Задания, направленные на формирование у учащихся умения определять звуковую окраску текста
4.1. Прочитай стихотворение. Какие картины возникают у тебя при чтении стихотворения? Отметь слова, которые следует прочитать с грустью. А.А. Фет «Ласточки пропали» Ласточки пропали, А вчера зарей Всё грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой. С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно. Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят. Выйдешь - поневоле Тяжело - хоть плачь! Смотришь - через поле Перекати-поле Прыгает, как мяч. 4.2. Подумай, как прочитать стихотворение – плавно, напевно, грустно или быстро, бодро. Почему ты так думаешь? Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной» Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера: Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё - простор везде, Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь - И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле... 4.3. Определи настроение, которое передает стихотворение «Мама, глянь-ка из окошка…»А.А. Фета.
4.4. Прочитай стихотворение «Весенние воды» Ф.Тютчева. Выдели места, которые следует читать: весело, радостно, а какие спокойно и грустно. Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят... Они гласят во все концы: "Весна идет, весна идет, Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед! Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!.." 1.5. «Ну, уж и денек был!» Прочитай предложение, написанное на доске, с двумя разными намерениями: а) Вы хотите сказать, что день был очень хороший: стояла теплая погода, весь день светило солнце, вы отдыхали на берегу озера, купались, ловили рыбу. б) Вы хотите сказать, что день был плохой; все время шел дождь, было слякотно, вы не выходили из палаток. «Скука!» Кое-как дождались автобуса и к вечеру уехали домой. «Зря приезжали на озеро». «Уж наступила осень». Прочитай это предложение с двумя различными намерениями. а) Вы радуетесь тому, что наступила осень (нет жары и зноя; в лесу стало красиво: стоят золотые березы и багряные осины; вы пришли в школу, встретились с товарищами, с которыми не виделись целое лето). б) Вы не рады осени (улетели птицы, вода в речке стала холодная, нельзя купаться, дни стоят пасмурные.
5. Задания, направленные на формирование у учащихся умения варьировать громкость голоса в соответствии с содержанием произведения 5.1. Прочитай стихотворение в соответствии с пометками о скорости и громкости чтения и определи, верно ли расставлены пометки. И.З. Суриков «Деревня» Вот моя деревня,(средняя) Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках По горе крутой; Вот свернули санки,(громче) И я на бок — хлоп! Кубарем качуся Под гору, в сугроб. И друзья-мальчишки,(Тише) Стоя надо мной, Весело хохочут Над моей бедой. Всё лицо и руки(совсем тихо) Залепил мне снег... Мне в сугробе горе, А ребятам смех! 5.2. Прочитай стихотворение тихо, повествовательно, а затем бодро, весело. Как лучше? Прочитай еще раз А.А. Фет «Я пришел к тебе с приветом» Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь - но только песня зреет. 5.3. Прочитай стихотворение. Каким голосом - тихо или громко - нужно читать? Почему? Нужно ли читать быстро? Или не спеша? А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой» Зреет рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы. Робко месяц смотрит в очи, Изумлен, что день не минул, Но широко в область ночи День объятия раскинул. Над безбрежной жатвой хлеба Меж заката и востока Лишь на миг смежает небо Огнедышащее око. 5.4. Подготовься к выразительному чтению стихотворения. Перечитай стихи, прислушайся к их звучанию. Чувствуешь ли ты их музыкальность? Какую музыку (печальную, грустную, протяжную) ты смог бы подобрать к стихам? А.Н. Майков «Колыбельная песня» Спи, дитя моё, усни! Сладкий сон к себе мани: В няньки я тебе взяла Ветер, солнце и орла. Улетел орел домой, Солнце скрылось за горой, Ветер, после трех ночей, Мчится к матери своей. Ветра спрашивает мать: «Где изволил пропадать? Али звёзды воевал? Али волны все гонял?» «Не гонял я волн морских, Звезд не трогал золотых, Я дитя оберегал, Колыбелечку качал!» 5.5. Представь, что ты в пещере. Теперь прочитай строчку стихотворения, при этом каждое слово отдается под сводами пещеры. Нужно попробовать воспроизвести «звуки», «слова» в пещере, уходя все дальше и дальше. Ф.И. Тютчев «Листья» Пусть сосны и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись, спят. Их тощая зелень, Как иглы ежа, Хоть ввек не желтеет, Но ввек не свежа. Мы ж, легкое племя, Цветем и блестим И краткое время На сучьях гостим. Все красное лето Мы были в красе, Играли с лучами, Купались в росе!.. Педагогические условия реализации проекта «Сборник заданий к лирическим произведениям о природе, способствующих формированию навыка выразительного чтения у учащихся 2 класса на уроках литературного чтения» Тема дипломного проекта: «Сборник заданий к лирическим произведениям о природе, способствующих формированию навыка выразительного чтения у учащихся 2 класса на уроках литературного чтения.» Актуальность исследуемой темы можно обосновать следующим. Специальные обследования детей, проведенные в разные годы Т. Завадской, Л. Горбушиной, З. Агейкиной, М. Омороковой, свидетельствует о том, что от 30 до 40 % учащихся не владеют выразительным чтением. Это проявляется в монотонности чтения, неумении общаться со слушателями, почти полном отсутствии мимики. Учащиеся ошибаются в расстановке пауз или вообще их игнорируют, большое количество ошибок падает на определение логических центров. Техническое несовершенство в использовании интонации является внешним показателем отсутствия более глубинных процессов, которые связаны с проникновением в смысл произведения. С одной стороны, умение выразительно читать востребовано и обществом и личностью, а с другой стороны, результат школьного обучения показывает, что формирование навыка выразительного чтения находится на не достаточном уровне, о чем свидетельствуют исследования Т. Завадской, Л. Горбушиной, З. Агейкиной, М. Омороковой. С одной стороны, в методической науке вопрос о теории формирования выразительного чтения разработан достаточно, но с другой стороны, практически отсутствует технологическая разработка процесса формирования навыка выразительного чтения. Проблема данного проекта связана с выбором средства, способствующего формированию навыка выразительного чтения у учащихся 2 класса через применение заданий к лирическим произведениям о природе на уроках литературного чтения. Идея пробации заключается в том, что выразительное чтение является эффективным и доступным средством развития воображения и речи, нравственных и социальных чувств учащихся, воспитания у них художественного вкуса, формирования умений творческой работы. Таким образом, выразительность чтения – это неотъемлемая часть навыка чтения и устной речи учащихся. Замысел пробации заключается в том, что в процессе преддипломной практики навык выразительного чтения будет формироваться у учащихся 2 класса через использование на уроке литературного чтения заданий из сборника. Объект исследования был определен, как процесс формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2 класса на уроках литературного чтения. Предмет пробации данного исследования был определен тем, что в процессе работы над проектом были выявлены следующие признаки выразительного чтения (по М. Омороковой): 1) хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп; 2) умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора; 3) умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужную эмоциональную окраску; 4) умение раскрывать характерные особенности образов, картин, изображенных в нем; 5) умение показывать отношение автора к событиям, к поступкам героев. Таким образом, были выявлены основные компоненты интонации – логическое ударение, логические и психологические паузы, повышение и понижение тона голоса, темп, тембр, эмоциональная окраска. В связи с этим предлагаемые задания разделены на 5 блоков. 1. Задания, направленные на формирование у учащихся умений в выборе темпа, ритма речи в соответствии с содержанием произведения 2. Задания, направленные на формирование у учащихся умения правильно ставить при чтении произведения логическое ударение 3. Задания, направленные на формирование у учащихся умения понижать и повышать тон голоса (мелодику) в соответствии с содержанием произведения 4. Задания, направленные на формирование у учащихся умения определять звуковую окраску текста 5. Задания, направленные на формирование у учащихся умения варьировать громкость голоса в соответствии с содержанием произведения. Педагогическая цель: формирование у учащихся 2 класса навыка выразительного чтения через применение заданий для изучения пейзажной лирики поэтов XIX века на уроках литературного чтения. Цель эксперимента: доказать действенность подобранных заданий способствующих формированию навыка выразительного чтения у учащихся 2 класса на уроках литературного чтения при изучении лирических произведений о природе поэтов XIX века. Задачи. 1. Подбор и обоснование диагностического инструментария, который позволяет выявить уровень сформированности навыка выразительного чтения у учащихся 2 класса. 2. Проведение диагностики по выявлению уровня сформированности у учащихся 2 класса навыка выразительного чтения. 3. Отбор содержания и последовательности проведения заданий, способствующих формированию навыка выразительного чтения у учащихся 2 класса и их реализация. 4. Проведение повторной диагностики по выявлению уровня сформированности навыка выразительного чтения, на основе сопоставления анализа результатов двух контрольных диагностических замеров сделать вывод о действенности заданий способствующих формированию навыка выразительного чтения. Гипотеза проекта была сформулирована следующим образом: Навык выразительного чтения будет сформирован у учащихся 2 класса при выполнении следующих условий -проведение «пятиминуток» выразительного чтения на каждом уроке литературного чтения в течение преддипломной практики; -систематичное проведение заданий, направленных на развитие каждого компонента выразительного чтения; -активное включение детей в проведении упражнений, направленных на формирование навыка выразительного чтения. Для проверки состоятельности гипотезы необходимо подобрать и реализовать методы и методики, целью которых будет выявление уровня сформированности навыка выразительного чтения у учащихся 2 класса на уроках литературного чтения. В качестве средства оценивания результатов действенности «Сборника заданий для лирических произведений о природе, способствующих формированию навыка выразительного чтения у учащихся 2 класса на уроках литературного чтения», выбран метод наблюдения. При использовании данного метода необходимо учитывать его особенности. Наблюдение (в психологии) - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни. Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Необходимо чтобы наблюдение проводил не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений). Процедура разработки карты наблюдения: - разработка карты наблюдения (формируем исследовательские задачи; описание объекта наблюдения – точно описывается; характеризуются единицы наблюдения (ораторы, организаторы- участники, за которыми наблюдают). Выдвигаются гипотезы - построение эмпирической модели наблюдения (тематика, численность – конкретные показатели, которые мы будем наблюдать – это категории наблюдения – обозначение элементов наблюдаемых событий, которых будет регистрировать наблюдатель). Наблюдатель может регистрировать наличие или отсутствие категории (возраст: пожилой, средний, молодой) (Вопросы и варианты ответов на вопросы – могут быть закрытыми – конечное значение кодов, открытыми - например тематика митинга) Категории могут измеряться с точки зрения интенсивности их проявления (порядковая шкала). При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования: 1. Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения. 2. Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления. 3. Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими. 4. Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности - систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях. Преимущества метода наблюдения · Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения. · Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д. · Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов. · Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения · Оперативность получения информации · Относительная дешевизна метода Недостатки метода наблюдения · Отхождение от цели наблюдения (Получение фактов несоответствующих целям исследования) · Прошлый опыт исследования влияет на последующие факты наблюдения Из этого следует, что необходимо тщательно подойти к проведению метода. На основе этих особенностей была создана карта наблюдения по пяти показателям, составленным на основе исследований М.Омороковой: 1) темп, ритм речи выбраны в соответствии с содержанием произведения; 2) логическое ударение поставлено в соответствии с содержанием; 3) тон голоса (мелодику) понижается и повышается в соответствии с содержанием произведения; 4) звуковая окраска текста определена в соответствии с содержанием произведения; 5) громкость голоса варьируется в соответствии с содержанием произведения. Данные показатели составлены на основе исследования навыка выразительного чтения у учащихся начальных классов М. Омороковой, следовательно, данная карта наблюдения соответствует возрасту учащихся. Данные показатели будут оцениваться следующим образом: 0-показатель не проявляется, 1-показатель проявляется на низком уровне, 2-показатель