Методика факторного анализа
Детерминированный факторный анализ Целью лабораторной работы является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении лекционного материала и дополнительной научно-методической литературы, и приобретение практических навыков в проведении различных видов детерминированного факторного анализа различными способами.
Методические указания предназначены для выполнения лабораторной работы по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации)» в рамках направления 38.03.01 – «Экономика» (профиль Экономика предприятий и организаций).
Методические указания к выполнению лабораторной работы №3 на тему «Детерминированный факторный анализ» по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации)» для студентов направления 38.03.01 – Экономика всех форм обучения / Федорченко Е.А.– Севастополь: Изд-во СевГУ, 2016. – 20 стр.
Методические указания предназначены для студентов направления 38.03.01 – Экономика всех форм обучения.
Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Экономика предприятия», протокол № __________
Допущено учебно-методическим центром ФГАОУ ВО СевГУ в качестве методических указаний.
Рецензент: Митус А.А.
Содержание 1 Цель лабораторной работы………………………………………………………………....……….4 2 Теоретическая часть…………………………………………………………………..….....….……4 2.1 Методика факторного анализа ……………………………………….…………........…..4 2.2 Способы измерения влияния факторов в детерминированном анализе ………..……..6 3 Практическая часть…………………………………………………………………….…..………12 3.1 Задание к выполнению лабораторной работы …………………….…………..……….12 3.2 Порядок выполнения лабораторной работы…………………………..……….……….12 4. Контрольные вопросы…………………………………………………………..…………………13 5. Требования к отчету по лабораторной работе……………………………...…………...…….....13 Литература…………………………………………………………..……………………..…….……15 Приложение А………………………………………………..…………………………...…………..16 Приложение Б………………………………………………..…………………………...…………..17 Приложение В………………………………………………..…………………………...…………..19
Цель лабораторной работы Цель работы – углубление теоретический знаний и приобретение практических навыков проведения детерминированного факторного анализа. Задачи работы: - закрепление методики проведения детерминированного факторного анализа методом элиминирования; - изучение способа логарифмирования при выполнении факторного анализа; - овладение навыками представления результатов факторного анализа в графической форме. Теоретическая часть Методика факторного анализа
Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя. По характеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа. Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер. Основные свойства детерминированного подхода к анализу: · построение детерминированной модели путем логического анализа; · наличие полной (жесткой) связи между показателями; · невозможность разделения результатов влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели; · изучение взаимосвязей в краткосрочном периоде. В детерминированной модели всегда есть соподчинённость (см. рис.2.1). 1) Аддитивные модели – модели, где результат представлен в виде алгебраической суммы факторов, то есть Y = Σ Xi = X1 + X2 +...+ Xn. Например, полная себестоимость состоит из суммы статей затрат. Объём реализации продукции равен разности валовой продукции, потерь и внутрихозяйственного использования Qp = Qв – Qп – Qи. 2) Мультипликативные модели – модели, где результат – произведение нескольких факторов, то есть Y = ΠXi = X1 × X2 × ... × Xn. Например, модель товарной продукции в зависимости от трудовых факторов (см. рис. 2.1). 3) Кратные модели – это результат деления:
Например, уровень рентабельности Норма прибыли: (комбинированная модель)
1 уровень: ТП=ЧР×ГВ;
2 уровень: ТП=ЧР×Д×ДВ;
3 уровень: ТП=ЧР×Д×t×ЧВ;
Рисунок 2.1 - Блок-схема детерминированной факторной системы
4) Комбинированные модели – модели, содержащие результат комбинации предыдущих видов. Например,
Многие модели могут быть преобразованы, то есть основываясь на связи технологических и экономических показателей, можно модели увеличить или уменьшить по числу составляющих факторов или изменить вид детерминированной модели. Способы преобразований: - удлинение, например: себестоимость единицы продукции равна , где З – затраты, Q – объём продукции. - формальное разложение. При формальном разложении предусматривается удлинение знаменателя кратной модели:
- расширение. При расширенной кратной модели и числитель, и знаменатель дроби умножается на новые показатели (с сохранением равенства), то есть Здесь из кратной модели получили мультипликативную модель. - сокращение. Способ сокращения позволяет от развёрнутой модели, содержащей 10-15 факторов, перейти к моделям, содержащим от 2 до 5-10 факторов.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |