Анализ рынков сбыта и стратегия маркетинга
Основа рыночной политики ОАО "Пеленг" - экономическое развитие на основе выпуска конкурентоспособной продукции, отвечающей требованиям мировых стандартов, выход на мировой рынок с высококачественной и недорогой продукцией. В каждом из региональных рынков выделяются несколько типов потребительских рынков: рынок потребителей спецтехники; рынок потребителей изделий прицельной техники и наблюдательных приборов (условно: оптовый, розничный, вторичный); рынок потребителей продукции гражданского назначения; рынок потребителей товаров народного потребления (условно: оптовый, розничный, вторичный); рынок потребителей услуг (изготовление комплектации, передача документации). Рынок стран СНГ (Россия, Украина, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Армения, Азербайджан). Характеризуется сильной зависимостью от политической и экономической ситуации. Общий спад экономической активности, вызывающий и падение платежеспособного спроса в частности, отрицательно влияет на динамику развития рынков потребителей услуг и товаров народного потребления. Положительная динамика проявляется на рынках потребителей специальной техники, изделий прицельной техники и наблюдательных приборов (перевооружение, модернизация). Рынок стран Балтии (Литва, Латвия Эстония). Рынок, однозначно ориентированный на потребление продукции, произведенной в странах Западной Европы и Америки. Участие в военно-политическом блоке НАТО и использование его стандартов накладывает большие ограничения на возможность экспорта спецтехники. Присутствие на рынке потребителей изделий прицельной техники и наблюдательных приборов большого количества мировых торговых марок создает высокий уровень конкуренции, при котором помимо показателя цена/качество важное значение приобретает уровень послепродажного обслуживания. Существует возможность экспорта на этот рынок приборов наблюдения и прицелов ночного видения низкой ценовой категории, бытовой оптики, а также услуг. Рынки государств дальнего зарубежья. Рынок стран Восточной Европы. Характерен быстрым увеличением платежеспособного спроса. Возможна положительная динамика развития всех типов потребительских рынков, в том числе рынка потребителей медицинской техники при получении разрешения на использование в клинической практике каждой конкретной страны предлагаемых к экспорту изделий. Участие многих стран этого рынка в военно-политическом блоке НАТО и использование его стандартов накладывает большие ограничения на возможность экспорта спецтехники. Однако, ограниченность собственных ресурсов этих стран, подталкивают их к компромиссным решениям при выборе поставщиков изделий прицельной техники и наблюдательных приборов. Это подтверждает все увеличивающийся интерес к подобной продукции производства БелОМО. Присутствие на рынке потребителей изделий прицельной техники и наблюдательных приборов большого количества мировых торговых марок создает высокий уровень конкуренции, при котором помимо показателя цена/качество важное значение приобретает уровень послепродажного обслуживания. Важнейшей характеристикой рынка стран Восточной Европы является стремление к сохранению положительного сальдо во внешнеторговых операциях. Поэтому увеличение доли предприятия на этом рынке будет зависеть от перераспределения доли товарных групп в общем фиксированном объеме экспорта белорусских производителей. Рынок стран Западной Европы. Статичный рынок. Динамика его развития на порядок ниже динамики рынка стран Восточной Европы. Практически бесперспективен для экспорта специальной техники и изделий медицинской техники. Весь объем экспорта составлен товарами народного потребления. Увеличение объема экспорта происходит за счет увеличения товарной номенклатуры и применения комплекса маркетинговых мер. Актуальным является экспорт услуг и создание совместных производств. Рынок региона Ближнего Востока (ОАЭ, Саудовская Аравия, Сирия, Ливан). Рынок региона Северной и Центральной Африки (Ливия, Египет, Алжир, Ангола, Судан, Эфиопия, Сомали). Рынок региона Юго-Восточной Азии (Индонезия, Вьетнам, Индия, Пакистан). В специфике работы очень схожи между собой. Характерны положительной динамикой развития всех типов потребительских рынков. Протекционистские меры правительств приводят к постоянному увеличению объемов товарооборота. Велик спрос на рынке потребителей услуг. Огромна потребность в модернизации военной техники. Существование в большинстве стран упрощенных процедур сертификации и разрешения к использованию делает их самыми потенциальными для экспорта всех товарных групп предприятия, услуг, технологий. Основные требования потребителей продукции. В условиях рыночной экономики удовлетворение запросов потребителей продукции, товаров, услуг является важнейшим фактором успеха предприятия. Для анализа запросов потребителей проводятся исследования рынка, которые осуществляются следующими способами: анализ информации, предоставленной маркетологами и менеджерами; участие в выставках и ярмарках; анализ информации, помещенной в каталогах, буклетах, журналах, прайс-листах, рекламно издательской литературе; анализ информации СМИ, по телефону, торговым точкам, отзывы потребителей продукции о качестве и потребительских свойствах ее. В современных условиях конкуренции необходимо уделять внимание требованиям клиентов к продукции предприятия. Основными требованиями покупателей продукции являются: улучшение эргономики продукции (удобство и простота пользования, вес изделия, унификация применения); улучшение качества продукции (уменьшение бракованных систем и узлов, улучшение технических характеристик, увеличение срока службы изделия); сокращение сроков поставки продукции до потребителей; гарантийное и послегарантийное обслуживание; улучшение дизайна продукции и упаковки; доступная цена для потребителя. Выполнение этих условий позволяет сделать продукцию предприятия конкурентоспособной, а, следовательно, увеличить объемы продаж как на внутреннем, так и на внешних рынках. В период 2002-2007 гг. ОАО "Пеленг" проводился ряд маркетинговых исследований по номенклатуре выпускаемых изделий, объединенных в следующие товарные группы: прицелы оптические и прицельные комплексы; коллиматорные прицелы; приборы и прицелы ночного видения; приборы наблюдения; целеуказатели лазерные; фонари подствольные, в том числе инфракрасные; дальномеры лазерные; коллиматоры холодной пристрелки. Конкуренты предприятия на целевых рынках. Рынки ближнего зарубежья: 1. Уральский оптико-механический завод - прицелы оптические, прицельные системы с лазерным дальномером, теодолиты оптико-механические; 2. Научно-производственный комплекс "Фотоприбор" - прицелы оптические, глазки дверные, компасы жидкостные "Сокол"; 3. Харьковский машиностроительный завод "ФЭД" прицелы оптические, фотокамеры 4. Тамбовский завод "Электроприбор" - прицелы оптические, лупы; 5. ПО "Новосибирский приборостроительный завод" - монокуляры панкратические и универсальные, монокуляры, трубы зрительные ночные, прицелы оптические; 6. Вологодский оптико-механический завод - приборы ночного видения, прицелы оптические дневные и ночные; 7. Загорский оптико-механический завод - бинокуляры, лупы, монокуляры ночного видения, прицелы охотничьи дневные и ночные; 8. АООТ "Ростовский оптико-механический завод" - монокуляры ночного видения; 9. ОАО "Казанский оптико-механический завод" - приборы ночного видения; 10. СКБ ТНВ - приборы ночного видения, прицелы ночные, лазерные целеуказатели; 11. ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" - прицелы оптические, ночные; 12. НПАО "Барс" - прицелы коллиматорные, приборы ночного видения, лазерные целеуказатели. Другие рынки: 1. "Умарекс", ФРГ - прицелы оптические; 2. "Цейсс", ФРГ - наблюдательные приборы; 3. STANO Components Inc, США - прицелы, приборы наблюдения; 4. Vision International, США - приборы наблюдения; 5. Excalibur Enterprises, США - прицелы, приборы наблюдения; 6. LEA Inc. - приборы наблюдения; 7. ITT ElectroOptical Products Div - приборы наблюдения; 8. Varo Electron Devices, США - прицелы ночные и др. Оценка "технологического" состояния конкурентов может быть сопоставлена с уровнем их разработок и качеством выпускаемой ими продукции. Оценка финансового состояния конкурентов весьма проблематична, так как даже косвенные данные, например, о долях рынка стрелковой оптики этих предприятий, недоступны. Планомерное увеличение объемов сбыта продукции ОАО "Пеленг" в мировом масштабе, как правило, достигается организацией региональных представительств, действующих от имени головного предприятия и поддерживающих местные дилерские сети. Эффективно создание постоянно действующих выставок в рамках торговых домов Республики Беларусь за рубежом. 4. Производственный план
ОАО "Пеленг" имеет собственные производственные мощности, которые обеспечивают выполнение следующих технологических операций: 1. Заготовительных - ленточнопильная; плазменная резка; резка на гильотинных ножницах; абразивно-отрезная. 2. Механообработка - токарная; фрезерная; шлифовальная; координатно-расточная; зубофрезерная; долбежная; сверлильная; резьбонарезная; гибочная; притирочная; шабрение и т.д. 3. Литьё - литье по выплавляемым моделям в гипсовые формы; литье по выжигаемым моделям в гипсовые формы. 4. Электромонтаж - групповая пайка в конвенционной печи поверхностно устанавливаемых элементов; нанесение припойной пасты на полуавтомате; электромонтаж рельефных печатных плат; сборка и монтаж печатных плат; отмывка печатных плат; покрытие лаком печатных плат; заливка разъемов компаундом; заливка узлов изделий компаундом; объемный электромонтаж блоков; изготовление и монтаж жгутов и т.д. 5. Обработка оптического стекла - резка заготовок; шлифование; полирование; центрирование; нанесение оптических покрытий. 6. Нанесение порошковых полимерных покрытий - шпатлевание; зачистка поверхности; нанесение полимерного покрытия; оплавление полимерного покрытия. 7. Сборка - комплектация; сборка узлов; сборка изделия. 8. Юстировка - выверка и настройка узлов под конкретные параметры; фиксация настроенных узлов. 9. Упаковка - консервация приборов и ЗИПов; упаковка приборов и ЗРШов. Производственная программа в 2008 г. ОАО "Пеленг" нацелена на насыщение рынков, как в РБ, так и в странах дальнего и ближнего зарубежья товарами гражданского и народного потребления отвечающими международным стандартам. Перспективное направление - производство импортозамещающей продукции соответствующей по качеству зарубежным аналогам, но не производящейся в РБ (узлы для большегрузных автомобилей). Выпуск продукции энергосберегающего характера (счетчики газа, осветительная аппаратура). Особое внимание в планируемом периоде уделяется на выпуск экспортной, конкурентоспособной продукции (спец. техника, товары гражданского назначения и ТНП) обеспечивающей поступление в РБ валютной выручки. Благодаря своим производственно-технологическим возможностям и инфраструктуре ОАО "Пеленг" в настоящее время в состоянии осваивать и выпускать сложные технические комплексы, надежно работающие в любых условиях. За последнее время на предприятии проведена определенная работа по внедрению международных стандартов ИСО серии 9000: испытательная лаборатория аккредитована на право проведения испытаний сертифицируемой продукции; аккредитована метрологическая служба и получена лицензия на аттестацию и проверку средств измерения; разработана политика руководства в области обеспечения качества; со всеми специалистами проводится учеба по изучению требований ИСО серии 9000. В структуру ОАО "Пеленг" входит отдел гарантийного и технического обслуживания выпускаемых изделий - ОГТО. На отдел в соответствии с КСУЭП и КР возложено управление качеством на стадии эксплуатации, которое организовано в соответствии со стандартами предприятия: СТПАШ 2620-94 "Гарантийное обслуживание, организация гарантийного ремонта"; СТПАШ 2626-84 "Порядок восстановления изделий ПТН"; СТПАШ 2656-85 "Порядок рассмотрения рекламаций, восстановление изделий"; СТПАШ 1040-27272-87 "Техническая подготовка ремонта, ТНП серийного производства". В настоящее время находятся на стадии разработки: СТПАШ СК 4005-2001 "Система качества. Обслуживание. Обеспечение качества продукции на стадии эксплуатации". СТПАШ СК 4017-2001 "Система качества. Изделия общей техники. Рассмотрение рекламаций. Восстановление изделий". Для своевременного и качественного гарантийного и послегарантийного обслуживания ТНП выпускаемых ОАО "Пеленг" заключены договора: по счетчикам расхода газа с 12 организациями различных регионов РФ и 9 организациями РБ; по сепараторам-маслообразователям и соковыжималкам-шинковкам с 1 организацией РФ; по дымомерам с 1 организацией РБ. Особенностью материально-технического обеспечения предприятия является сложившаяся система применения в производстве и планировании технически и экономически обоснованных норм расхода сырья, материалов и покупных комплектующих изделий с использованием автоматизированной системы управления. В данный период на предприятии используется более 3,5 тысяч наименований сырья и материалов и 2,5 тысяч покупных комплектующих изделий. В условиях рыночной экономики резко возрастает роль оперативного планирования материально-технического обеспечения. Планирование объемов закупок сырья, материалов и покупных комплектующих изделий, выполняемое отделом материального нормирования, планирования и мобилизационной подготовки завода, включает в себя: разработку подетально-пооперационных норм расхода ТМЦ по всей установленной номенклатуре продукции и видам работ; расчет потребности в ТМЦ на планируемый период по плану выпуска изделий; анализ объемов закупок с учетом потребности, остатков на складах и в кладовых предприятия, транзитных норм поставки ТМЦ; формирование плана материально-технического обеспечения предприятия. Работа требует постоянного изучения конъюнктуры рынка и анализа цен приобретаемых ТМЦ. Для повышения конкурентоспособности предприятия и снижения затрат на закупку материалов, выбор основного и альтернативного поставщика осуществляется на конкурсной основе. В процессе проведения конкурсов (процедур запроса ценовых предложений) конкурсная комиссия рассматривает поступившие ей предложения, - проводит квалификационный отбор участников конкурса и выбор поставщиков. После принятия решения о выборе поставщиков, отдел материального снабжения или отдел внешней комплектации заключают договора на закупку ТМЦ. В целях повышения экономической эффективности закупок металлопродукции, исключения необоснованного посредничества в соответствии с Программой централизованных закупок, предприятие участвует в биржевых торгах и закупает материалы в открытом акционерном обществе "Белорусская универсальная товарная биржа", у основных поставщиков-организаций, входящих в состав Белорусского концерна по материальным ресурсам ("Белресурсы"), а так же производит закупки у производителей. 5. Организационный план
В ОАО "Пеленг" финансовая работа возлагается на главного бухгалтера, зам. главного бухгалтера и бухгалтеров. Бухгалтерия ОАО "Пеленг" занимается начислением и выдачей заработной платы работникам, начислением и отчислением налоговых выплат, начислением амортизационных отчислений, заполнением и предоставлением в соответствующие органы бухгалтерских отчетов и документации строгой отчетности, составление бухгалтерского баланса, проведение инвентаризации и т.д. Основными задачами являются: 1) обеспечение денежными средствами текущих затрат; 2) выполнение обязательств перед бюджетом, банками и занятыми работниками. На главного бухгалтера также возлагаются следующие задачи: 1) содействие наиболее эффективному использованию основных производственных фондов, товарно-материальных ценностей; 2) осуществление мер по ускорению оборачиваемости оборотных средств, обеспечение их сохранности, доведению размеров собственных оборотных средств до экономически обоснованных нормативов; 3) контроль за правильностью организации финансовых отношений. Функциями главного бухгалтера являются: 1) планирование; 2) организация расчетов с поставщиками и подрядчиками, заказчиками и покупателями; 3) организация материального стимулирования, разработка систем премирования; 4) выполнение обязательств перед бюджетом, оптимизация налогообложения; 5) страхование. Главный бухгалтер заботится о постоянном наличии средств, необходимых для текущей деятельности предприятия, следит за их поступлением и расходованием. В своей работе он опирается на метод наличных средств (кассовый) при определении фондов денежных средств. Бухгалтерский учет осуществляется с помощью компьютерной программы "1С: Бухгалтерия". Также в отделе производиться расчет технико-экономических показателей (рентабельность, износ основных средств, выручка, прибыль, затраты и т.д.). Информационное обеспечение управления осуществляется посредствам приказов и указаний директора, также информация, необходимая для деятельности Общества, берется из периодической литературы и Интернета. Документооборот ОАО "Пеленг" ведется в соответствии с законодательством. В Обществе используют следующие виды организационно-распорядительной документации: Устав; штатное расписание; правила внутреннего трудового распорядка; приказы по основной деятельности, личному составу; решения по деятельности Общества. Также используется справочно-информационная документация: заявления; справки; объяснительные записки; докладные записки; акты; письма. Процесс подбора и приема кадров осуществляет сам директор с применением следующей кадровой документации: заявления (о приеме, переводе, увольнении); приказы по личному составу; личная карточка форма № Т-2; личный листок по учету кадров; трудовые книжки; автобиографии работников. Трудовые отношения нанимателя и работника в ОАО "Пеленг" регулируются законодательством на основании заключения трудового контракта. В состав автоматизированной системы обработки экономической информации ОАО "Пеленг" входят: 1) техническое обеспечение: сервер, обеспечивающий работу внутренней сети, которая состоит из нескольких компьютеров (компьютеры NTT с процессором Intell Pentium 4), сканеры, для сканирования необходимых документов, принтеры для распечатки документов, ксерокс, модем, обеспечивающий выход в Internet; 2) системное программное обеспечение: операционная система Windows XP и Windows 2000; 3) сетевое обеспечение: внутренняя сеть, так как вся информация хранится в электронном виде, обмен информацией происходит с помощью внутренней и внешней электронной почты; отделы предприятия сотрудничают между собой при помощи внутренней сети, для повышения качества, быстроты, эффективности работы, а также для большей информационной безопасности; 4) средства организации баз данных: базы данных разработаны в Access, так как в Access имеются все необходимые для работы инструменты и возможности, и для создания необходимых баз данных и работы с ними не нужны более сложные программы. В Microsoft Access поддерживаются два способа создания базы данных. Имеется возможность создать пустую базу данных, а затем добавить в нее таблицы, формы, отчеты и другие объекты. Этот способ является наиболее гибким, но требует отдельного определения каждого элемента базы данных. Можно также воспользоваться мастером баз данных для создания всех необходимых таблиц, форм и отчетов для базы данных выбранного типа. Это простейший способ начального создания базы данных. В обоих случаях созданную базу данных можно в любое время изменить и расширить; 5) прикладное программное обеспечение: почтовая программа Lotus Notes для приема заявок в электронном виде и для обмена необходимой информацией между подразделениями; 6) информационное обеспечение: информация необходимая для работы сотрудника хранится на компьютере - рабочем месте на специальном диске, защищенным паролем, также она дублируется на сервере; результат работы сотрудников и архивы информации хранятся на сервере. Если сотруднику необходимо получить какую-либо информацию он обращается к серверу, или непосредственно к тому, у кого есть эта информация. Информация выдается по внутренней электронной почте. Источниками информации являются нормативно-справочная документация. Для обеспечения наиболее эффективной работы ОАО "Пеленг" на ЭВМ необходимо установить в качестве ОС Windows XP (на файловый сервер). Windows XP - это многопользовательская, многозадачная, многопоточная, 32-х разрядная ОС, имеющая свой графический, пользовательский интерфейс. Отличительными чертами этой ОС являются: приоритетная многозадачность; поддержка мультипроцессорных компьютеров: поддержка работы в сети; возможность работы па различных компьютерных платформах; поддержка файловых систем и приложений для других ОС; защищенность; надежность и отказоустойчивость; модульность; возможность использования "национальной версии". Кроме того, следует заметить, что в отличие от ранних версий Windows (таких как Windows for Workgroups и Windows 95), XP - это законченная ОС, а не надстройка над DOS. К сервисному ПО можно отнести: 1) программы технического компьютера (например, Speedisk из пакета Norton Utilities); 2) антивирусные программы (Касперский); 3) программы - архиваторы (WinZip, WinRar, ARJ); 4) программы обслуживания дисков (MS DOS: Format, Fdisk, ChkDisk и др.), для обслуживания файловой системы на диске (NDD, Calibrate. Unerase) и установки параметров конфигурации ПК (Setup, Atsetup и др.). Требования к информационному обеспечению: 1. Корректность информации, что обеспечит её однозначное восприятие. 2. Полезность информации, то есть она должна содействовать достижению поставленных целей. 3. Оперативность, которая должна отражать актуальность информации для необходимых расчетов и принятия решений. 4. Точность информации, то есть она не должна содержать искажений с тем, чтобы не было рисков на основе неточной информации принять неправильное решение. 5. Достоверность определяется свойством информации отражать реально существующие объекты. 6. Устойчивость информации - её способность реагировать на изменения данных без нарушения необходимой точности. 7. Достаточность информации - содержит минимальный объём сведений для принятия целесообразных решений. Внемашинное информационное обеспечение включает в себя внемашинную базу и средства ее ведения. Внемашинная информационная база состоит из документов нормативно-справочной документации и другой условно-постоянной информации (справочники по продукции, каталоги производителей, поставщиков, сборник нормативных документов по приемке товаров по качеству и количеству, по хранению товара, по реализации товара, отчеты о работе склада). Внемашинные информационные базы формируются на основе различных средств массовой информации, нормативных справочников, информации от партнеров. Организация и ведение этих баз осуществляется посредством системы классификации и кодирования товаров, посредством унифицированных форм системы документации. Внутримашинное информационное обеспечение включает внутримашинную информационную базу и средства организации ее введения. Внутримашинная информационная база включает в себя нормативно-справочные данные, которые создаются при первоначальной загрузке и периодически пополняются (сведения о конкурентной продукции, о поставщиках, покупателях, о технике проведения нововведений и хранении продукции, обобщенные отчеты деятельности, затраты по введению новой аппаратуры, расширению штата сотрудников, ремонту; сравнительный анализ за несколько лет, предложения по улучшению состояния предприятия, учет доходов персонала, расходов на транспортировку товара и т.д.). В ОАО "Пеленг" используется система централизованной обработки информации. В таких системах чаще всего используются пакетный и интерактивный режимы. Экономические задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуются следующими свойствами: 1) алгоритм решения задачи формализован, процесс её решения не требует вмешательства человека: 2) имеется большой объём входных и выходных данных, значительная часть которых хранится на магнитных носителях; 3) расчёт выполняется для большинства записей входных файлов; 4) большое время решения задачи обусловлено большими объёмами данных; 5) регламентность, то есть задачи решаются с заданной периодичностью. При интерактивном режиме пользователь имеет непосредственный доступ к одной ЭВМ или к вычислительному комплексу, работающему как одна ЭВМ под управлением одной операционной системы. В этом случае достаточно просто организовать работу пользователей с общей базой, упрощается контроль целостности данных, их хранение и восстановление. 6. Инвестиционный план
Основными факторами, сдерживающими экономический рост ОАО "Пеленг", являются: моральное и физическое старение оборудования не позволяющее обеспечить изготовление высокоточных изделий при низких трудовых и материальных затратах; старение зданий и сооружений, неприспособленность их к экономичному расходованию энергоресурсов; отставание от предприятий-конкурентов в части внедрения новых технологий, обеспечивающих снижение затрат на производство и более высокий качественный уровень продукции. Частные меры по устранению вышеуказанных факторов не устраняют основной проблемы, что требует комплексного подхода к её решению. Таковым является использование имеющегося потенциала с проведением мероприятий по техническому перевооружению предприятия, предусматривающих реконструкцию действующих производств и систем энергообеспечения, приобретение и изготовление нового оборудования, модернизацию действующего, внедрение новых технологий изготовления и отделки деталей приборов. Результатом реализации перечисленных мероприятий должны стать повышение конкурентоспособности продукции за счёт снижения себестоимости (снижение трудовых, материальных и энергозатрат) и повышения качества, а также обеспечение технологических возможностей реализации разработок и изготовления новых видов продукции с перспективой роста объёмов производства. Минимально необходимые затраты на реализацию соответствующих мероприятий в сумме составляют 2780 млн. руб. РБ. Финансовые возможности предприятия позволяют инвестировать указанные средства за счет: амортизационных отчислений 2780 млн. руб.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |