Классификация методов на основе структуры личности
Как легко заметить, оба классификатора во многом совпадают. Но есть и разница. Словесные и наглядные методы объединяются в группу методов формирования сознания, и появляется новая группа методов формирования чувств, т. е. стимулирования. Сюда входят методы, которые в начальном делении не самостоятельны, а входят во все три группы. Коротко о втором классификаторе. Методы формирования сознания учащихся предназначены для того, чтобы передавать информацию от педагога к учащемуся и обратно. Сознание как знание и понимание — это основа мировоззрения, поведения, отношений, это интеллектуальная база профессиональной деятельности. Чем богаче, полнее, глубже, объективнее и вариативнее полученная информация, т. е. опыт поколений, тем профессиональнее начинает действовать будущий рабочий, тем интенсивнее идет его общее развитие. В системе подготовки, рабочих из этой группы методов наиболее распространены беседа, инструктаж, рассказ, показ, объяснение. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Например, инструктаж (инструктирование). В него входят приемы: рассматривание чертежей, передача алгоритмических правил, изложение требований, показ и т. д. Этими приемами пользуется мастер производственного обучения. Учащийся при этом использует простейшие приемы наблюдение, запоминание, сравнение, мысленное повторение, зарисовывание и др. С помощью инструктирования ноль >я дать сложного научного знания, практически невозможно сформировать творческое отношение к работе, нельзя проконтролировать знания и умения. Но можно дать установку, определить последовательность действий, показать образец, предостеречь от ошибок. Так можно рассмотреть каждый метод и обнаружить, что любой из них имеет определенные возможности, свою зону влияния. Методы формирования поведения и деятельности — это практические методы. Человек — субъект деятельности, в том числе и познавательной. Поэтому в процессе познания он не только созерцатель, но и деятель. К методам формирования поведения относятся: включение в деятельность, игра, опора на опыт, поручение, требование, ритуал, принуждение, самоуправление, самообслуживание, соревнование, состязание, тренировка, упражнение и др. Данные методы используются непосредственно для формирования поведения, но косвенно они влияют и на формирование сознания человека. Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. Стимулировать — значит побуждать, помогать наполнять смыслами, улучшать качество познавательной и трудовой деятельности, создавать для нее благоприятные в том числе и нравственные условия. В педагогической практике ПТУ это крайне необходимая мера, т. к. многим учащимся трудно учиться, некоторые не приучены трудиться, часть ребят не понимают полезности и необходимости учения и труда. К таким стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, создание ситуаций успеха, опора на положительное в человеке, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др. Методы формирования чувств, т. е. стимулирующие методы, тоже складываются из приемов. Рассмотрим хотя бы такой простой метод поощрения, как одобрение словом. Чтобы его использовать, надо понаблюдать за учащимся, выделить положительные моменты в его деятельности, привлечь его внимание к себе, улыбнуться, ласково прикоснуться к нему, продумать слова, произнести их в нужный момент, оценить реакцию учащегося, применить одобрение и т. д. Остановимся кратко на характеристике такого метода стимулирования, как контроль. Методы контроля — это способы проверки успешности познавательной, трудовой и других видов деятельности учащихся, а также проверки эффективности используемых методов. Методы контроля познавательной и производственной деятельности несколько различны. Методы контроля познавательной деятельности — это устный опрос (индивидуальный, фронтальный), проверка тетрадей, самостоятельная (контрольная) работа, лабораторный контроль зачет, экзамен и др. С их помощью, как правило, выявляется уровень обученности учащихся. Методы контроля трудовой деятельности — это контроль мерительными приборами, контроль посредством практического применения (изготовленной детали, отремонтированного станка), а также создание отдела технического контроля и т. д. Есть методы контроля результатов внеучебной воспитательной деятельности: метод экспертных оценок, общественное мнение, анкетный опрос, беседа, методы диагностики уровня воспитанности учащихся н т. д. Наконец, методы подразделяются по тому, какие возможности они предоставляют учащимся для их самостоятельной деятельности (т. е. по продуктивности). Так, выделяются пять групп методов: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично поисковые и исследовательские (таблица 15). Это менее распространенный классификатор. Таблица 15
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (348)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |