Механизм и аппарат государства. Понятие и структура органа государства. Классификации государственных органов.
Под механизмом государства понимается совокупность государственных органов, организаций и учреждений, в совокупности обеспечивающих осуществление государственных функций. (Кафедра) Аппарат государства есть система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. (Малько) Механизм государства понимается в двух аспектах: в узком смысле – как органы государства и в широком – как совокупность государственных органов и организаций. (Морозова) Три подхода к соотношению понятий «механизм» и «аппарат» государства: · Эти понятия тождественны (синонимы) (проф. М.И. Байтин, проф. М.Н. Марченко). · Механизм – вся совокупность государственных органов, организаций и учреждений, аппарат – его часть (органы исполнительной государственной власти и аппарат принуждения. Отсюда термины: «Сотрудник аппарата», «Аппаратная структура» и др.) (про такое понимание упоминает Малько, но ссылок не приводит + не очень ясно какой именно он сам позиции придерживается, но скорее всего именно этой) · Научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства - непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства (В.В. Лазарев, С.В. Липень). Принципы организации государственного аппарата: · принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина - предполагает соответствующие обязанности государственных органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их; · принцип демократизма - выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов, в учете в политике государства разнообразных интересов большинства населения; · принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) - создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц; · принцип законности - означает обязательность соблюдения всеми органами государства, государственными служащими, гражданами Конституции, законов и подзаконных актов; · принцип гласности - обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует "прозрачность" процесса функционирования чиновников; · учет интересов регионов (в федеративных государствах) выступает в виде принципа федерализма; · принцип профессионализма - создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны; · принцип сочетания коллегиальности и единоначалия - обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата; · принцип сочетания выборности и назначаемости - выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении; · принцип иерархичности - заключается в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих). Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Признаки органа государства: 1. представляет собой самостоятельный элемент механизма государства, выступая неотъемлемой частью единого государственного организма; 2. действует от имени государства и по его поручению; 3. образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (Конституции, законов и подзаконных актов); на государственные органы не распространяется правовой принцип "разрешено все, что не запрещено законом"; 4. выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения); 5. имеет соответствующую компетенцию (круг ведения), под которой понимается совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций; компетенция выступает неотъемлемым элементом правового статуса государственного органа; 6. осуществляет свою компетенцию тремя способами: принятием нормативных актов (предписаний общего характера);принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера);конкретно-организационной деятельностью; 7. состоит из государственных служащих и подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы; 8. имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач; 9. обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание; 10. в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; 11. действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности). Компетенция государственного органа – совокупность прав и обязанностей государственного органа (должностного лица). Определяется, как правило, через закрепление предметов ведения. Классификация органов государства: · по порядку образования органы государства классифицируются на органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации), и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.); · по форме реализации государственной деятельности - на законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы. · по принципу разделения властей - на законодательные, исполнительные и судебные; · по иерархии - на центральные, республиканские и местные; · по характеру подчиненности - на органы исключительно "вертикального" подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы "двойного", или "вертикально-горизонтального", подчинения (милиция, государственные банки и т.д.); · по срокам полномочий - на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура, милиция, суд), и временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения); · по порядку осуществления компетенции - на коллегиальные и единоначальные; · по правовым формам деятельности - на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные; · по характеру компетенции - на органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство), и органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (667)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |