Единство и взаимосвязь естественно – научной и гуманитарной культур
Оба типа культуры неразрывно связаны по следующим соображениям: А. Они являются творениями человеческого разума. Б. Они активно формируют соответствующие части мировоззрения людей. Поскольку мировоззрение есть целостная система, естествознание и гуманитаристика вынуждены взаимодействовать. В. Наличие многих “пограничных” проблем, предметная область которых едина для того и другого. Г. Размежевание данных областей знания можно рассматривать как один из этапов разделения труда, диктующего необходимость “обмена продуктами и услугами”. Д. Однородность достижений и заблуждений обеих областей. Е. Синхронность исторического развития того и другого: переход от классики к модернизму и т.д. Ж. Относительность критериев разграничения естественных и гуманитарных наук: внимание первого к социальным ценностям и др. Единство и взаимосвязь двух культур видно сегодня в следующем: 1. в изучении сложных социоприродных комплексов, включающих человека и общество; 2. в осознании необходимости “гуманитарных экспертиз” естественно – научных программ; 3. в формировании общей методологии познания, основанной на идеях эволюции, вероятности и самоорганизации; 4. в гуманитаризации естественно - научного и технического образования и натурализации образования гуманитарного; 5. в создании дифференцированной, но единой системы ценностей, позволяющей четче определить перспективы развития человечества в XXI веке.
Наука в духовной культуре общества Наука – это специализированная система идеальной, знаково-смысловой и вещественно – предметной деятельности людей, направленная на достижение максимально достоверного истинного знания о действительности. Она включает следующие элементы: субъект, объект, цель, средства, конечный продукт, социальные условия, активность субъекта. Субъект – носитель сознательной целенаправленной деятельности. Объект – все состояния бытия, являющегося сферой приложения активности субъекта. Цель – предвосхищение в мышлении человека средств, последовательности и результатов осуществления деятельности; цель науки – описание, объяснение, предсказание, истолкование процессов и явлений. Средства – способы и орудия достижения цели; Средства науки – методы мышления – правила, следуя которым можно оптимально достичь положителньго результата. Конечный продукт, результат – итог, завершение, показатель осуществленной последовательности действий; смысл науки – получение научного знания, которое отличается следующими показателями: объективная истинность (наибольшая степень соответствия свойствам объекта, отсечение пристрастий, оценок самого ученого); систематизированность; логическая обоснованность; полнота для данного уровня познания; открытость для компетентной критики; интерсубъективность (т.е. знание есть результат деятельности не одного ученого, а целостного процесса развития науки, поэтому открытия одних ученых проверяют другие); практическая применимость. Формы научного знания: научные факты; гипотезы; проблемы; законы; теории; концепции; научные картины мира. Результаты науки: научный способ рациональности; технические и методические новации; нравственные ценности. Социальные условия науки – совокупность элементов организации научной деятельности в обществе, государстве. Активность субъекта – один из важнейших элементов функционирования науки. Современная наука есть сложное системное образование, состоящее из следующих разделов: Естествознание – система знаний, объектом которых является природа. Обществознание – система наук об обществе – части бытия, постоянно воссоздающаяся в деятельности людей. Экономические науки – системы знаний о материальном производстве. Социальные науки изучают законы и специфику макро – и микрообъединений и общности людей (социология, демография, этнография, история). Технические науки изучают законы и специфику создания и функционирования сложных небиологических устройств. Гуманитарные науки – системы знаний, предметом которых являются ценности общества: идеалы, цели, нормы, правила мышления, общения и поведения. Антропологические науки – науки о человеке в единстве и различии его природных и общественных свойств. Универсальное основание взаимосвязи всех перечисленных областей знания состоит в человеческом бытии.
Этика науки Этика науки изучает специфику моральной регуляции в научной сфере, в частности: отыскание и обоснование ценностей, норм, правил, которые бы способствовали большей эффективности научного труда и его безупречности с позиций общественного блага.
1.3.1. Этика научного общества включает следующие принципы: а) самоценность истины: какой бы “печальной” или “низкой” не оказывалась обнаруженная истина, она должна восторжествовать. Б) новизна научного знания как цель и решающее условие успеха ученого: наука жива только непрерывным приращением, обновлением знания. В) полная свобода научного творчества: действия не “по нужде”, а на основе свободного выбора всегда бывают намного успешнее. Г) абсолютное равенство всех исследователей “перед лицом истины”: подавляющее большинство открытий в науке делается очень молодыми людьми, еще нее обремененными званиями, должностями и прочими регалиями. Д) научные истины – всеобщее достояние: открытие только тогда становится открытием, когда оно проверено и признано научным сообществом; тот, кто получает выдающийся результат, не вправе им монопольно распоряжаться. Е) исходный критицизм: всякая новая теория поневоле отрицает, критикует уже существующую и в то же время сама попадает под огонь критики сложившейся научной традиции.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |