Изучение аутичных детей представляет особые сложности из-за трудностей установления с ними взаимодействия на адекватном уровне. Поэтому особое внимание нужно уделить организации обследования.
Формой организации обследования аутичных детей может быть:
• лонгитюдное,
• динамическое,
• диагностическое обследование.
С этой целью организуется диагностическая группа, в которой специалисты работают индивидуально с каждым ребенком.
Другой особенностью обследования аутичных детей является его организация в виде комплексного обследования, которое, особенно на начальном этапе, целесообразно проводить одному специалисту, как правило, психологу или педагогу. Такой подход позволяет ребенку привыкнуть к новой ситуации, дает возможность ему хотя бы немного адаптироваться, снять тревожность и опасения. По мере того как ребенок будет привыкать к новой обстановке, другие специалисты (логопед, психиатр) могут постепенно включаться в процедуру: тихонько входить в кабинет или, уже находясь в нем, постепенно предъявлять себя ребенку (второй вариант предпочтительнее).
В целом процедура психолого-педагогического изучения аутичных детей предполагает выделение трех этапов:
- Первый этап - сбор психологического анамнеза.
- Второй этап - определение уровня нарушений эмоционально-волевой сферы.
- Третий этап посвящен изучению особенностей познавательной сферы аутичных детей.
При проведении психолого-педагогического изучения детей первых лет жизни с этой патологией нужно учитывать следующие диагностические критерии.
1. Нарушения коммуникации:
- проявление дискомфорта при любых контактах со средой;
- отсутствие комплекса оживления (на первом году жизни ребенка) во взаимодействии с матерью;
- особенности глазного контакта и мимики;
- симбиотические связи с матерью.
2. Нарушения речи:
- мутизм (полное или частичное отсутствие речи);
- эхолахии, речевые штампы, речевые стереотипии;
- отсутствие использования местоимений первого лица;
- развитие речи, опережающее динамику двигательной сферы (фраза до 3 лет);
- преобладание монологической речи и аутодиалогов.
3. Нарушения поведения:
- "полевое" поведение;
- немотивированная агрессия к окружающим;
- аутоагрессия;
- стереотипии (поведенческие и связанные с организацией пространства и быта).
Ход работы:
• изучение истории развития ребенка,
• анамнестические данные,
• знакомство с работами и продуктивным творчеством ребенка,
• беседа с его близкими.
• установить, как ребенок привыкал к режимным моментам в раннем детстве, был ли слишком возбудимым или, наоборот, не реагировал на изменения обстановки; когда начал узнавать маму и отвечать ей улыбкой; имел ли место "комплекс оживления" на первом году жизни и как он протекал.
• установить, как реагировал ребенок на близких и чужих в раннем возрасте, спокойно ли шел на руки к чужим или выражал при этом беспокойство, и что изменилось в настоящий момент; какой была реакция ребенка на мокрые пеленки и "чужой" горшок; отмечают ли близкие особую избирательность и стереотипность ребенка в еде, одежде, организации домашнего быта. • важно узнать, возникали ли у ребенка двигательные стереотипии, навязчивость и агрессивные проявления.
• Важное значение имеет также информация о становлении локомоторных функций. У некоторых детей может отмечаться некоторое смещение в сроках двигательного развития. Критерием позитивной динамики в развитии ребенка является возникновение в его психической деятельности признаков аффективных механизмов более высокого уровня организации эмоционально-волевой сферы. Одновременно при этом изменяются, а точнее, упрощаются способы компенсаторной аутостимуляции.
Так как деятельность Семейного Центра затрагивала детализацию и уточнение уже имеющихся медицинских и психологических диагнозов, подтвержденных в рамках комплексной психолого-медико-педагогической диагностики особенностей личности детей, являющихся клиентами Центра, основными диагностическим методом в рамках практики у меня являлись наблюдение, опрос и интервьюирование детей и родителей с целью получения дополнительной и текущей психолого-педагогической информации.
Дата: 27-28.04.2018
Разработка конспектов уроков (занятий) 5-10
В рамках практики мной было реализовано такое психолого-педагогическое коррекционное направление работы как анималотерапия с участием кота и домашнего лиса.
Занятия проходили в смешанной по возрасту и инклюзивной группе из 7-8 человек, включая детей в возрасте 7-10 лет с родителями, а также 1-2 подростков. С ОВЗ в группе было 2-3 ребенка (это зависело от возможности того или иного ребенка посетить занятия) с подтвержденным диагнозом аутизм
Длительность каждого занятия - 1 час (60 минут)
Е занятие
Этап занятия / упражнение
| Название и описание этапа / упражнения
| Длит-ть
| Цель этапа занятия
|
1.
| Участие родителей детей с ОВЗ (без детей) и подростков, т.е. участников в достаточной мере способных контролировать свое поведение.
| Общая длит-ть этапа
30 мин
| Дать возможность родителям детей с ОВЗ восстановить эмоциональный баланс, для дальнейшего улучшения эмоционального характера детско-родительских взаимоотношений
|
1.1.
| Знакомство с группой:я как ведущий представляюсь и прошу каждого участника предстоящего курса занятий тоже свою очередь представиться и рассказать о своих ожиданиях от предстоящих занятий.
| 10 мин
| Знакомство с группой, установление эмоционально-доверительных взаимоотношений
|
1.2.
| Участникам предлагается угостить животных-ассистентов лакомством
| 5 мин
| Налаживание контакта участников с животными-ассисентами
|
1.3.
| Упражнение «Мельница»: участникам предлагается закрыть глаза, сделать несколько глубоких и медленных вдохов-выдохов, после чего сконцентрироваться на неприятных ощущениях в теле.
После этого участникам предлагается активно подвигать этим участком тела (попрыгать, потрясти, поразминать этот участок тела), представляя что каждое движение как поворот крыла мельницы дробит сгусток напряжения, накопившийся в мышцах.
| 10 мин
| Гармонизация эмоционального состояния с помощью снятия мышечных зажимов
|
1.4.
| Упражнение «Я хочу и я делюсь»: участникам предлагается сесть на пол в круг, после чего каждый берет в руки шарик (любимая игрушка животных-ассистентов)
| 10 минут
| 1. Знакомство участников группы друг с другом с помощью возможности поделиться своими позитивными эмоциональными желаниями;
2. включение животных-ассистентов в процесс общения с участниками путем привлечения внимания катающимся по полу мячиком;
3. установление доверительного эмоционального контакта между участниками занятия;
4. создание благоприятного эмоционального климата в группе
|
2.
| Включение в группу детей до 10 лет – на второй части занятия дети подключаются к родителям
| Общая длит-ть этапа
30 мин
| Гармонизация детско-родительских взаимоотношений
|
2.1.
| Продолжение упражнения «Я хочу и я делюсь»:дети заходят в помещение где проходит занятие, присоединяются к родителям и продолжают вместе с ними начатое упражнение.
| 5 мин
| 1. Знакомство участников группы друг с другом с помощью возможности поделиться своими позитивными эмоциональными желаниями;
2. включение животных-ассистентов в процесс общения с участниками путем привлечения внимания катающимся по полу мячиком;
3. установление доверительного эмоционального контакта между участниками занятия;
4. создание благоприятного эмоционального климата в группе
5. в детско-родительских парах - гармонизация детско-родительских взаимоотношений и включение детей в процесс общения с животными
|
2.2.
| Продолжение упражнения «Я хочу и я делюсь»:участники продолжают упражнение, но лежа на полу на животе
| 10 мин
| Изменение позы участников способствует:
1. созданию снятию эмоционального напряжения и созданию обстановки непринужденности путем мышечного расслабления;
2. эмоциональной включенности в процесс общения с животными-ассистентами, так как участники становятся на «один уровень» двигательной активности с животными-ассистентами (животные ходят по полу);
3. более активному включению в процесс животных-ассистентов, так как для них, люди, находящиеся на «одном с ними уровне» воспринимаются эмоционально ненапряженно, что способствует раскрепощенности в поведении животного – его большей коммуникабельности.
|
2.3.
| Участникам предлагается покормить лакомством животных-ассистентов
| 3 мин
| Налаживание контакта участников с животными-ассисентами
|
2.4.
| Участникам предлагается создать условия и понаблюдать за одной из поведенческих особенностей домашних лис, оставшихся им в наследство от диких предков – «охотой за мышами в снегу»:в распоряжении участников большое полотно, под которое они вначале по одному, а затем и все вместе могут просунуть руку и поскрести ею, создавая таким образом эффект скребущейся мыши. Слыша шебуршание лис заинтересовывается и начинает подпрыгивать над полотном ткани, имитируя прыжки в снег.
| 5 мин
| Данное упражнение имеет несколько задач:
1. через общение с нестандартным животным у детей гармонизируется эмоциональное состояние;
2. возможность участникам, в том числе детям с ОВЗ в безопасной обстановке пронаблюдать и расширить свой кругозор знаниями повадок и особенностей поведения лис и кошек;
3. Через необходимость внимательного и уважительного отношения к животному (правила поведения на анималотерапевтических занятиях проговаривается заранее, также участники либо их законные представители подписывают согласие на участие в анималотерапии) дети учатся концентрировать внимание, и находить пути решения оставленных задач – в контексте анималотерапии это умение таким образом вести себя, чтобы не испугать животное-ассистента, которое в случае испуга просто не будет подходить к ребенку;
4. Через общение с животными происходит психологическая поведения, которое может быть перенесено на общение с другими людьми
|
2.5.
| Подведение итогов:участников просят поделиться своим эмоциональным состоянием и впечатлениями от участия в занятии
| 2 мин
| Подведение итогов и самоанализ участниками собственного эмоционального состояния по итогам занятия
|
Е занятие
Примечание: родители детей с ОВЗ участвуют с самого начала занятия со своими детьми
Этап занятия / упражнение
| Название и описание этапа / упражнения
| Длит-ть
| Цель этапа занятия
|
1.
| Приветствие группы:прошу каждого участника рассказать о своем эмоциональном состоянии и ожиданиях от предстоящего занятия.
| 5 мин
| Установление эмоционально-доверительных взаимоотношений с участниками группы
|
2.
| Упражнение «Мельница»: участникам предлагается закрыть глаза, сделать несколько глубоких и медленных вдохов-выдохов, после чего сконцентрироваться на неприятных ощущениях в теле.
После этого участникам предлагается активно подвигать этим участком тела (попрыгать, потрясти, поразминать этот участок тела), представляя что каждое движение как поворот крыла мельницы дробит сгусток напряжения, накопившийся в мышцах.
| 10 мин
| Гармонизация эмоционального состояния с помощью снятия мышечных зажимов
|
3.
| Упражнения «Я хочу и я делюсь этим» в позе сидя на полу
| 5 мин
| 1. Знакомство участников группы друг с другом с помощью возможности поделиться своими позитивными эмоциональными желаниями;
2. включение животных-ассистентов в процесс общения с участниками путем привлечения внимания катающимся по полу мячиком;
3. установление доверительного эмоционального контакта между участниками занятия;
4. создание благоприятного эмоционального климата в группе
5. в детско-родительских парах - гармонизация детско-родительских взаимоотношений и включение детей в процесс общения с животными
|
4.
| Продолжение упражнения «Я хочу и я делюсь»:участники продолжают упражнение, но лежа на полу на животе
| 10 мин
| Изменение позы участников способствует:
1. созданию снятию эмоционального напряжения и созданию обстановки непринужденности путем мышечного расслабления;
2. эмоциональной включенности в процесс общения с животными-ассистентами, так как участники становятся на «один уровень» двигательной активности с животными-ассистентами (животные ходят по полу);
3. более активному включению в процесс животных-ассистентов, так как для них, люди, находящиеся на «одном с ними уровне» воспринимаются эмоционально ненапряженно, что способствует раскрепощенности в поведении животного – его большей коммуникабельности.
|
5.
| Участникам предлагается угостить животных-ассистентов лакомством
| 10 мин
| Налаживание контакта участников с животными-ассистентами.
Данное упражнение имеет несколько задач:
1. через общение с нестандартным животным у детей гармонизируется эмоциональное состояние;
2. возможность участникам, в том числе детям с ОВЗ в безопасной обстановке пронаблюдать и расширить свой кругозор знаниями повадок и особенностей поведения лис и кошек;
3. Через необходимость внимательного и уважительного отношения к животному (правила поведения на анималотерапевтических занятиях проговаривается заранее, также участники либо их законные представители подписывают согласие на участие в анималотерапии) дети учатся концентрировать внимание, и находить пути решения оставленных задач – в контексте анималотерапии это умение таким образом вести себя, чтобы не испугать животное-ассистента, которое в случае испуга просто не будет подходить к ребенку;
4. Через общение с животными происходит психологическая поведения, которое может быть перенесено на общение с другими людьми
|
6.
| Упражнение «рисунок на спине»:участники делятся на пары (родители в паре с детьми); один участник поворачивается к другому спиной, а второй водит пальцем по спине «рисуя» что-то. Задача того, по чьей спине «рисуют» угадать рисунок. Затем участники меняются
| 10 мин
| 1. В детско-родительской паре это упражнение способствует налаживанию детско-родительских взаимоотношений через тактильный контакт и настроенность обоих участников на понимание действий друг друга.
2. Проработка умения концентрировать внимание;
3. Развитие мелкой моторики и координации движений;
4.Тактильный контакт способствует снятию эмоционального напряжения
|
| Упражнение «мячики»:участникам предлагается рассредоточиться вдоль стен помещения, где проходит занятие, оставив таким образом посередине много свободного пространства и подталкивать разноцветные мячики, чтобы те катились в противоположную сторону, чтобы привлечь внимание животных-ассистентов и таким образом поиграть с ними.
| 5 мин
| Налаживание контакта участников с животными-ассистентами.
Данное упражнение имеет несколько задач:
1. через общение с нестандартным животным у детей гармонизируется эмоциональное состояние;
2. возможность участникам, в том числе детям с ОВЗ в безопасной обстановке пронаблюдать и расширить свой кругозор знаниями повадок и особенностей поведения лис и кошек;
3. Через необходимость внимательного и уважительного отношения к животному (правила поведения на анималотерапевтических занятиях проговаривается заранее, также участники либо их законные представители подписывают согласие на участие в анималотерапии) дети учатся концентрировать внимание, и находить пути решения оставленных задач – в контексте анималотерапии это умение таким образом вести себя, чтобы не испугать животное-ассистента, которое в случае испуга просто не будет подходить к ребенку;
4. Через общение с животными происходит психологическая поведения, которое может быть перенесено на общение с другими людьми
|
7.
| Подведение итогов:участников просят поделиться своим эмоциональным состоянием и впечатлениями от участия в занятии
| 5 мин
| Подведение итогов и самоанализ участниками собственного эмоционального состояния по итогам занятия
|
Е занятие
Этап занятия / упражнение
| Название и описание этапа / упражнения
| Длит-ть
| Цель этапа занятия
|
1.
| Приветствие группы:прошу каждого участника рассказать о своем эмоциональном состоянии и ожиданиях от предстоящего занятия.
| 5 мин
| Установление эмоционально-доверительных взаимоотношений с участниками группы
|
2.
| Упражнение «Мельница»: участникам предлагается закрыть глаза, сделать несколько глубоких и медленных вдохов-выдохов, после чего сконцентрироваться на неприятных ощущениях в теле.
После этого участникам предлагается активно подвигать этим участком тела (попрыгать, потрясти, поразминать этот участок тела), представляя что каждое движение как поворот крыла мельницы дробит сгусток напряжения, накопившийся в мышцах.
| 10 мин
| Гармонизация эмоционального состояния с помощью снятия мышечных зажимов
|
3.
| Упражнения «Я хочу и я делюсь этим» в позе сидя на полу
| 5 мин
| 1. Знакомство участников группы друг с другом с помощью возможности поделиться своими позитивными эмоциональными желаниями;
2. включение животных-ассистентов в процесс общения с участниками путем привлечения внимания катающимся по полу мячиком;
3. установление доверительного эмоционального контакта между участниками занятия;
4. создание благоприятного эмоционального климата в группе
5. в детско-родительских парах - гармонизация детско-родительских взаимоотношений и включение детей в процесс общения с животными
|
4.
| Упражнение «Кисточки»:участникам предлагается поделиться на пары (родители остаются в паре со своими детьми); каждой паре выдаются кисточки разной жесткости; один участник садится и закрывает глаза, раскрывая ладони, а второй водит кисточками разной жесткости по ладоням сидящего с закрытыми глазами. Участника, сидящего с закрытыми ладонями просят описывать свои ощущения – «приятно/неприятно» и почему
| 10 мин
| 1. В детско-родительской паре это упражнение способствует налаживанию детско-родительских взаимоотношений через тактильный контакт и настроенность обоих участников на понимание действий друг друга.
2. Проработка умения концентрировать внимание;
3. Развитие мелкой моторики и координации движений;
4.Тактильный контакт способствует снятию эмоционального напряжения
|
5.
| Участникам предлагается угостить животных-ассистентов лакомством
| 10 мин
| Налаживание контакта участников с животными-ассистентами.
Данное упражнение имеет несколько задач:
1. через общение с нестандартным животным у детей гармонизируется эмоциональное состояние;
2. возможность участникам, в том числе детям с ОВЗ в безопасной обстановке пронаблюдать и расширить свой кругозор знаниями повадок и особенностей поведения лис и кошек;
3. Через необходимость внимательного и уважительного отношения к животному (правила поведения на анималотерапевтических занятиях проговаривается заранее, также участники либо их законные представители подписывают согласие на участие в анималотерапии) дети учатся концентрировать внимание, и находить пути решения оставленных задач – в контексте анималотерапии это умение таким образом вести себя, чтобы не испугать животное-ассистента, которое в случае испуга просто не будет подходить к ребенку;
4. Через общение с животными происходит психологическая поведения, которое может быть перенесено на общение с другими людьми
|
6.
| Участникам предлагается игра с животными-ассистентами:игра с использованием лазерной указки
| 15 мин
|
7.
| Подведение итогов:участников просят поделиться своим эмоциональным состоянием и впечатлениями от участия в занятии
| 5 мин
| Подведение итогов и самоанализ участниками собственного эмоционального состояния по итогам занятия
|
Е занятие
Этап занятия / упражнение
| Название и описание этапа / упражнения
| Длит-ть
| Цель этапа занятия
|
1.
| Приветствие группы:прошу каждого участника рассказать о своем эмоциональном состоянии и ожиданиях от предстоящего занятия.
| 5 мин
| Установление эмоционально-доверительных взаимоотношений с участниками группы
|
2.
| Упражнение «Мельница»: участникам предлагается закрыть глаза, сделать несколько глубоких и медленных вдохов-выдохов, после чего сконцентрироваться на неприятных ощущениях в теле.
После этого участникам предлагается активно подвигать этим участком тела (попрыгать, потрясти, поразминать этот участок тела), представляя что каждое движение как поворот крыла мельницы дробит сгусток напряжения, накопившийся в мышцах.
| 10 мин
| Гармонизация эмоционального состояния с помощью снятия мышечных зажимов
|
3.
| Упражнения «Я хочу и я делюсь этим» в позе сидя на полу
| 5 мин
| 1. Знакомство участников группы друг с другом с помощью возможности поделиться своими позитивными эмоциональными желаниями;
2. включение животных-ассистентов в процесс общения с участниками путем привлечения внимания катающимся по полу мячиком;
3. установление доверительного эмоционального контакта между участниками занятия;
4. создание благоприятного эмоционального климата в группе
5. в детско-родительских парах - гармонизация детско-родительских взаимоотношений и включение детей в процесс общения с животными
|
4.
| Упражнение «авторисунок»:участникам предлагается разбиться на группы (родители остаются в паре со своими детьми). Затем один участник закрывает глаза, расслабляя кисть руки, а другой берет руку первого и «рисует» ею. Задачей того, чьей рукой рисуют является понять, что было нарисовано. Затем участники меняются.
| 10 мин
| 1. В детско-родительской паре это упражнение способствует налаживанию детско-родительских взаимоотношений через тактильный контакт и настроенность обоих участников на понимание действий друг друга.
2. Проработка умения концентрировать внимание;
3. Развитие мелкой моторики и координации движений;
4.Тактильный контакт способствует снятию эмоционального напряжения
|
5.
| Участникам предлагается угостить животных-ассистентов лакомством
| 10 мин
| Налаживание контакта участников с животными-ассистентами.
Данное упражнение имеет несколько задач:
1. через общение с нестандартным животным у детей гармонизируется эмоциональное состояние;
2. возможность участникам, в том числе детям с ОВЗ в безопасной обстановке пронаблюдать и расширить свой кругозор знаниями повадок и особенностей поведения лис и кошек;
3. Через необходимость внимательного и уважительного отношения к животному (правила поведения на анималотерапевтических занятиях проговаривается заранее, также участники либо их законные представители подписывают согласие на участие в анималотерапии) дети учатся концентрировать внимание, и находить пути решения оставленных задач – в контексте анималотерапии это умение таким образом вести себя, чтобы не испугать животное-ассистента, которое в случае испуга просто не будет подходить к ребенку;
4. Через общение с животными происходит психологическая поведения, которое может быть перенесено на общение с другими людьми
|
6.
| Участникам предлагается игра с животными-ассистентами:игра на выбор участников
| 15 мин
|
7.
| Подведение итогов:участников просят поделиться своим эмоциональным состоянием и впечатлениями от участия в занятии
| 5 мин
| Подведение итогов и самоанализ участниками собственного эмоционального состояния по итогам занятия
|
Е занятие
Этап занятия / упражнение
| Название и описание этапа / упражнения
| Длит-ть
| Цель этапа занятия
|
1.
| Приветствие группы:прошу каждого участника рассказать о своем эмоциональном состоянии и ожиданиях от предстоящего занятия.
| 5 мин
| Установление эмоционально-доверительных взаимоотношений с участниками группы
|
2.
| Упражнение «Мельница»: участникам предлагается закрыть глаза, сделать несколько глубоких и медленных вдохов-выдохов, после чего сконцентрироваться на неприятных ощущениях в теле.
После этого участникам предлагается активно подвигать этим участком тела (попрыгать, потрясти, поразминать этот участок тела), представляя что каждое движение как поворот крыла мельницы дробит сгусток напряжения, накопившийся в мышцах.
| 10 мин
| Гармонизация эмоционального состояния с помощью снятия мышечных зажимов
|
3.
| Упражнения «Я хочу и я делюсь этим» в позе сидя на полу
| 5 мин
| 1. Знакомство участников группы друг с другом с помощью возможности поделиться своими позитивными эмоциональными желаниями;
2. включение животных-ассистентов в процесс общения с участниками путем привлечения внимания катающимся по полу мячиком;
3. установление доверительного эмоционального контакта между участниками занятия;
4. создание благоприятного эмоционального климата в группе
5. в детско-родительских парах - гармонизация детско-родительских взаимоотношений и включение детей в процесс общения с животными
|
| Участникам предлагается угостить животных-ассистентов лакомством
| 15 мин
| Налаживание контакта участников с животными-ассистентами.
Данное упражнение имеет несколько задач:
1. через общение с нестандартным животным у детей гармонизируется эмоциональное состояние;
2. возможность участникам, в том числе детям с ОВЗ в безопасной обстановке пронаблюдать и расширить свой кругозор знаниями повадок и особенностей поведения лис и кошек;
3. Через необходимость внимательного и уважительного отношения к животному (правила поведения на анималотерапевтических занятиях проговаривается заранее, также участники либо их законные представители подписывают согласие на участие в анималотерапии) дети учатся концентрировать внимание, и находить пути решения оставленных задач – в контексте анималотерапии это умение таким образом вести себя, чтобы не испугать животное-ассистента, которое в случае испуга просто не будет подходить к ребенку;
4. Через общение с животными происходит психологическая поведения, которое может быть перенесено на общение с другими людьми
|
| Участникам предлагается игра с животными-ассистентами:игра на выбор участников
| 20 мин
|
| Подведение итогов:участников просят поделиться своим эмоциональным состоянием и впечатлениями от участия в занятии
| 5 мин
| Подведение итогов и самоанализ участниками собственного эмоционального состояния по итогам занятия
|
Дата: 29.04.2018