Конституция как источник конституционного права.
Конституция (лат. – устроение) – единый нормативно-правовой акт или совокупность таких актов, фиксирующий главные устои жизни государства. В Конституции отражаются и закрепляются естественные и неотъемлемые права человека и гражданина, и на их основе устанавливаются структура и форма государства, порядок власти. По своему материальному содержанию Конституция – Основной закон, закрепляющий: - основные права и обязанности граждан; - их правовое положение; - общественное и государственное устройство; - организацию, взаимоотношение и полномочия высших органов власти; - основы организации государственного управления и судебной системы; - основные принципы избирательного права. Главное значение Конституции: - составляет юридическую базу текущего законодательства, т.е. признается юридическое верховенство Конституции. Это означает, что в случае принятия новой Конституции все остальное законодательство приводится в соответствие с ней. Все правовые акты должны соответствовать ей, а все законы, административные и судебные акты, не отвечающие ей, считаются недействительными и не применяются; - кроме того, Конституция – закон, обеспечивающий интересы всех слоев общества, т.к. Конституция является надклассовым документом, имеющим равную обязательность для всех членов общества. Конституция – закон для законов. Основные черты. 1. Обязательное провозглашение прав и свобод, но непосредственно в тексте Конституции оно может отсутствовать: США – Билль о правах, Франция – ДПЧГ 1789 с дополнениями из Конституции 1946 (преамбула). 2. Закрепляется принцип разделения властей: принципы могут четко формулироваться в статьях Конституций (США, Дания, Япония), а могут не быть выражены точно, но подразумеваться (Италия, Франция, Германия). 3. Закрепляется форма правления – республика или монархия. 4. Определяется форма государственного устройства – унитаризм или федерация. В тексте может не быть прямых указаний (Франция, Япония), но обычно это констатация унитаризма как более распространённой формы. В случае федерации могут быть употреблены синонимы (США – союз, Индия – союз, Австрия – союзное государство), а может быть непосредственно "федерация" (Германия, Аргентина, Бразилия). 5. Определяются принципы организации системы органов государственной власти (глава государства, правительства, парламент, канет. надзор). 6. Кроме того, в Конституциях обычно провозглашается суверенитет, закрепляется частная собственность, регулируются выборы, референдум, законодательство, основные принципы внешних сношений. Принципы. 1. В области прав и обязанностей: - принцип закрепления естественных прав человека и гражданина; - все большее внимание уделяется гарантии прав, а не только их декларации; - сейчас, помимо политических и личных прав широко закреплены и социальные права; - система социальных гарантий. 2. В области государственных органов: - содержится принцип федерализма; - принцип разделения властей – Германия, США, Франция, Греция; - построение и порядок деятельности государства. 3. В области внешней политики: - (после 2 миров. войны) все споры решаются мирными средствами (Франция, Италия, Япония) или закрепление нейтралитета (Австрия); - равенство или приоритет международного права над внутренними законами; - закрепление миролюбивых принципов. Особенности зависят от: - времени принятия Конституций; - расстановки политических сил и ситуации в стране на момент принятия Конституции; - опыта конституционного строительства и субъективных факторов, ZB., для освободившихся стран характерна нестабильность внутренней обстановки, особенный характер внешних отношений с бывшими метрополиями, что влияет на их конституционное строительство. Виды конституций. По способу принятия: 1. Дарованные: а) монарх дарует конституцию (Иордания, Непал); б) метрополия дарует конституцию бывшей колонии. 2. Принятые: а) принимается парламентом; б) принимается учредительным собранием (Италия, Португалия); в) принимается референдумом. По форме: 1. Писаные – один или несколько правовых актов, принятых особым порядком и содержащих вопросы конституционного регулирования. Австрия и Швеция – 3 акта. 2. Неписаные – это совокупность законов, правовых прецедентов и правовых обычаев, которые обладают равной юридической силой. По способу изменения: 1. Гибкие – не требующие особой процедуры и изменяющиеся как обычное законодательство. 2. Жесткие – особый порядок изменения (квалифицированным большинством). 3. Можно выделить и особо жесткие – США. По реальности конституционных норм: 1. Формальные. 2. Фактические. По режиму, оформляемому Конституцией: 1. Тоталитарный. 2. Авторитарный. 3. Демократический. По времени действия: 1. Временные (ограничивают срок своего действия определённым периодом или наступлением определенного события в государственной жизни). 2. Постоянные (не предусматривают пределов своего действия во времени) – "вечная" Конституция Мексики. 2. Унитарное государство и основные тенденции его развития. Форма политико-территориального устройства государства показывает: -политико-территориальную организацию государства; -правовой статус частей государства; -взаимоотношения между составными частями государства (субъектами федерации и федеральным центром); -соотношение центральных и региональных органов. В современный период основные формы политико-территориального устройства государств определяются следующим образом: 1) Унитарная форма – форма государственного устройства, которую восприняло большинство развитых государств. 2) Федеративная форма. 3) Конфедерация и её различные модификации. Наиболее распространенная форма политико-территориального устройства - унитарная. Это: -Великобритания, Франция, Испания, Италия, Скандинавские государства (в Европе); -Япония, Индонезия, Китай (в Азии); +после распада СССР - все республики СНГ, кроме РФ – унитарные. Признаки унитарного государства: 1)наличие единой конституции (она закрепляет суверенитет и территориально-административную организацию данного государства); 2)наличие единой правовой системы; 3)наличие единой системы органов государственной власти и управления; 4)наличие единого гражданства; 5)наличие единой судебной системы; 6)осуществление правосудия на основе единых норм. Унитарное государство может делиться по административно-территориальному признаку (провинции, департаменты, округа, кантоны), но органы управления данных единиц и их деятельность регулируется общегосударственными нормами. Эти государства характеризуются прямым подчинением местных региональных органов управления центральным. В историческом плане унитаризм явился сравнительно прогрессивной формой политико-территориального устройства с точки зрения создания сильной централизованной власти, объединения государства и т.п. Считается, что унитарное государство явилось противовесом феодальной раздробленности. Система административно-территориального деления унитарного государства Единую модель для всех унитарных государств трудно определить. Но существуют двух-, трёх- и четырёхзвенные системы. - области, провинции – трёхзвенные (самые распространённые). - районы, округа, уезды – двухзвенная система. - общины, коммуны, волости – нижестоящие. - города в отдельных странах также выделяют в особую административно-территориальную единицу. Если территория государства делится на административно-территориальные единицы, то это простое унитарное государство. Но если в нём есть автономные образования – его именуют сложным унитарным государством. Ряд автономных образований в последнее время относят к регионалистским государствам (например, Испания и Италия, где существуют автономные образования, т.е. части территорий предоставлена автономная самостоятельность: Страна Басков, Каталония в Испании). Считается, что это переход от унитарного к федеративному государству. Китай: автономные образования, районы, округа, уезды, что связано с составом населения, что связано с регионализмом. Еще одна особенность унитарных государств: в централизованном унитарном государстве во все звенья территориального деления могут назначаться специальные государственные чиновники – представители правительства для управления данными звеньями. В децентрализованном унитарном государстве таких назначаемых правительством из центра представителей нет. Особенности: есть самостоятельная система выборов в органы данного регионального подразделения; границы территориальных подразделений не могут быть изменены самим подразделениями без согласия центра.
Билет №5
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (305)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |