С5.Как соотносятся мотивы мгновения и вечности в поэзии А.А. Фета?
Поэзия Фета наполнена «сладкими» звуками, которые передаю! красоту и гармонию окружающего мира: «Прозвучало над ясной рекою, / Прозвенело в померкшем лугу...». Недаром многие отмечали особую музыкальность его лирики, в которой звуки музыки тоже составляющие вечности. Все это и есть те «прекрасные мгновенья», из которых она складывается. А потому у Фета мотив мгновения не только не противостоит вечности, а становится ее органической частью. Ведь выразить всю полноту мироздания возможно, лишь научившись улавливать ее в каждом миге жизни. Так устроена и сама природа, и Фет призывает нас: «Учись у них — у дуба, у березы...». Но как «остановить мгновенье» и в словах выразить «невыразимое»? Русская поэзия билась над этой загадкой еще со времен Жуковского, но, пожалуй, именно Фету, «певцу мгновенья», удалось вплотную приблизиться к ее решению. Подобно художникам-импрессионистам, он не столько передает точную картину, сколько свои впечатления, мимолетные ощущения, «мгновенные снимки памяти», складывающиеся в цельный и психологически достоверный поэтический образ. Например, в строке из стихотворения «Вечер»: «Прокатилось над рощей немою...» — эпитет «немою» передает не качество самой рощи, а то впечатление, которое производит на поэта особое состояние природы, когда вечером, перед наступлением ночи, в лесах умолкают голоса птиц, зверей, и кажется, что вся природа замерла. На таких же ассоциативных связях «мгновенных снимков» впечатлений, чувств, звуков построены, по сути, все стихотворения поэта, и в их числе «самое фетовское» — «Шепот, робкое дыханье...». В нем отблески, тени, колыханья природы становятся в один ряд «волшебных изменений милого лица», которое, в свою очередь, начинает восприниматься как одна из теней ночи, на смену которой идет заря. И сама любовь оказывается той вечностью, «чудные мгновенья» которой волшебная сила поэзии способна запечатлеть и подарить нам. Так возникает искусство, в котором вечность и мгновение сплетаются в нерасторжимое единство. И мне кажется, что именно о таком художнике, как Фет, были сказаны прекрасные слова Пастернака: «Ты — вечности заложник, у времени в плену». Стихотворение А. Фета "Это утро, радость эта..." (восприятие, истолкование оценка) Трудно переоценить значение лирических произведений Афанасия Фета. Самые светлые и искренние чувства вызывают его стихотворения, в них мы находим разгадку своим ощущениям, порой смутным и неясным. Наш внутренний мир обогощается светлыми и яркими красками. Природа, любовь, жажда жизни - вот основные темы, проходящие через всё его творчество, ставшее образцом пейзажной и интимной лирики не только для поэтов, но и для писателей. Чтобы глубже постичь собственную жизнь, автор призывает жить в гармонии с природой, постоянно постигать этот огромный мир. В природе он видит источник жизненных сил: ... нам дорога свобода, И буйствует не разум в нас, а кровь, В нас вопиет всесильная природа, И прославлять мы будем век любовь. Читая стихи А. Фета, обнаруживаешь, что можно выразить свой внутренний мир не просто словами, а звуками, интонацией, синтаксическим строем предложения. Это утро, радость эта, Эта мошь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птици... Все образы объединены, связаны указательным местоимением "это" в разных формах. Каждая строка начинается с него. По количеству строк - 18 раз! И еще шесть - в середине строк. Предложения читаются без длительных пауз, без интонации конца в строчках и строфах, на одном дыхании, ведь всё стихотворение - одно длинное предложение, в нем нет глаголов. ... Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли-эти слезы, Этот пух - не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист... Кажется, что строчки мелькают, словно кадры в кино, и несут они какое-то напористое, бурное чувство радости. Слово "радость" и является ключиком к стихотворению. Повтором местоимения в начале каждой строки, анафорой, создается радостное весеннее настроение. Именно повторы делают стихотворение энергичным, радостно-напряженным. Если убрать местоимения в начале строк, то картина совершенно меняется по настроению, теперь стихотворение можно прочесть с совершенно спокойной интонацией, видится томное лето в разгаре. Даже в местоимении можно увидеть какое-то определение: либо это радость торжествующего утра, либо жизнеутверждающая мощь дня. Свод не просто синий, а лазурный, нежно-голубой или ярко-синий, у каждого читателя он свой. Говор вод шумный и торопливый, а может, размеренно журчащий. "Эти капли - эти слезы, Этот пух - не лист": эти капли можно сравнить со слезами, а может быть, это капли росы или сок раненой березы. Сравнение несет уже элемент тихой грусти или какого-то другого чувства, тихого, щемящего. Почему же "пух - не лист"? Скорее всего, это вербные почки, появляющиеся раньше листвы. От перечисления явлений природы Фет переходит к перечислению собыий человеческого бытия: "вздох ночной селенья", "ночь без сна", "мгла и жар постели", а затем вновь обращается к миру природы - "это дробь и эти трели" и завершает - "это все-весна". Читая это произведение, погружаешься в водоворот пробуждения природы. Кажется, что стихотворение охватило один миг, одно мнговение, а на самом деле и утро, и день, и ночь. В своих стихах Афанасий Фет говорит душой. И эта душа живет и помогает жить, она говорит и воспламеняет, волнуется и заставляет волноваться, дает возможность дышать и петь: Поделись живыми снами, Говори душе моей; Что не выскажешь словами, - Звуком на душу навей.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1423)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |