Функции и структура школьного учебника
Школьный учебник как средство обеспечения образовательных программ. Функции и структура школьного учебника Рассмотрение проблем совершенствования школьного учебника невозможно вне четкого представления о его педагогически целевой предназначенности. В школьном учебнике не может быть ничего случайного, того, что целенаправленно не служило бы решению определенных образовательных задач, стоящих перед школой. Д. Д. Зуев в своей монографии «Школьный учебник» отмечает, что, организуя работу, создатели школьного учебника (в том числе и издательские работники) должны исходить прежде всего из положения о том, что учебник принадлежит к категории специально, с определенной целью созданных средств обучения. И вопрос о том, как, в какой мере это средство сможет выполнить свое назначение в достижении максимальных результатов учебного процесса, является решающим при создании каждого учебника. Специфика учебника как средства обучения выражается в его функциях. Далее излагаются основные функции современного учебника. Выводы о содержании этих функций сделаны на основе систематизации научных публикаций и материалов ряда обсуждений проблем школьного учебника. Первая функция учебника – информационная. Учебник является основным источником обязательной для усвоения учащимися информации. Содержание обучения, представленное в учебнике, по замечанию Н. Ф. Талызиной, должно быть построено так, чтобы учащиеся не тратили времени на изучение каждого частного случая отдельно и в то же время были подготовлены к самостоятельному освоению всех их, причём не только известных сейчас, но и тех, которые появятся в будущем. Увеличение информации в науке и технике идёт за счёт накопления новых частных явлений, новых частных зависимостей. Принципиальная же смена точек зрения происходит сравнительно редко. Вторая функция учебника – трансформационная. Учебник конкретизирует образовательные стандарты. На предыдущем этапе развития школы учебник выступал средством конкретизации гос. учебных программ. Сейчас в рамках единого стандарта могут иметь место различные учебные программы. В этой ситуации учебник может обеспечивать реализацию как одной конкретной учебной программы, так и ряда предметных программ. Третья функция учебника – систематизирующая. Учебник должен обеспечивать систематизацию всех материалов, составляющих содержание данного учебного пособия. Любой учебник представляет собой совокупность нескольких источников информации, поскольку он включает в себя основной и дополнительные тексты, иллюстративный материал. Содержание учебника, его структура должны способствовать формированию у учащихся приемов научной систематизации знаний. Четвертая функция – мотивационная. Учебник должен обеспечивать формирование у учащихся мотивов образовательной деятельности, соответствующих педагогическим целям. Дидактическими средствами реализации этой функции являются изложенные в учебнике проблемные ситуации, сведения, представляющие несомненный интерес для учащихся, оформление учебника, выводы о значимости изучаемого материала и т. д. Пятая функция – ориентация учащихся на учебно-познавательную деятельность. Это функция, связанная с предъявлением учебных задач, а также задач, обеспечивающих закрепление и самоконтроль знаний. Шестая функция – развитие познавательных возможностей учащихся на основе усвоения ими умений познавательной деятельности и постепенного повышения уровня их познавательной самостоятельности. Развитие познавательных возможностей учащихся является необходимым условием не только усвоения содержания учебника, но и их подготовки к самообразовательной деятельности. Седьмая функция – интегрирующая: это специфическая функция школьного учебника, возникающая на современном этапе развития школы. Учебник призван воссоединить в единую картину фрагментарное знание, усвоенное учащимися из других источников информации (СМИ, научной и справочной литературы, образовательного туризма и т. д.). Можно сказать, что седьмая функция учебника заключается в расширении образовательного пространства учащихся. Восьмая функция – координирующая. Это специфическая функция школьного учебника, возникшая также в современной школе. Учебник «объективно, в силу своего назначения в системе средств обучения, является ядром, вокруг которого группируются все другие учебные средства», т. е. учебник в руках учителя координирует применение всех средств обучения. С. Г. Шаповаленко указал на многообразие связей учебника со всеми другими средствами обучения. Девятая функция учебника – развивающе-воспитательная. Она всегда играла и играет ведущую роль, приобретая на каждом этапе развития общества новое видение. Сегодня это создание условий для формирования саморазвивающейся личности. С помощью учебника, специфическими средствами учебника педагог имеет возможность организовать мощное воспитательное воздействие на учащихся, на их отношение к миру, к самим себе, к знаниям, к образованию. Учебник представляет целостную систему, образованную рядом структурных компонентов. Под структурным компонентом понимается необходимый элемент учебника, обладающий определенной формой, осуществляющий лишь ему присущими средствами функциональную нагрузку и находящийся в тесной взаимосвязи с другими элементами данного учебника (Д. Д. Зуев). Все структурные компоненты учебника подразделяются на два больших отдела: Тексты рассматриваются как совокупность трех структурных компонентов: «Внетекстовые компоненты» призваны по своей доминирующей функции обслуживать текст, способствуя более полному усвоению предметных знаний, зафиксированных в учебнике; разнообразить виды познавательной деятельности; помогать в выработке умений и навыков самостоятельного поиска знаний и их практического применения. Обычно выделяют следующие внетекстовые компоненты современного учебника: а) аппарат организации усвоения; б) иллюстративный материал; в) аппарат ориентировки. Аппарат организации усвоения призван стимулировать и направлять мыслительную деятельность учащихся в процессе обучения, способствуя тем самым развитию их познавательных сил и формированию навыков самостоятельной работы с учебным материалом. Иллюстрации по своему назначению могут быть подразделены на три основные группы: • иллюстрации, раскрывающие содержание, заменяющие основной текст; • иллюстрации, равнозначные тексту; • иллюстрации, обслуживающие текст и внетекстовые компоненты. Под аппаратом ориентировки понимается совокупность внетекстовых компонентов, которые целенаправленно ориентируют школьников в содержании и структуре учебника, создавая исходные условия для работы с ним [Петербургская школа: образовательные программы / под ред. О. Е. Лебедева. – СПб., 1999. – С. 130–137.].
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1618)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |