ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД НАХОЖДЕНИЯ ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ (КРИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ)
ПРИМЕНЕНИЕ МАРЖИНАЛЬНОГО АНАЛИЗА (семинар 2014 г.) РАСЧЕТ ОЖИДАЕМОЙ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ Таблица 1 Расчет ожидаемой прибыли предприятия при увеличении объема продаж на основе показателей Маржинальной прибыли МП и Нормы маржинальной прибыли Нмп
Применяя показатель нормы маржинальной прибыли, можно рассчитать ожидаемую прибыль при различных вариантах изменения объема продаж. Итоговые показатели совпадают с расчетами при применении маржинальной прибыли. Для принятия различных управленческих решений показатель нормы маржинальной прибыли используется довольно часто, особенно когда нужно оценить целесообразность дополнительных, расходов или решить, увеличат ли прибыль мероприятия, направленные на привлечение дополнительных покупателей: - дополнительные расходы на рекламу; - замена комплектующих изделий на более дорогие; - снижение цены. ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД НАХОЖДЕНИЯ ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ (КРИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ) Графический метод нахождения точки безубыточности заключается в построении комплексного графика «затраты — объем — прибыль». По этому графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком объеме ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Рассмотрим применение метода на конкретном примере: 1. Ц — цена реализации единицы изделия без НДС равна 1700 руб.; 2. V — физический (натуральный) объем продаж (планируемый на уровне производственной мощности) равен 5000 шт.; 3. В — выручка (планируемая) от реализации продукции = 5000 шт.х1700руб.=8500000руб.; 4. УЗпер — переменные затраты в расчете на единицу продукции (удельные) = 804,1 руб.; 5. Зпер — переменные затраты на весь планируемый выпуск продукции 5000 шт. х 804,1 руб. = 4 020 500 руб.; 6. Зпост — постоянные затраты за период выпуска продукции = 2701 138,5руб.; 7. МП — сумма маржинальной прибыли на весь планируемый выпуск продукции 8 500 000 руб. - 4 020 500 руб. = 4 479 500 руб.; 8. Ппрод — сумма прибыли (или убытка) на весь планируемый выпуск продукции 4 479 500 - 2 701 138,5 руб. = 1 778 361,5 руб. Шаг 1. Строим график зависимости постоянных затрат Зпост, отложив по вертикальной оси сумму постоянных затрат, равную 2 701 138,50 руб., а по горизонтальной оси объем продаж в единицах (рис. 1). Шаг 2. Строим график зависимости переменных затрат Зпер в тех же координатах. Линия совокупных переменных затрат берет свое начало в точке пересечения осей (координаты (0; 0,0)), поскольку если не выпускается продукция, предприятие не несет переменных затрат. Координаты второй точки: на горизонтальной оси точка объема, равную 5000 шт., на вертикальной оси сумма переменных затрат при данном объеме, равная 4 020 500 руб. Соединяем эту точку с началом координат и получаем линию переменных затрат Зпер (рис.1). Шаг 3. Строим график общих затрат Зобщ . Из точки, в которой берет начало линия постоянных затрат Зпост , проводим линию, параллельную линии переменных затрат Зпер. Полученная линия является линией общих затрат Зобщ , так как получена суммированием переменных и постоянных затрат: Зобщ = Зпост + Зпер (рис. 1). Шаг 4. Наносим на график линию выручки В, которая берет свое начало в точке пересечения координат, так как если не выпускается и не реализуется продукция, предприятие не имеет выручки. Вторую точку определяем, откладывая на горизонтальной оси точку объема, равную 5000 шт., а на вертикальной оси (оси ординат) откладываем точку суммы выручки при данном объеме, равную 8 500 000 руб. Соединяя вторую точку с началом координат, получаем линию выручки (рис. 1). Точка, в которой линия выручки В пересекла линию общих затрат, и есть точка безубыточности (критическая точка), так как в этой точке сумма выручки равна сумме общих затрат, т.е. предприятие не имеет прибыль, но и не несет убытков: В= Зобщ+П= Зпост + Зпер+П, но если В= Зобщ, то П=0. Координаты критической точки (3015; 5 125 500). Таким образом, мы определили, что безубыточным является объем продаж на уровне 3015 шт. В натуральных единицах (шт.) определяют критическую точку, если производится одно изделие. Производственная мощность предприятия 5000 шт., следовательно, критическая точка расположена на уровне 60,3% (3015 х 100 / 5000) от возможного объема реализации продукции. Если пакеты заказов на изделия предприятия будут больше 60,3% его производственной мощности, то оно получит прибыль. Если же пакет заказов будет менее 60,3% фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным и обанкротится. Основные достоинства графического метода определения точки безубыточности — простота и наглядность. Недостатки: Во-первых, при его применении нужно четко соблюдать масштаб, иначе данные, полученные на графике (критический объем продаж, уровень затрат, размер прибыли, зона безопасности) будут попросту неверны и приведут к ошибочным управленческим решениям. Во-вторых, если необходимо проанализировать большое количество вариантов или предприятие производит несколько видов продукции, применение данного метода становится очень трудоемким. В этом случае целесообразнее применять аналитический метод. Vкр = Зпост / ( Ц – УЗпер ). Vкр = 2701138,5 / (1700 804,1) = 3015 ед. 3015 х 1700 = 5125500 руб. 1.3. ВЫБОР ВАРИАНТОВ ОБОРУДОВАНИЯ Одним из направлений поиска резервов сокращения затрат на производство продукции и увеличения прибыли является выбор и замена оборудования. Допустим, что выполнить какую-либо операцию или процесс можно одним из трех вариантов оборудования (табл. 2). Таблица 2 Варианты выбора оборудования
Необходимо определить, при каком объеме производства выгоднее применять тот или иной вариант оборудования. Для этого нужно найти критический объем производства продукции, при котором затраты по двум вариантам оборудования будут одинаковыми. Решение можно произвести аналитическим и графическим способами. Для нахождения критического объема производства (услуг) для двух вариантов оборудования затраты по одному из них приравнивают к затратам по другим. Безубыточный объем производства Vкр для первого и второго вариантов: Зобщ1 = Зобщ2 Vкр(1-2) = ед. Критический объем производства для второго и третьего вариантов: Зобщ2 = Зобщ3 Vкр(2-3) = ед. Обоснование вывода - затраты при V: V = 2000 ед. V = 3000 ед. 3А= руб. 3А = руб. 3В= руб. 3В = руб. 3С= руб. 3С = руб. V = 5000 ед. V = 8000 ед. 3А= руб. 3А = руб. 3В= руб. 3А = руб. 3С= руб. 3А = руб.
При годовом объеме производства: – до 3000 ед. выгоднее использовать вариант оборудования, – от 3000 до 6000 ед. — , – свыше 6000 ед. более целесообразным является вариант.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (521)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |