Изобразительное искусство
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РОССИИ Развитие культуры в 1990-х гг. Общие тенденции в развитии культуры в 90-х гг.
| ||||||||||
"+" | "-" | |||||||||
¾ обретение творческой свободы ¾ приобщение россиян к новей-шим достижениям мировой культуры, современного информационного общества ¾ снятие цензурных ограниче-ний ¾ социалистический реализм подвергся критике, многие деятели культуры обратились к авангардному искусству -концептуализму, постмодернизму, неоавангардизму | ¾ Резкое сокращение государственных затрат на развитие науки (в 15 раз), образования и культуры ¾ Количество занятых в науке уменьшилось с 2 млн человек в 1990 г. до 1 млн человек в 1995 г., за счёт эмиграции специалистов, которая приобрела массовый характер, а также за счет ухода из сферы интеллектуального труда, прежде всего из науки, в другие сферы. Работа в науке стала относиться к категории низкооплачиваемых. ¾ В страну хлынул поток низкопробных подделок, сыгравших свою роль в падении нравов и росте преступности ¾ снижение общекультурного уровня населения ¾ материальная зависимость от спонсоров и меценатов ¾ превращение произведений искусства в обычный товар лишили многих деятелей культуры и искусства привычной мотивации творческой активности | |||||||||
Литература | ||||||||||
¾ Литература отразила растерянность, непонимание, ностальгию людей, порождённые распадом единого государства - повесть Ф. Искандера «Пшада». ¾ Основными чертами новых литературных произведений стали ирония над советским прошлым и поиск необычных форм самовыражения авторов. ¾ Увлечение публицистическим жанром: он давал возможность критически осмыслить начавшиеся в 1990-е гг. общественные преобразования. Наибольший общественный резонанс имели публицисти-ческие статьи А. Солженицына, Л. Бородина, В. Максимова. ¾ Писатель В. Распутин - «В одном сибирском городе», «Россия молодая» ¾ последний роман Л. Леонова «Пирамида» (1994). ¾ В. Астафьев - роман «Прокляты и убиты» ¾ В. Аксёнов - роман «Новый сладостный стиль» (1998) ¾ В литературе нашлось место новым героям стремительно изменявшегося общества — «новым русским», безработным, беженцам, бездомным («Окнами на юг: эскиз к портрету «новых русских» Богуславской, «Дон Домино» Ю. Буйды). ¾ появляются и новые имена. А. Дмитриева - повести «Закрытая книга», В. Сорокина, Т. Толстой, А. Слаповского, Л. Улицкой, В. Пьецух «Четвёртый Рим», «Рука», В. Пелевин - роман с фантастическими сюжетами и иронично-гротескным отношением ко всему советскому «Чапаев и пустота». ¾ В духе постмодернизма работал поэт и писатель Д. Пригов («Пятьдесят капелек крови»), поэт-авангардист В. Сосноры «Куда пошёл? И где окно?». ¾ Лидерами метафорической поэзии 1990-х гг. стали А. Ерёменко («Громадный том листали наугад...») и И. Жданов («Пророк»). | ||||||||||
Кинематограф | ||||||||||
· Развивается малобюджетное авторское кино. · Новое направление отказалось от чётких жанровых форм и сюжетных линий · Режиссёрские опыты нового российского кинопоколения: ¾ П. Лунгин («Такси-блюз»), ¾ А. Балабанов («Про уродов и людей», «Брат» и «Брат 2»), ¾ А. Хван («Дрянь хорошая, дрянь плохая»), ¾ С. Сельянов («Духов день») ¾ Н. Михалков «Утомлённые солнцем» и «Сибирский цирюльник», ¾ С. Бодров-старший «Кавказский пленник» ¾ В. Тодоровский «Страна глухих», ¾ В. Хотиненко «Мусульманин» ¾ А. Сокуров «Молох» и «Телец» и др. · Возродился Международный московский кинофестиваль. Ежегодно проводился Всероссийский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи. "-" - Творческое затишье отечественного кинематографа было обусловлено глубоким финансовым кризисом. Резко сократилось производство российских кинолент - засилье криминальной тематики. | ||||||||||
Музыка | ||||||||||
· Интенсивные творческие контакты с зарубежными театрами и оркестрами ведущих российских творческих коллективов под руководством В. Федосеева, Ю. Темирканова, В. Спивакова "Виртуозы Москвы" и др. · Международную известность и популярность приобрели Российский национальный оркестр, созданный выдающимся пианистом М. Плетнёвым, петербургский Мариинский театр, возглав-ляемый В. Гергиевым · Серьёзное обновление репертуара крупнейших оперных и балетных театров страны, ведущих российских оркестров · Концерты классической музыки на больших открытых площадках (первый такой концерт в России состоялся в Москве на Красной площади в 1992 г. В. Гергиев в 1999 г. организовал концерт оркестра мира на Красной площади, занесённый в Книгу рекордов Гиннесса · Признание и известность получили оперные певцы Д. Хворостовский, О. Бородина, А. Нетребко, артисты балета У. Лопаткина, Д. Вишнёва, И. Лиепа, Н. Цискаридзе. · Формирование молодёжной музыкальной культуры - в 1999 г. был поставлен мюзикл «Метро» · Первые музыкальные коммерческие радиостанции ликвидировали дефицит музыкальной информации · Популярный в советское время социальный рок (Ю. Шевчук, Б. Гребенщиков и др.) уступил место песням, драматизм которых отражает чувства, переживания, настроения молодёжи («Мумий Тролль» (И. Лагутенко), Земфира) "-" отъезд за рубеж крупных деятелей отечественного музыкального искусства | ||||||||||
Театр | ||||||||||
· Ушли в прошлое характерные для советского театра порядки: необходимость утверждать реперту-арные планы и исполнителей, эзопов язык, приучивший и зрителей, и артистов искать скрытый смысл, двойное дно в каждой фразе и реплике. · На первое место вышли художественные проблемы: режиссёрские решения, яркость образов, способы их воплощения. · Актёры получили возможность самостоятельно осуществлять театральные постановки. · Известные молодые исполнители (А. А. Соколов, О. Е. Меньшиков, С. Б. Проханов, А. О. Табаков и др.) выступили в качестве популярных режиссёров. Получили признание публики возникшие во второй половине 1980-х гг. театры-студии, камерные театры («Театр Луны», «Табакерка», «Театр-студия на Юго-Западе» и др.). · Режиссёры стали смелее трактовать классические сюжеты. Лучшие традиции отечественной режиссуры продолжил театр под руководством П. Н. Фоменко. · Широко организовывались получили коммерческие постановки, сезонные спектакли с популяр-ными артистами, спектакли-антрепризы.
| ||||||||||
Изобразительное искусство | ||||||||||
· Картины социальной проблематики, воспевавшие трудовой энтузиазм рабочих, колхозников, представителей интеллигенции, присущие советской эпохе, уступили место как абстракцио-нистским, так и реалистическим живописным полотнам, пейзажам и натюрмортам. · Была возрождена утраченная в годы революции практика заказной живописи, когда жанровые картины создавались по заказу богатых клиентов и государства. · Портретное искусство было представлено творчеством как известных мастеров (А. М. Шилов и др.), так и молодых художников (Н. С. Сафронов и др.). · Героями произведений искусства стали исторические персонажи, прежде критически оценивавшиеся в исторической литературе (картины и памятники, посвящённые Николаю II и · Получило развитие монументальное искусство. Наиболее яркий его представитель — президент Российской академии художеств 3. К. Церетели (памятник Петру I, Мемориальный комплекс на Поклонной горе в Москве и др.). · Скульптор — Эрнст Неизвестный и архитектор — Камиль Казаев создали монумент высотой в 15 метров «Маска Скорби», посвящённый памяти жертв сталинских репрессий, которые были заключены в исправительно-трудовых лагерях ГУЛАГа на Колыме. Центральная скульптура представляет собой стилизованное лицо человека, из левого глаза которого текут слёзы в виде маленьких масок. Правый глаз изображён в форме окна с решёткой. На обратной стороне видны плачущие женщины и мужчина на кресте. Внутри монумента находится копия типичной тюремной камеры сталинских времён. · Открылись художественные галереи, основой которых стали коллекции живописи, переданные крупнейшими мастерами в дар Москве и другим городам страны. Впервые за многие годы были основаны частные художественные галереи. · Начали возрождаться традиции российского меценатства. На Родину вернулись многие художественные ценности, утраченные в годы революции и Великой Отечественной войны · Серия художественных выставок ведущих музеев России была организована в США, крупнейших европейских странах. · Второе рождение переживало русское иконописное искусство.
| ||||||||||
Спорт | ||||||||||
· Страна гордилась достижениями трёхкратных олимпийских чемпионов борца А. Карелина и лыжницы Л. Лазутиной, четырёхкратных олимпийских чемпионов пловца А. Попова и гимнаста А. Немова, выдающихся теннисистов М. Сафина, Е. Кафельникова и А. Курниковой, хоккеистов В. Фетисова, П. и В. Буре и И. Ларионова, фигуристов А. Ягудина и Е. Плющенко "-" - С уменьшением финансирования до 85 % спортивных сооружений прекратило своё сущест-вование. Материальная база для массового спорта фактически перестала существовать. - Количество медалей становилось с каждой Олимпиадой всё меньше.
| ||||||||||
Религия | ||||||||||
· Нормализовались отношения религиозных организаций и государства. · Кризис коммунистической идеологии на рубеже 1980—1990-х гг. вызвал бурный всплеск религиозных настроений в российском обществе, рост религиозного самосознания людей. · Большинство населения страны считало себя православными. Особенно заметно выросло число воцерковленных людей — тех, кто регулярно посещает богослужения, участвует в таинствах. · Началось возрождение традиционных для России религий — православия, ислама, буддизма, иудаизма. По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог, дацанов. · В 2000 г. завершилось воссоздание храма Христа Спасителя в Москве, построенного в XIX в. на деньги миллионов простых людей в память о победе в Отечественной войне 1812 г. и уничтоженного в 1931 г. Он стал главным православным храмом страны. · Большим спросом пользовалась религиозная литература. · Возобновились массовые паломничества православных христиан и иудеев в Иерусалим, мусульман в Мекку. · Церковные организации стали заниматься обустройством детских приютов, реабилитацией наркозависимых и пострадавших от сект, уходом за престарелыми. Были открыты православные молодёжные центры. · Развивалась сфера религиозного образования и книгоиздания. Полным ходом шло восстановление разрушенных храмов и монастырей, обустройство приходской жизни. Возрождалось религиозное искусство. "-" Религиозная неграмотность вчерашних атеистов открыла двери для проникновения в Россию опасных для психики и здоровья сект и течений. Их нередко называют тоталитарными за использование запрещённых, калечащих приверженцев таких сект морально и физически приёмов воздействия на людей.
|
2019-05-24 | 325 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Изобразительное искусство |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы