общества и государства происходит в Новое время и находит свое выражение в различении частной (неполитической) и политической сфер социальной жизни в виде гражданского общества и политического государства. Исторически сложившееся словосочетание “гражданское общество”, обозначающее общество (неполитическое сообщество людей) в его различении и соотношении с государством (политическим сообществом), явно не соответствует выражаемому им смыслу. Ведь гражданское общество — это не общество граждан (политических субъектов), а, напротив, сообщество частных (неполитических) лиц — носителей частных целей и интересов. Сообщество же граждан — это политическое сообщество, т.е. государство (политическое государство) в его отличии от общества (гражданского общества). Устоявшийся термин “гражданское общество” восходит к древнеримскому слову civitas, обозначавшему гражданскую общину римлян, сообщество римских граждан. Член этой общины (civis — гражданин) был вместе с тем и субъектом римского гражданского права (ius civile). В дальнейшем их неполитическое значение сохранилось в терминах “гражданское общество”, “гражданское право”, а политическое значение — в термине “гражданин”. С позиций дифференциации социальных феноменов на политические и неполитические явления и соответствующих развитых представлений об обществе и государстве ясно, что античное “общество” (civitas в Риме и аналогичные гражданские общины в древнегреческих полисах) было по своей природе и характеру политическим сообществом, т.е., говоря современным языком, было государством, а не обществом. Политический характер имело и средневековое “общество”, сословное деление которого означало прямую дифференциацию государственно-правовых статусов разных сословий и их членов. В Новое время круг частных интересов и самостоятельности частного лица все более расширяется и начинает постепенно охватывать отношения собственности, производства и распределения, товарно-денежный оборот, вопросы отношения к религии, свободы совести, свободы мысли и т.д. Вместе с тем этот расширяющийся круг частных дел и интересов все более высвобождается от прямого воздействия сложившейся при феодализме политической власти и формируется в относительно самостоятельную сферу гражданского общества. Основным субъектом этого гражданского общества был человек как частное лицо, бюргер, формирующийся буржуа. Такое гражданское (бюргерское) общество, которое начало складываться в условиях разлагавшегося феодализма, было по своей сути антифеодальным, ориентированным на утверждение нового строя, на признание свободы и автономии частного человека в качестве его естественного и неотчуждаемого права, на учреждение государства, соответствующего потребностям и требованиям гражданского общества. Качественно новую характеристику гражданскому обществу даёт Фридрих Георг Гегель, который полагал, что гражданское общество есть качественно новое социально-историческое явление в мировой истории. Немецкий учёный трактовал гражданское общество как буржуазное общество. По его мнению, гражданское общество возникает позднее государства, но в диалектическом развитии понятия оно стоит между семьёй и государством. Принципы гражданского общества: 1) Особенная цель каждого частного лица; 2) Всеобщая форма реализации; То есть, каждое частное лицо в достижении своих целей вынужден использовать другие частные лица как средства достижения своих индивидуальных задач. Гражданское общество, по Гегелю, это система потребностей и их удовлетворения посредством труда в условиях формального равенства всех людей, частной собственности, свободы промыслов и частной инициативы. Сочетание частных и общих интересов достигается в разумном государстве, конституционной монархии с разделением властей. Гегель полагал, что именно в государстве семья развивается в гражданское общество, а само государство есть динамический синтез этих дух явлений. По отношению к гражданскому обществу государство выступает и как цель, и как внешняя необходимость. Именно в нём частный интерес отождествляется в общем, но сам не теряется. Согласно марксистскому учению о государстве и обществе, государство вторично по отношению к обществу, которое является базисом по отношению к государству, сферой материальных отношений, в то время как государство - надстройка, необходимо вытекающая из данных отношений. Карл Маркс, критикуя Гегеля, считал, что семья и гражданское общество становятся необходимыми историческими предпосылками для государства. Гражданское общество - “всё материальное общение индивидов в рамках определённой ступени развития производительных сил.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |