Экосистема - как структурно-функциональная единица
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
ЭКОЛОГИЯ Методические указания и контрольные вопросы к заданиям для самостоятельной работы для студентов заочного факультета ОПП бакалавриата направления подготовки 190600.62 - Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
ВОРОНЕЖ 2015 УДК 630*18:574
Прохорова Н.Л. ЭКОЛОГИЯ [Текст]: методические указания и контрольные вопросы к заданиям для самостоятельной работы для студентов заочного факультета ОПП бакалавриата направления подготовки 190600.62 - Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов / Н.Л. Прохорова; Фед. агентство по образованию, ФГБОУ ВПО «ВГЛТА». - Воронеж, 2015. – 64 с.
Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «ВГЛТА»
Ответственный редактор д-р биол. наук, проф. Н.Н. Харченко
Введение
Экология, как наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания, достойно занимает ведущее место в ряду научных и учебных дисциплин. Усиливаются процессы экологизации всех наук, всех отраслей народного хозяйства, всей человеческой деятельности. Экологическая ситуация на планете обостряется, заставляя человечество все глубже осмысливать противоречия общества и природы, искать эффективные пути оптимизации отношений между ними с целью создания модели устойчивого развития биосферы. Воздействие человека на природу приобрело глобальный характер и продолжает возрастать, причем масштабы и темпы преобразований намного опережают наши знания о природе. Изучение многообразного влияния антропогенных факторов на среду является одним из наиболее важных вопросов современности. Конечная цель такого исследования – защита и улучшение среды обитания человека. Данные методические указания направлены на комплексное понимание экологических основ. Структура заданий помогает расширению кругозора, творческого мышления, способствует целенаправленной работе с экологической литературой. Методические указания составлены в соответствии с требуемыми обще профессиональными компетенциями и компетенциями в области экологии: знать основы учения об атмосфере, гидросфере, биосфере и ландшафтоведения; знать теоретические основы экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска; обладать способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности; знать теоретические основы биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов.
Общие положения
Цель дисциплины «экология» – дать знания экологических законов, показать, что их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Курс расширяет базовые понятия для создания представлений о биосфере, месте в ней человека и проблемах, связанных с технологической цивилизацией. Для достижения поставленной цели при изучении дисциплины ставятся и решаются следующие задачи: ознакомиться с общими и теоретическими проблемами экологии; рассмотреть механизмы функционирования экосистем; ознакомиться с современными экологическими проблемами и ролью человека в их развитии; изучить экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы. В процессе изучения данной дисциплины студенты должны знать: фундаментальные понятия общей экологии; строение и функционирование экосистем (понятие экосистема, биоценоз как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем); о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем; о биосфере как глобальной экосистеме, основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере и переходе ее в ноосферу; о месте человека в экосистеме Земли; о рациональном использовании и охране природных ресурсов; экономику природопользования; законодательные акты в области охраны окружающей природной среды. Самостоятельно изучая данный курс, студенты не должны ограничиваться только той учебной литературой, которая приведена в методических рекомендациях. В помощь студентам в изучении курса предлагается конспективный материал по основным программным вопросам Содержание дисциплины Введение Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки. Современный этап развития науки. Структура экологии. Связь экологии с социальными процессами. Значение экологического образования и воспитания. Организм и среда Экологические факторы и их классификация. Закономерности проявления экологических факторов. Основные среды жизни и их особенности. Окружающая среда и среда обитания. Взаимоотношения организма и среды. Адаптивные возможности организмов. Толерантность. Природные факторы и их влияние на состояние здоровья человека. Экосистема - как структурно-функциональная единица Классификация экосистем. Биосфера как глобальная система. Биогеоценоз - частный случай экосистемы. Закономерности стабильного состояния экосистем. Структура и механизм функционирования экосистем. Сукцессионные процессы. Трофическая структура экосистем. Типы пищевых взаимоотношений. Продукция и энергия в экосистемах. Правило 10 %. 2.4 Сообщества и популяции Понятие популяции. Популяция как элемент экосистемы. Демографическая структура популяции. Рост популяций и кривые роста. Пространственная структура популяции. Динамика численности популяции и популяционные циклы. Биосфера Понятие биосферы и ее структуры. Функциональная целостность биосферы. Структура, границы биосферы. Живое вещество, свойства и функции. Свойства и функции биосферы. Эволюция биосферы. Ноосфера
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (885)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |