Образовательная область «Познание»
Ознакомление с окружающим миром Составляя перспективный план ознакомления детей с окружающим миром в повседневной жизни, необходимо сочетать его с содержанием учебного материала, предлагаемого детям в организованной деятельности. В настоящем пособии дан вариант перспективного плана, который в каждом дошкольном учреждении может быть изменен, дополнен в соответствии с содержанием реализуемой программы. Следует обратить особое внимание на блок «Сенсорное развитие», впервые выделенный в перспективном планировании. Помимо формирования у детей знаний о цвете, о форме, величине, приводятся задания на классификацию предметов по разным признакам, а также упражнения в развитии мелкой моторики рук. Предлагаемые для определенного месяца упражнения могут далее повторяться в зависимости от уровня развития мелкой моторики рук детей.
Методические приемы | ||||||||||||||||
Сентябрь | ||||||||||||||||
«Труд людей» | Труд работников просвещения: детский сад, школа. День воспитателя | Экскурсия в школу. Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Кто учит детей», «Для чего нужно учиться», «Как работает воспитатель». Дидактическая игра «Собери портфель для школы». Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Детский сад». Продуктивная деятельность «Школьные принадлежности» | ||||||||||||||
«Предметный мир» | В мире игрушек: игрушки в прошлом и настоящем, игрушки разных стран и народов, производство игрушек. История мебели, мебель прошлого и настоящего, дизайн помещения | Рассматривание игрушек, мебели. Беседы: «Какие бывают игрушки», «Во что играли давным-давно», «Игрушки детей разных стран», «О чем рассказывает мебель». Чтение: С. Маршак «Откуда стол пришел». Дидактические игры и упражнения: «Какие это игрушки» (классификация по разным признакам), «Обустроим комнаты разного назначения». Сюжетно-ролевая игра «Фабрика игрушек». Продуктивная деятельность: «Фантастическая игрушка», изготовление игрушек, мебели из бросового материала | ||||||||||||||
«Сенсорное развитие» | Развивать мелкую моторику рук | Игры с бумажными шариками | ||||||||||||||
Октябрь | ||||||||||||||||
«Труд людей» | Труд людей на транспорте: машинист, помощник машиниста, проводник; летчик, штурман, бортрадист, бортпроводник; капитан, боцман, команда, матросы | Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Беседы: «Как работает железнодорожный транспорт», «Плыл по морю пароход», «Путешествие по воздуху». Чтение: Т. Потапова «Беседы с дошкольниками о профессиях. Капитан. Водолаз», С. Сахарное «Два радиста», «Как достали якорь», «Самый лучший пароход», Г. Юрмин «Добрый луч маяка». Дидактические игры: «На чем люди ездят», «Угадай вид транспорта», «По земле, по воде или по воздуху». Сюжетно-ролевые игры: «Транспорт», «Морское путешествие», «Подводное плавание». Продуктивная деятельность: «Веселый поезд», «Летят самолеты», «Плыл кораблик голубой» | ||||||||||||||
«Предметный мир» | Наземный пассажирский транспорт: внешний вид, трудлюдейу безопасность движения, правила поведения в транспорте | Целевая прогулка по улице. Беседа «На чем люди ездят». Рассматривание иллюстраций. Чтение: О. Бедарев «Если бы...», В. Берестов «Про машины», Э. Огнецвет «Кто начинает день», Я. Пишумов «Дорожная азбука», «Самый лучший переход», Е. Яниковская «А ты знаешь?». | ||||||||||||||
Дидактические игры: «Угадай вид транспорта по описанию», «Кто чем управляет», настольно-печатные игры | ||||||||||||||||
«Сенсорное развитие» | Закреплять знание о цвете. Развивать мелкую моторику рук | Дидактические игры и упражнения: «Подбери соседа», «Праздничный салют». Рисование по точкам | ||||||||||||||
Ноябрь | ||||||||||||||||
«Труд людей» | Труд художника, писателя | Рассматривание книг, картин. Рассказ воспитателя о труде людей творческих профессий. Беседа «Кто такой человек-творец» | ||||||||||||||
«Предметный мир» | Железнодорожный, воздушный и водный транспорт - виды, особенности передвижения. Пассажирский, грузовой, военный транспорт | Рассматривание иллюстраций. Беседы: «На чем людиездят», «По рельсам, воде и воздуху». Чтение: А. Ляпидевский «Все на лед», «На Север», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги), С. Сахарнов «Два радиста», «Как достали якорь», «Самый лучший пароход». Дидактические игры: «Назови правильно», «Что лишнее». Сюжетно-ролевая игра «Транспорт». Продуктивная деятельность: «Корабли на рейде», «Паровозик из Ромашкова», «Воздушный парад» | ||||||||||||||
«Сенсорное развитие» | Закреплять знания о форме. Развивать мелкую моторику рук | Дидактические игры и упражнения: «Найди по описанию», «Незаконченные картинки», «Найди на ощупь». Игры с орехами: вращение в двух ладонях и по одной ладони, удерживание между двумя пальцами, прокатывание | ||||||||||||||
Декабрь | ||||||||||||||||
«Труд людей» | Особенности труда людей в библиотеке, работа читального и абонементного залов, история возникновения книги, ее составные части (обложка, переплет, страницы, иллюстрации), бережное отношение к книге | Экскурсия в библиотеку. Рассказ воспитателя. Беседа: «Что мы видели на экскурсии». Чтение: Б. Заходер «Заболела эта книжка», Р. Сурьянов «Откуда пришла эта книга», загадки, пословицы про книги. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека». Продуктивная деятельность: ремонт книг для своей группы и для малышей, рисование иллюстраций к любимым произведениям, составление иллюстрированных книг для малышей | ||||||||||||||
1 января - день былинного богатыря Ильи Муромца | Рассказ воспитателя. Беседа «Русские богатыри». Чтение былин. Развлечение «Богатырский турнир». Продуктивная деятельность по мотивам былин | |||||||||||||||
Труд дизайнера, декоратора | Рассказ воспитателя. Продуктивная Деятельность: декорации для театральных постановок | |||||||||||||||
«Предметный мир» | История книги, азбуки, первопечатник Федоров | Рассматривание книг, фотографий памятника первопечатнику Федорову. Рассказ воспитателя. Чтение: И. Лысова «Как тетрадка в поле родилась», Л. Толстой «Рассказы из „Азбуки". Дидактические игры по произведениям художественной литературы. Продуктивная деятельность: «Картинки для азбуки» | ||||||||||||||
«Сенсорное развитие» | Закреплять знания о величине. Развивать мелкую моторику рук | Дидактические игры «Разложи по высоте (ширине, длине)». Игры со счетными палочками: выложи предмет (по образцу, рисунку, слову) | ||||||||||||||
Январь | ||||||||||||||||
«Труд людей» | Работники почты принимают телеграммы, посылки, бандероли | Экскурсия на почту. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Что мы видели на почте». | ||||||||||||||
разбирают корреспонденцию, газеты и журналы, направляют их по адресам. Почтальон доставляет почту на дом. Закреплять знание домашнего адреса | Чтение: С. Маршак «Почта», «Почта военная», Н. Носов «Телефон». Дидактические игры: «Почтальон принес письмо», «Письмо другу». Сюжетно-ролевая игра «Почта». Продуктивная деятельность «Открытки к праздникам» | |||||||||||||||
«Предметный мир» | История мебели, сравнение мебели прошлого и настоящего, понятие интерьера | Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Как делают мебель», «Какая бывает мебель». Чтение: С. Маршак «Откуда стол пришел», загадки о столярных инструментах. Дидактические игры: «Что понадобится столяру», «Как обставить комнату». Сюжетно-ролевая игра «Новоселье». Продуктивная деятельность «Моя комната» | ||||||||||||||
«Сенсорное развитие» | Расширять знания о строении предметов. Развивать мелкую моторику рук | Дидактические игры и упражнения: «Танграм», «Придумай предмет». Игры с крупой: сортировка 2-3 видов | ||||||||||||||
Февраль | ||||||||||||||||
«Труд людей» | Труд военных, строителей, пожарных, спасателей | Встреча с представителями профессий. Беседы: «Есть такая профессия - Родину защищать», «Какие бывают военные специальности», «Героические профессии». Чтение: Я. Бжехва «Волшебник Ковальский», С. Маршак «Пожар», К. Мурзалиев «Твой дом». Сюжетно-ролевые игры: «Мы - военные», «Служба спасения». Продуктивная деятельность: «Будем в армии служить», «Отважные пожарные» | ||||||||||||||
«Предметный мир» | История одежды, сравнение старинной и современной одежды. Одежда людей разных стран, в зависимости от климата и национальности. Производство одежды | Рассматривание старинной и национальной одежды, иллюстраций. Рассказ воспитателя о производстве одежды. Беседы: «Одежда разных народов», «Как шьют одежду». Чтение: 3. Александрова «Сарафанчик», М. Константиновский, Н. Смирнова «Как ткани ткут и нити прядут». Сюжетно-ролевая игра «Ателье». Продуктивная деятельность «Национальная одежда» | ||||||||||||||
«Сенсорное развитие» | Совершенствование умения классифицировать предметы. Развивать мелкую моторику рук | Дидактические игры: «Что лишнее», «Найди соседей». Игры с карандашом: катание между ладонями и пальцами, придавливание поочередно всеми пальцами к столу и т.д. | ||||||||||||||
Март | ||||||||||||||||
«Труд людей» | Труд людей в сельском хозяйстве | Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Батоны и булки не растут на дереве», «Как выращивают овощи», «Где растет гречневая каша», «Машины-помощники». Чтение: В. Бакалдин «Стихи о хлебе», А. Букалов «Как машины хлеб берегут», Н. Верещагин «Золотой колосок», В. Крупин «Отцовское поле», В. Дацкевич «От зерна до каравая», А. Мусатов «Стакан молока». Продуктивная деятельность: «Как хлеб на стол пришел», «Сельскохозяйственные машины» | ||||||||||||||
«Предметный мир» | Взаимосвязь жилья людей с народными традициями и природными условиями (Россия, Украина, Грузия, Средняя Азия) | Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Беседа: «Какие дома в разных странах». Чтение: Н. Матвеева «Путешественник», О. Онисимов «Дом», В. Орлов «Огромный дом». Продуктивная деятельность: «Разные дома», «Дом для сказочного персонажа» | ||||||||||||||
«Сенсорное развитие» | Закреплять умение дифференцировать цвета и оттенки. Развивать мелкую моторику рук | Дидактические игры и упражнения: «Окраска воды», «Найди предмет похожего цвета». Игры с прищепками «Придумай и сделай предмет (картину)» | ||||||||||||||
Апрель | ||||||||||||||||
«Труд людей» | Труд работников ателье: приемщицы, закройщика, портного | Экскурсия в ателье. Рассматривание иллюстраций, тканей. Рассказ воспитателя. Беседы: «Как шьют одежду», «Какие бывают ткани». Чтение: Б. Заходер «Портниха». Сюжетно-ролевая игра «Ателье». Продуктивная деятельность: рисунки для ткани | ||||||||||||||
Труд менеджера, рекламного агента | Рассказ воспитателя. Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Продуктивная деятельность: реклама для разных товаров и услуг | |||||||||||||||
«Предметный мир» | Народные промыслы: Гжель - история развития промысла, виды гжельских изделий, традиционные мотивы росписи | Рассматривание предметов, фотографий. Рассказ воспитателя. Беседа «Голубая Гжель». Продуктивная деятельность: роспись трафаретов элементами гжельского узора | ||||||||||||||
«Сенсорное развитие» | Закреплять знания о материалах, из которых изготовлены предметы. Развивать мелкую моторику рук v | Дидактические игры и упражнения: «Что из чего сделано», «Человек или природа». Игра с бусинками «Переложи бусинки пинцетом» | ||||||||||||||
Май | ||||||||||||||||
«Труд людей» | Человек славен трудом | Экскурсии к памятным местам, связанным с жизнью героев труда. Рассматривание трудовых наград родителей и других родственников. Беседы о труде людей разных профессий. Чтение Ю. Тувим «Все для всех» | ||||||||||||||
«Предметный мир» | Закреплять знания о предметном мире, видах и особенностях прикладного искусства (дымка, хохлома, городец, гжель и др.) | Рассматривание предметов и иллюстраций. Дидактические игры на классификацию по сообществам, материалу, цвету, использованию. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин разных товаров», «Сувениры», «Ярмарка изделий народного промысла». Продуктивная деятельность: предметы для игры в ярмарку | ||||||||||||||
«Сенсорное развитие» | Закреплять умения выделять предметы по двум и более признакам. Развивать мелкую моторику рук | Дидактические игры: «Что общее», «Подбери предметы». Игры с бусинками «Разложи бусинки пинцетом по форме (цвету)» | ||||||||||||||
Июнь - август | ||||||||||||||||
«Труд людей» | Закреплять представления о труде людей в городе, формировать положительное отношение к труду, уважение к людям труда | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Человек славен трудом». Дидактические игры: «Где мы были, мы не скажем», «Кому что нужно для работы», «Кто как трудится». Сюжетно-ролевые игры, отражающие профессии людей. Продуктивная деятельность «Все работы хороши» | ||||||||||||||
«Предметный мир» | Совершенствовать умение дифференцировать предметы по разным признакам (цвету, форме, величине, назначению и т.д.) | Дидактические игры и упражнения на дифференцировку предметов: «Что лишнее?», «Чего не хватает?», «На что похоже?» и т.п.
| ||||||||||||||
«Сенсорное развитие» | ||||||||||||||||
2019-05-24 | 346 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Образовательная область «Познание» |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы