Инструкция: Сейчас я буду рассказывать тебе истории о тебе самом. Но не о том, что было, а том, что могло бы произойти. А ты внимательно слушай, и будешь говорить мне, что бы ты сделал или сказал, если бы с тобой это произошло.
представь, что мама сказала тебе вечером: «Ты у меня еще маленький, трудно тебе ходить в школу. Хочешь, я пойду и договорюсь с учительницей, чтобы тебе разрешили не ходить в школу еще месяц (полгода, год)». Что ты ответишь маме?
представь, что мама так и сделала (или: не послушалась тебя и сделала по-своему), договорилась и тебе разрешили не ходить в школу. Встал ты утром, позавтракал, в школу идти не надо. Что бы ты стал делать, чем занимался бы, пока другие ребята в школе?
представь, что есть две школы: школа А и школа Б. В школе А в первом классе расписание такое, что каждый день уроки письма, математики и чтения, а уроки рисования и физкультуры не чаще одного раза в неделю. А в школе Б все наоборот. В какой школе тебе хотелось бы учиться?
представь, что на улице ты встретил мальчика (для девочек – девочку), которому тоже 7 лет. Но он не ходил ни в подготовительный класс, ни в детский сад. Он тебя спрашивает, что нужно делать, чтобы лучше подготовиться к школе. Что бы ты ему ответил?
представь, что тебе предложили учиться так: ты не должен ходить в школу каждый день, а к тебе будет приходить учительница домой и заниматься с тобой всем тем, что дети учат в школе. Ты бы согласился учиться в школе?
в школе А нужно делать все так, как велит учительница: внимательно ее слушать, не разговаривать на уроке, поднимать руку, если надо выйти или что-то сказать. А в школе Б ничего не сделают, если ты встанешь во время урока, поговоришь с соседом или выйдешь.
представь, что ты очень хорошо, старательно работал на уроке, и учительница сказала тебе: «Сегодня ты учился очень хорошо, я даже хочу наградить тебя. Выбирай, что ты хочешь: шоколадку, игрушку или поставить в журнал пятерку?». Что бы ты выбрал?
представь, что ваша учительница уехала на месяц в командировку. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем вам поставить на это время другую учительницу, а можем попросить, чтобы ваши мамы побыли учителями, и каждый день одна из мам вела бы у вас уроки». Как бы ты захотел?
Каждый ответ ребенка оценивается как школьный или дошкольный. Варианты школьных ответов даны ниже. Соответственно, дошкольными являются противоположные по смыслу ответы. Общее отношение к школе и учению:
положительное отношение к школе и учению, отказ от предлагаемой отсрочки.
наличие школьной, учебной ориентации в ситуации необязательного посещения школы (ответы типа «Буду читать», «Буду писать буквы» и т.п.).
ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий:
отказ от школы, лишенной учебного содержания. Предпочтение уроков грамоты и счета дошкольным видам деятельности.
содержательное представление о подготовке к школе.
ориентация на новые, собственно школьные формы организации деятельности:
предпочтение школы, где соблюдение дисциплины обязательно.
предпочтение отметки как формы награды другим видам поощрения.
признание авторитета учителя перед родительским.
4. Изучение эмоционального отношения к школе
Для проведения методики понадобится 22 карточки с прилагательными – антонимами и 2 коробочки с наклеенными картинками. На одной картинке изображены дети в школьной форме и с портфелями, а на другой – дети в игрушечном автомобиле и с игрушками. Прилагательные-антонимы могут быть следующими: хороший – плохой, чистый – грязный, активный – пассивный, добрый – злой, быстрый – медленный, веселый – грустный, сильный – слабый, большой – маленький, легкий – тяжелый, горячий – холодный, решительный – робкий. Перед ребенком ставятся две коробочки и поясняется: «Вот это школьники, они идут в школу. А это дошкольники, они играют. Сейчас я тебе буду называть тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят – школьникам или дошкольникам, и в ту коробку положи». После окончания подсчитывается количество положительных прилагательных (тех, которые в представленных выше парах занимают первое место) в каждой коробке. Чем больше положительных прилагательных в школьной коробке, тем сильнее положительное эмоциональное отношение к школе.
5. Анкета для выявления уровня школьной мотивации
тебе нравится в школе или не очень?
утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
если бы учитель сказал, что завтра нужно приходить не всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
ты хотел бы, чтобы давали домашнее задание?
ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
ты часто рассказываешь о школе родителям?
ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
у тебя много друзей?
тебе нравятся твои одноклассники?
Каждый положительный ответ на вопросы 1, 2, 3, 5, 7, 9, 10 и отрицательные ответы на вопросы 4, 6, 8 оцениваются в три балла. Нейтральные ответы в 1 балл. Ответы, не совпадающие с ключом, оцениваются в 0 баллов. Итоговый уровень: 25-30 б. – высокая школьная мотивация и учебная активность 20-24 б. – нормальная школьная мотивация 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но больше привлекают внеучебные мотивы 10-14 б. – низкая школьная мотивация <10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Активные методы работы школьного психолога. – М., 1990.
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л.И.Божович. – М., 1996.
Выготский Л.С. Собрание сочинений/ Л.С.Выготский. – Т.3. – М., 1983.
Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., 1987.
Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М., 1991.
Иванова А.И. Методика исследования способности к обучению/ А.И. Иванова.- М.: ИМАТОН, 1999.
Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми/ Дж. Лешли. – М., 1991.
Непомнящая Н. Становление личности ребёнка 6-7 лет/ Н. Непомнящая. – М., 1994.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе/ Р.В.Овчарова. – М., 1996.
Особенности психического развития детей 6-7 лет/ Под ред. А.Л. Венгера. – М., 1988.
Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И. Дубровиной.- М., 1988.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании/ Е.И. Рогов.- М., 1995.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома/ Н.В.Самоукина. – М., 1993.
Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии/ Г.А.Урунтаева, Ю.А Афонькина.– М., 1995.
Фридман Л.М. Психологический справочник учителя/ Л.М.Фридман, И.Ю.Кулагина. – М., 1993.
Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы/ Т.В.Чередникова. – СПб., 1996.
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах/ Д.Б.Эльконин. – М., 1997.
Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/ Под ред. В.В. Лебединского. – М., 1990.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика исследования обучаемости А. Ивановой Данная методика построена на основе теоретических положений Л.С. Выготского относительно актуального и потенциального уровней развития ребенка. Задания, которые предлагаются ребенку, построены таким образом, что если он не может выполнить их самостоятельно, экспериментатор предлагает ему обучающую помощь. Способность ребенка принять эту помощь и сделать соответствующие выводы свидетельствует об уровне его обучаемости. Таким образом, данная методика позволяет прогнозировать способность ребенка к обучению. Материал: таблица с геометрическими фигурами и два набора карточек. А) В таблице вразброс представлены: - три геометрические фигуры: круги, квадраты и треугольники; - двух размеров: большие и маленькие; - четырех цветов: красные, желтые, зеленые и синие. Размер таблицы ≈36*24 Б) первый набор карточек включает в себя те же 24 фигуры, что и в таблице, только в разрезанном виде (размер карточки ≈6*8 см). В) второй набор карточек (также разрезанных и того же размера) содержит: - четыре геометрические фигуры: ромб, круг, треугольник и квадрат; - двух размеров: большие и маленькие; - трех цветов: красные, синие, зеленые. Ход проведения: Данная методика проводится в три этапа. I этап. Предварительная ориентировка Экспериментатор издалека показывает ребенку карточки, сложенные в колоду, и говорит: «Эти карточки тебе надо будет разложить по группам, подходящие с подходящими». В это время ребенку дается таблица с геометрическими фигурами со словами «Но сначала посмотри эту таблицу, тут они все нарисованы и подумай как ты будешь это делать». Кроме этого более ничего не говорится и не объясняется, от вопросов ребенка уходим. В протоколе фиксируются все слова и действия ребенка. Через 30 секунд таблицу забираем и убираем. Больше в работе она никак не понадобится. II этап. Основное задание Включает в себя три задачи.
Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А Задача 1. Ребенку передается первый набор карточек, где геометрические фигуры трех форм и четырех цветов, и предлагается: «Разложи эти карточки подходящие с подходящими. Можешь сделать три или четыре группы». Таким образом, предлагаем ребенку разложить карточки либо по цвету, либо по форме. После этого в течение 30 секунд в протоколе фиксируются все действия ребенка. Если он пассивен и не приступает к работе или наоборот действует очень хаотично, то по истечении 30 секунд экспериментатор оказывает ему организующую помощь. Если пассивен, говорим: «Выложи несколько карточек на стол», если же хаотичен, то «не спеши, выкладывай карточки по одной». В протоколе отмечается какая организующая помощь была оказана. Еще 30 секунд ждем. Если ребенок вновь ничего не предпринимает, то даем первый обучающий урок. Обучать нужно, начиная с цвета. Урок-подсказка № 1: Из карточек, лежащих на столе, выбираем две, отличающиеся только по цвету (например, красный и синий маленькие кружки). Выкладываем их перед ребенком и задаем вопрос: «Чем отличаются эти карточки, чем они не похожи?» Если ребенок молчит, отвечаем сами: «Они отличаются по цвету». После первого урока подсказки наблюдаем за ребенком, в протоколе фиксируем все его действия и высказывания. Если после первого урока в течение 30 секунд ребенок не начал работать, даем второй. Урок-подсказка № 2: Из остальных карточек, лежащих на столе, выбираем третью, сходную с одной из двух первых по цвету (например, большой красный квадрат). Задаем вопрос: «Куда мы положим эту карточку – сюда или сюда?» Если ребенок не отвечает, проговариваем сами, например: «Мы положим эту карточку сюда, потому что она тоже красная». Затем снова молчим и 30 секунд наблюдаем за ребенком, заполняя протокол. Если он не приступает к заданию или выполняет его неправильно, даем третий урок. Урок-подсказка № 3: Берем карточку того цвета, которого еще нет, кладем ее рядом с первыми двумя и говорим: «Сюда мы будем класть все желтые, сюда все синие, сюда все красные карточки». В течение 30 секунд опять фиксируем действия ребенка. Если он все еще затрудняется, дальше даются 4-ый, 5-ый, 6-ой и так далее уроки-подсказки. Суть их в том, что экспериментатор берет из общей кучи карточку, кладет ее в нужную группу и поясняет, почему он сделал именно так.
Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А После того, как все карточки будут разложены, говорим: «Молодец, ты правильно разложил все карточки. Но скажи, как ты их раскладывал, почему ты положил вместе именно эти, а не другие». Все высказывания фиксируем в протоколе. Если ребенок не отвечает или ответил неправильно, сами делаем обобщающий вывод: «Мы разложили карточки по цвету: красные с красными, синие с синими, желтые с желтыми». Но в протоколе записываем то, что сказал ребенок. Задача 2. После этого собираем все карточки, перемешиваем и подаем ребенку со словами: «А теперь разложи карточки иначе, тоже подходящие с подходящими, но по-другому – на 4 группы (или на три группы)». Если в первые 30 секунд ребенок пытается раскладывать карточки по тому же признаку, как и в первой задаче, то в протоколе это отмечается как проявление инертности. Далее работа ведется также, как в первой задаче. В конце обязательно делается обобщающая словесная формулировка, если не ребенком, то самим экспериментатором. В протоколе же фиксируются слова ребенка. Задача 3. Снова собираются и перемешиваются все карточки и подаются ребенку со словами: «В последний раз разложи их по группам, подходящие с подходящими, но теперь так, чтобы получилось две группы». Далее все идет также, как и раньше. Отмечаем проявление инертности, если такое имеет место. В конце работы просим дать обобщаю формулировку: «Назови, какие карточки ты собрал вместе? Чем похожи карточки одной группы?» III этап. Аналогичное задание После выполнения второго этапа методики, убираем первый набор карточек. Предлагаем ребенку второй вариант карточек и говорим: «Ты уже научился складывать карточки по группам. Эти карточки тоже можно разложить на группы по разным признакам. Сделай это или расскажи, как это можно сделать?» В протоколе фиксируются время выполнения и результат самостоятельной деятельности ребенка. Наилучшим результатом является свободное перечисление всех трех признаков и обозначается как полный логический перенос в словесной форме. Если ребенок самостоятельно выделяет только два признака, то это будет частичный логический перенос в словесной форме. Если ребенок разложил все карточки по трем группам, но не смог словесно объяснить принцип раскладок, то это полный логический перенос в наглядно-действенной форме. Если ребенок выделяет только два признака, непосредственно работая с карточками, это будет частичный логический перенос в наглядно-действенной форме. Если выделяется только один признак или вообще ни одного, значит логический перенос отсутствует. Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А Оценка результатов: 1. Ориентировка в материале (ОР) – активная - 0 баллов – пассивная -1 балл 2. Восприимчивость к помощи (ВП) – за каждый урок в каждом задании – 1 балл – за каждое проявление инертности – 1 балл 3. Логический перенос (ЛП):
за отсутствие обобщающей формулировки в конце каждой классификации – 1 балл;
полный перенос в словесной форме – 0 баллов;
частичный перенос в словесной форме – 1 балл;
полный перенос в наглядно-действенной форме – 2 балла;
частичный перенос в наглядно-действенной форме – 3 балла;
отсутствие логического переноса – 4 балла.
Показатель обучаемости (ПО) = ОР + ВП + ЛП =
В норме ПО должен быть равен 3 ± 2 (т.е. от 1 до 5 баллов). Такой показатель свидетельствует о высокой способности к обучению.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Бланк фиксации результатов по методике А.И. Ивановой