проявляется на высоком уровне. После проведения диагностики высчитывается средний балл, по которому можно судить об уровне сформированности навыка выразительного чтения у учащихся 2 класса: 10-7,5 – оптимальный уровень; 7,5-5 – достаточный уровень; 5-2,5 – критический уровень; 2,5-0 – недопустимый уровень. Диагностику предполагается проводить на первом и последнем уроке литературного чтения. На первом уроке – для определения проблемного поля учащихся, за которыми будет проводиться текущее наблюдение, а на последнем – для того, чтобы определить уровень сформированности навыка выразительного чтения после реализации сборника и на основе анализа двух диагностик будет выявлена действенность разработанного сборника. Первичная диагностика будет проводиться учителем начальных классов, закрепленным за этим классов на основе его опыта работы с данной учебной группой. Текущее наблюдение будет осуществляться исследователем по завершению каждого занятия литературного чтения, на котором были использованы задания из сборника. Итоговая диагностика будет проводиться исследователем, учителем 2-а класса и независимым наблюдателем. Для подтверждения действенности проекта возникает необходимость создания контрольной и экспериментальной группы. Обе группы будут примерно равные по численности, возрасту, гендерным особенностям. Первичный и итоговый контроль будет проводиться на обеих группах, а реализация проекта будет осуществлена только в экспериментальной группе. Этапы пробации: Первый этап - педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем (сборника заданий), процессов или ситуаций и основных путей их достижения. В рамках первого этапа осуществлен анализ психолого–педагогической и методической литературы по проблеме формирования навыка выразительного чтения у младших школьников, рассмотрены педагогические условия. Второй этап – педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение её до уровня практического использования. Переработка заданий согласно возрасту учащихся. Третий этап - педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками образовательного процесса. Данный этап предполагает пробацию заданий, направленных на формирование выразительного чтения младших школьников во 2 классе на уроках литературного чтения. Состав участников эксперимента: · Исследователь: Непомилуева Татьяна Сергеевна, студентка 51-а группы ГБОУ СПО «Камышловский педагогический колледж»; · Учащиеся 2-а класса МБОУ ПГО «Пышминской СОШ»; · руководитель проекта, преподаватель филологических дисциплин Виноградова Клара Яковлевна; · учитель начальных классов МБОУ ПГО «Пышминской СОШ» Овсянникова Ирина Сергеевна. Исследование будет проводиться в течении 6 недель (с 6.02 по 16.03) в Свердловской области, р.п. Пышме, на базе МБОУ ПГО «Пышминской СОШ». Первичная диагностика экспериментальной группы по выявлению уровня сформированности навыка выразительного чтения у учащихся 2 класса показала следующие результаты: 17 % учащихся имеют оптимальный уровень сформированности навыка выразительного чтения, 38% - достаточный уровень, 3,5 % учащихся имели критический уровень и 41,5 % учащихся показали недопустимый уровень сформированности навыка выразительного чтения. Средний показатель по классу находился на критическом уровне (3,7 б.). Первичная диагностика контрольной группы показала следующие результаты: 64% учащихся показали оптимальный уровень сформированности навыка выразительного чтения, 36% учащихся имеют достаточный уровень, учащихся с критическим и недопустимым уровнем не было обнаружено. Средний показатель по классу находился на оптимальном уровне и составил 7, 9 балла. После реализации проекта, проведения на каждом уроке литературного чтения «пятиминуток выразительного чтения» в экспериментальной группе, была проведена вторичная диагностика, которая показала следующие результаты: 17 % учащихся имеют оптимальный уровень сформированности навыка выразительного чтения, 38% - достаточный уровень, 10 % учащихся имели критический уровень и 35% учащихся показали недопустимый уровень сформированности навыка выразительного чтения. Средний показатель по классу увеличился и составил 4,7 балла, что свидетельствует о критическом уровне сформированности навыка выразительного чтения, но приближенном к допустимому уровню. Вторичная диагностика контрольной группы показала следующие результаты: 64% учащихся имеют оптимальный уровень, 36% учащихся имеют достаточный уровень сформированности навыка выразительного чтения, то есть результаты не изменились, но средний показатель повысился и составил 8 баллов.
Список литературы 1. Адамович, Е.А. Чтение в начальных классах: учебное пособие/Е.А. Адамович, В.И. Яковлева. – М.: Просвещение, 1967. – 264 с. 2. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика/Л.И. Аксенова. – М.: Академия, 2001. – 278 с. 3. Алексеева, О.В. Детская литература: учеб.пособие /О.В.Алексеева, Е.П. Брандис, Е.Е. Зубарева и др.; под ред. А.В. Терновского. – М.: Просвещение, 1977. – 432 с. 4. Аникин, В.П. Детская литература: учеб.пособие/ В.П. Аникин, В.В. Агеносов, Э.З. Ганкина. –3-е изд. – М.: Просвещение, 1989. – 399 с. 5. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям/С.Я. Батышев. – М.: Профессиональное образование, 1999. – 904 с. 6. Батышев, С.Я. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / С.Я. Батышев. - М.: АПО, 1999. – 488 с. 7. Безрукова, В. С. Педагогика: учебное пособие для инж./ В.С. Безрукова, Екатеринбургский областной институт развития регионального образования. – Екатеринбург. 8. Буяльский, Б. А. Искусство выразительного чтения: Книга для учителя./Б.А. Буяльский. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 245 с. 9. Выдержки из книги "Современные образовательные технологии" Селевко Г.К., http://matrix.e-publish.ru/ 10. Гаврисенко, Н.В. Обучение младших школьников выразительности устной речи/Н.В. Гаврисенко//Начальная школа. – 2008, № 2. – с. 14-17 11. Гаркунова, И.Л. Обучение чтению младших школьников/ И.Л. Гаркунова. – М.: Просвещение, 1981. – 143 с. 12. Горбушина, Л.А. Выразительное чтение и рассказывание: учебное пособие для учащихся школьных пед. училищ/Л.А. Горбушина. – М.: Просвещение, 1975. – 144 с. 13. Игнатьева, П.В. Программно методические материалы. Чтение. Нач. школа/П.В. Игнатьева – М.: Дрофа, 1999 г. – 168 с. 14. Ильенко, Н.М. Овладение ритмико интонационной выразительностью речи/Н.М. Ильенко//Начальная школа. – 2006, №11. – с.73-77 15. Калашникова, С.Г. Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе/ С.Г. Калашникова. – Омск: ОмГУ, 2004. – 22 с. 16. Касьянова, З.А. Формирование навыков выразительного чтения в период обучения грамоте/З.А. Касьянова//Начальная школа. – М.: Начальная школа, 2010, № 4. – с. 11-14 17. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М.: Просвещение, 1989 г. – 287 с. 18. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: Учеб.пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. – М.: Академия, 2005. – 288 с. 19. Кубасова, О.В. Выразительное чтение: Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ О.В. Кубасова. – М.: Дело, 2001. – 144 с. 20. Львов, М.Р. Словарь справочник по методике преподавания русского языка: пособие для студентов пед. Вузов и колледжей/ М.Р. Львов. – М.: Академия, 1999. – 272 с. 21. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб.заведений/ М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: Академия, 2000. – 472 с. 22. Найденов, Б.С. Методика выразительного чтения: учебное пособие/Б.С. Найденов, Л. Ю. Коренюк, Р.Р. Майман, Н.М. Соловьева, Т.Ф. Завадская. – М.: Просвещение, 1977. – 176 с. 23. Николаев, В.В. Педтехнологии, методика и дидактическое обеспечение. Учебно-методическое пособие. Часть 1./ В.В. Николаев. – М.: Академия, 2000. – 17 с. 24. Оморокова, М.И. Преодоление трудностей/ М.И. Оморокова, И.А. Раппорт, И.З. Постоловский. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с. 25. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников/М.И. Оморокова. – М.: Просвещение, 1997. – 156 с. 26. Полякова, Т.Н. Работа над выразительностью речи как метод обучения творческому чтению/ Т.Н. Полякова//Начальная школа. – М.: Начальная школа. – 2009, №12. – с. 21-25 27. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учебник/И.П. Подласый. – М.: Владос, 1998. – 405 с/ 28. Путилова, Е.О. Детская литература: учебник / Е.О. Путилова, А.В. Денисова, И.Л. Днепрова и др.; под ред. Е.О. Путиловой. – М.: Академия, 2008. – 384 с. 29. Региональный (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области. – Екб: Центр «учебная книга», 2005. – 64 с. 30. Устьянцева, Л.Д. Основы исследовательской деятельности/Л.Д. Устьянцева. – Екб, 2004. – 204 с. 31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 32. http://www.lit-studia.ru/articles/24.html Литературная студия Источников мало
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (722)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |