Основные стадии развития конфликта
Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии развития: предконфликтную, собственно конфликт (стадию развития конфликта), стадию разрешения конфликта, послеконфликтную стадию: Предконфликтная стадия Конфликту предшествует предконфликтная ситуация. Это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые противоположности интересов, целей, ценностей и т. д., ведут к обострению социальной напряженности и конфликтам. Стадия развития конфликта Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Выделяют несколько форм конфликтного поведения: а) активно-конфликтное поведение (вызов); б) пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов); в) конфликтно-компромиссное поведение; г) компромиссное поведение. В зависимости от конфликтной установки и формы конфликтного поведения сторон конфликт приобретает свою собственную логику развития. Развивающийся конфликт имеет тенденцию создавать дополнительные причины своего углубления и разрастания. Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта на его второй стадии.
25. Этапы и способы разрешения конфликтов. Руководителю, осуществляющему деятельность по профилактике конфликтов, следует своевременно выявить потенциальных возмутителей спокойствия, ставить барьер их нападкам и направлять их энергию на совместное сотрудничество. Большое значение имеет учет особенность поведения людей в предконфликтных ситуациях их тактика действий в условиях конфликта. Наблюдается две базовых тактики - противоборство (соперничество) и уступчивость. Однако я того, что большинство людей склонны проявлять бесконфликтную деятельность, выделяются три производных тактики - уход, компромисс и сотрудничество.
1. Противоборство
Удовлетворение своих 2. Сотрудничество притязаний 5. Компромисс
3. Уход 2.Уступчивость
Удовлетворение притязаний оппонента.
Конфликты бывают открытыми и скрытыми. Если первые лежат на поверхности, то вторые скрыты от глаз наблюдателя. Они распознаются по косвенным признакам среди, которых главное –это напряженность в межличностном общении. Задача руководителя – поднять скрытые конфликты на поверхность и. разрешить их. Стратегия здесь такова : - нужно выявить причину конфликта; - определить цели конфликтующих сторон; - наметить сферы сближения: точек зрения конфликтующих; -уточнить поведенческие особенности субъектов конфликта. Для этого нужно провести зондаж обстановки путем постановки серии вопросов. Причина конфликта. Осознают ли конфликтующие стороны причину, конфликта? Нужна ли им помощь для выхода из конфликта? Где кроется причина конфликта, внутри группы или за ее пределами? Обращались ли конфликтующие стороны за помощью? Цели конфликтующих. В чем конкретно заключается, цель деятельности конфликтующих? Все ли стремятся к этой цели? Есть ли общая цель, которая могла бы объединить усилия конфликтующих? разногласия сторон касаются цели деятельности, или средств для ее достижения? Сферы сближения. По каким проблемам конфликтующие могли бы выработать общие взгляды? Субъекты конфликта. Кто является лидером мнений? Кто дирижирует ситуацией? Кто выслушивает оппонента, а кто только ставит вопросы? Как относятся люди друг к другу? Каковы особенности языковых и неязыковых факторов общения? Кто пассивен? Действуют ли среди конфликтующих общепринятые нормы поведения? Подобный зондаж лает возможность составить общее представление о всех аспектах конфликтной ситуации.
В зависимости от поведения участников конфликта, в том числе и тех, кто его решает, различают следующие способы разрешения конфликта: Способность к компромиссам — важнейшая черта, которую, при желании, может воспитать в себе каждый человек. Однако компромисс нецелесообразен на ранних стадиях развития конфликта, так как прекращает поиск наиболее эффективного решения. Предположим, уточняется стратегия мебельного комбината. Спор в выборе альтернатив идет между отделом маркетинга, отделом персонала и производственным отделом. Если административный директор, которому поручено согласовать позиции отделов, слишком рано примет одно из предложений за основное, то он не учтет и не рассмотрит другие варианты и, возможно, лучшее решение принято не будет. Прекратив дискуссию, определив решение на этой стадии, он прекратит поиск и анализ других альтернатив. Задача руководителя заметить тот момент, когда предложения начнут повторяться, и только тогда остановиться на компромиссном решении; 6. предупреждение конфликта – совокупность мероприятий в основном организационного и разъяснительного характера. Речь может идти об улучшении условий труда, более справедливом распределении вознаграждений, обеспечении строгого соблюдения правил внутренней жизни, служебной этики и т.д. Причины конфликтных ситуаций, возникающих на предприятиях малого бизнеса, заключаются в отсутствии четкого распределения обязанностей, а также являются следствием ошибок при отборе персонала. Разрешение конфликта во многом зависит от уровня профессиональной компетенции руководителя, его умения взаимодействовать с работниками, что не в последнюю очередь определяется его общей культурой.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (382)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |