Главное — встроить элиты в инвестиционный процесс
В рассматриваемых нами регионах новая индустриализация имеет триединую основу. Прежде всего — запуск новых крупных для региона предприятий в отраслях региональной экономики. Второй аспект — управление мультипликативным эффектом от запуска новых производств. Это встраивание в процесс развития отраслей, производных от роста промышленности: строительства, объектов инфраструктуры, а также малого и среднего бизнеса, развивающегося вокруг крупных промышленных предприятий и среды обитания населения. Речь идет о подрядчиках, сфере
Рост инвестиций в Калужской и Белгородской областях опережает общероссийский Среднедушевой доход в Калужской и Белгородской областях по отношению к среднероссийскому В Белгородской и Калужской областях оборот розничной торговли на душу населения растет быстрее, чем в РФ
2013 г. по сравнению с 2000 г. Динамика среднедушевого дохода в месяц к среднедушевому доходу в месяц по России 100
92% Динамика оборота розничной торговли на душу населения относительно среднего по России
2000 • Калужская обл. • Белгородская обл. Источники: Росстат, расчеты «Эксперта»
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД |
торговли и услуг. Третье направление — создание экономически обоснованного сельского хозяйства, базирующегося на частной инициативе. В том числе отказ от привычки хозяйствующих элит рассматривать его как преимущественно дотационную отрасль—по принципу «всем сестрам по серьгам», но при понимании, что без государственной поддержки обойтись не удастся. Главное — строительство новых промышленных предприятий в разных отраслях промышленности: базой является индустрия современная, гибкая, развитая, потому что именно она дает большинство налогов е бюджет и дает людям возмож ность заработать. Поэтому все сервисные вещи, включая общепит, небольшой бизнес, должны быть привязаны к этой базе. Ис ходя из этого понимания мы начали реали зовывать ряд инвестиционных проектов, в первую очередь в индустриальной сфере».
Представление стратегии развития в формате синхронно реализуемого портфеля инвестиционных проектов ставит во главу угла задачу привлечения инвестиций для их реализации. В первую очередь интересны промышленные и инжиниринговые инвесторы — носители новых производственных компетенций. Но для налаживания инвестиционного процесса механизм работы с ними должен быть поставлен на поток и работать без сбоев по всей цепочке: от переговоров о строительстве завода до его ввода в эксплуатацию. А также на всех уровнях: от регионального, с привлечением федеральных структур, до муниципального, где, собственно, и строится предприятие.
Таким образом, масштабное строительство новых предприятий - это сложный и длительный многоступенчатый процесс, предполагающий вовлечение в него самых разных заинтересованных сторон, иными словами, групп региональных элит:
—исполнительная власть: привлечение инвесторов, обеспечение их входа в
регион, координация усилий остальных групп элит для реализации инвестиционных проектов;
— законодательная власть: законо-
дательная поддержка процесса новой
индустриализации;
— муниципальные власти: поддержка
проекта на местах;
— федеральные и региональные над-
зорные органы; своевременная выдача
согласовательной и разрешительной
документации;
—бизнес-сообщество: реализация инвестиционных проектов и управление предприятиями новой экономики;
— общественные организации: оценка проектов новой индустриализации с точки зрения повышения качества жизни людей и их принятие/отклонение местными сообществами.
Задача в том, чтобы эти группы элит содействовали инвестиционному процессу, а не тормозили его.
Характерно, что все три региона построили во многом похожую систему управления инвестиционным процессом, базирующуюся на решении трех главных задач: полное исключение поборов с инвесторов, организация сопровождения по всей цепочке строительства завода, предоставление инвестору финансовых и прочих преференций, например помощи в строительстве инженерной инфраструктуры. Можно предположить, что эти задачи являются типовым тормозом регионального экономического развития, если они в регионах не решены.
Первостепенная задача — исключение поборов. Здесь речь идет не только о взяточничестве. Бюджеты муниципальных образований невелики, и местные власти ищут всевозможные способы обустройства территорий. Поэтому к инвестору еще на инвестиционной стадии проекта начинают предъявляться требования в духе социальной ответственности бизнеса: садик нам построй, парк обустрой, спортивную команду материально поддерживай и т. д. Проблема в том, что инстанций много и каждая смотрит на инвестора как на дойную корову. Такое отношение к инвесторам пока еще широко распространено в России. Поэтому жесткое пресечение стремления ободрать его как липку касается всех без исключения представителей элит вплоть до последнего муниципального клерка. В наших регионах эта задача решается административным ресурсом: «На районном уровне, если кто-то воспрепятствовал нормальному бизнесу, бизнес идет к губернатору или губернатору сообщают. Глава муниципалитета знает, что ему голову срубят и никто с ним разбираться не бу дет». Помимо карательных мер в Тюмени действует полезная практика оценки эффективности главы муниципалитета по
Тюменская область вовремя осознала, что на нефти хорошо прожить нельзя, и стала развивать нефтехимический кластер
объему привлеченных инвестиций. Когда глава приходит к губернатору с просьбой, например, построить или отремонтировать социальный объект, губернатор принимает решение в зависимости от того, на каком месте глава находится в губернаторском рейтинге привлечения муниципалитетом инвестиций.
Вторая по значимости задача — организация сопровождения инвесторов по всему кругу инстанций для получения разрешений, согласований, экспертных заключений, для решения земельных вопросов, подключения к сетям и прочее. Условно все эти элиты делятся на три группы: 1) областные и муниципальные власти плюс надзорные органы; 2) представители федеральных структур в регионах; 3) «ресурсный бизнес» — поставщики электроэнергии, газа и т. д. В нашем случае все три региона применили рассмотренный выше проектный подход, когда за каждым инвестиционным проектом закрепляется куратор или руководитель проекта от областной администрации, который несет персональную ответственность за его реализацию: «Такая приставка в лице со проводителя, к сожалению, на какой-то период времени необходима. Это как собака Павлова, нужно пять лет ее бить током, чтобы потом она научилась кушать. То есть лет пять посопровождает, потом эти люди уже будут клиентоориенти-рованы». Без поводыря от исполнитель-ной власти или действующего при ней инвестиционного агентства инвестор с концами утонет во всей этой бюрократии. Кроме помощи в прохождении всех обязательных процедур сопровождение также решает первую задачу, загоняя аппетиты поживиться инвестором в латентную стадию.
Наши интервью в трех регионах действительно обнаружили закономерность в изменении менталитета групп элит, взаимодействующих с инвесторами. Отмечалось, что поборы и бюрократическая
КОНСОЛИДАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЗЛИТ |
волокита регулятивных процедур постепенно уходят в прошлое. Контрагенты инвесторов становятся более «клиентоо-риентированными». Таким образом, их деятельность, теперь уже соответствующая курсу социально-экономического развития региона, внедрена в практику инвестиционного процесса.
Финансовые преференции инвестиционным проектам все три региона считают менее значимыми по сравнению с рассмотренными выше задачами; они определяются законодательством. Льготы предоставляются на инвестиционный период проекта. Наиболее распространенные — снижение ставки налога на имущество и уменьшение находящейся в распоряжении региона части налога на прибыль, субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам и предоставление льгот по лизингу оборудования. Эти преференции инвесторам способен предоставить любой субъект РФ.
Помощь в строительстве инженерной инфраструктуры инвестиционного проекта может оказываться разными способами. Например, инженерные коммуникации строит регион, как для отдельных проектов, так и для семейства проектов, расположенных в технопарке, к которому подведены коммуникации. Возможен и другой вариант: инвестор строит инфраструктуру за свой счет, а регион по предварительной договоренности компенсирует ему все затраты или их часть.
2019-05-24 | 199 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Главное — встроить элиты в инвестиционный процесс |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы