Практика денежно-кредитного регулирования в странах ЕС, РФ.
На долю ЕС сегодня приходится более 40% экспорта России, более 25% иностранных инвестиций в нашу страну и почти 70% ее внешнего долга. Практически во всех странах ЕС кредитные институты имеют возможность рефинансирования непосредственно в НБ (как под залог ценных бумаг, так и без залога). Исключение – Италия и Португалия. Изменение учетной ставки влечет за собой изменение условий не только на денежном рынке, но и на рынке ценных бумаг. Самая низкая ставка % в Японии. Последний раз Банк Японии снизил учетную ставку в декабре 2008г. с 0,3% до 0,1% годовых. В 2011г. УЦБ дважды поднимал учетную ставку - в апреле и июле (по 0,25%) из-за инфляции, к-ая вышла за пределы установленного для стран Евросоюза целевого ориентира в 2%. Однако в последнее время на первый план вышли опасения резкого замедления экон-го роста в еврозоне. 5 октября 2011г. МВФ призвал ЕЦБ понизить ставку рефинансирования, если риски для эк-го роста не ослабнут. ЦБ могут устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. Исходя из направления ДКП и минимальные и максимальные границы прироста ден. массы на контрольный срок (таргетирование – эк-ая. налоговая и ДКП гос-ва по целевому направлению основными хоз-ми показателями). Селективные методы: прямые количественные ограничения – установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение отдельных банковских операций; ограничение на проведение валютных операций. Цель ДКП ЦБ РФ – снижение инфляции. Банк России ежегодно определяет в качестве ориентиров ДКП среднегодовой темп инфляции и годовой прирост ден. массы. Осуществляется путем регулирования ликвидности банковской системы и контроля за ростом ден. массы. Осн-ые инструменты: - %-ые ставки по операциям; - нормативы обязательных резервов; - операции на открытом рынке; - рефинансирование кредитных организаций; - валютные интервенции; - установление ориентиров роста ден. массы; - прямые количественные ограничения; - эмиссия облигаций от своего имени. Банк России использует весь спектр существующих инструментов. Покрытие обязательных резервов различными видами приносящих доход активов не допускается. Обязательные резервы не могут превышать 20% обязательств кредитной организации, но они могут дифференцироваться для различных кредитных организаций. Нормативы не могут быть изменены более чем на 5 пунктов. При нарушении пунктов Банк России имеет право: списать с корреспондентских счетов сумму недовнесенных средств, взыскать штраф (в судебном порядке) не превышающий двойной ставки рефинансирования.
Эмиссия и её виды. Эмиссия (от латинского слова emissio - выпуск) - выпуск в обращение денег, ценных бумаг, платежно-расчетных документов, пластиковых карточек и т.п. Денежная эмиссия - выпуск денег в оборот, к-ый приводит к увеличению денежной массы, т.е. не каждый выпуск денег в оборот является эмиссией. Эмиссия может быть бюджетной (казначейской) или кредитной (банковской). 1) бюджетная эмиссия - казначейство, выпускает в обращение казначейские билеты и государственные ценные бумаги с целью финансирования государственных расходов, не покрываемых поступлениями в доход от других источников. Поскольку казначейская эмиссия обусловлена масштабами бюджетного дефицита, то появляющиеся дополнительно в обороте деньги приводят к обесценению всей массы денег. 2)банковская эмиссия - в оборот поступают кредитные деньги, возникающие на основе кредитных отношений (развитие товарно-денежных отношений и прирост остатков денежных средств на банковских счетах, выпуск банкнот и создание электронных купюр в компьютерных сетях). Депозитная эмиссия — выпуск денег в безналичной форме (НБ покупает иностранную валюту, драгоценные металлы и камни, а также государственные ценные бумаги). По мере увеличения кредитных вложений и инвестиций центрального банка происходит и рост его кредитных ресурсов. Эмитированные НБ деньги зачисляются на соответствующие счета: кор-кие счета ком-их банков, Главного гос-го казначейства Мин. финансов РБ, его тер-ых органов или местных бюджетов. В дальнейшем эти денежные средства остаются в обращении и используются для платежей как безналичные, либо трансформируются в наличные деньги. После того как НБ провел эмиссию некоторой суммы денег, она становится базой, опираясь на которую в эмиссионный процесс включаются ком-ие банки. Они, получив от ЦБ доп. денежные ресурсы, могут предоставлять клиентам кредиты для оплаты счетов их партнеров, обслуживаемых другими банками, у которых, в свою очередь, образуются свободные ресурсы и появляется право на выдачу новых кредитов, т.е. на создание тем самым новых депозитов. Возрастание денежной массы на депозитных счетах в результате совершения кредитных операций отражает участие ком-их банков в безналичной денежной эмиссии.
16.Национальный банк Республики Беларусь и его роль в развитии банковской системы. НБ является регулирующим звеном в банковской системе. Цели: - защита и обеспечение устойчивости бел. рубля; - развитие и укрепление банковской системы РБ; - обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. 3 основныеф-ии: - регулирующая – регулирование денежной массыв обращении, сокращение или расширение наличной и безналичной эмиссии и проведение дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики. - контролирующая – ЦБ получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы; - информационно-исследовательская – требовать справки о деятельности отдельных кредитных институтов, предписывать сроки и форму отчетности коммерческих банков. ЦБ анализирует и публикует объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере. НБ регулирует деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзор за нею, устанавливает экономические нормативы, проводит проверки деятельности этих банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, направляет для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет предусмотренные законодательством РБ санкции к нарушителям. Проверки проводятся представителями НБ или по его поручению - аудиторскими организациями (аудиторами), получившими лицензии НБ на проведение аудита. НБ вправе потребовать сертификации внешней аудиторской организацией (аудитором) годового и любого внутригодового отчета, иной отчетности и представления аудиторского заключения в полном объеме. Аудиторская проверка осуществляется в соответствии с законодательством РБ. При проведении проверок НБ, а также аудиторские организации (аудиторы), привлекаемые НБ, вправе: - проверять счета и другие документы банка и небанковской кредитно-финансовой организации; - потребовать от администрации и работников банка представления информации по любому вопросу. НБ в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления. Имущество НБ находится в собственности РБ и закреплено за ним на праве оперативного управления.
17.Золотовалютные резервы Республики Беларусь. Одним из важнейших свидетельств прочности экономического развития страны, устойчивости финансового положения и обменного курса нац. валюты являются размеры золотовалютных резервов. Они включают в себя две группы: 1) золото; 2) валютные активы. Минимальным объемом золотовалютных резервов, достаточным для поддержания бескризисной торговли и стабильной валюты, считается их эквивалентность уровню стоимостного объема 3-х есячного импорта. Если экспорт или импорт страны либо цены на экспортно-импортные товары подвержены существенным колебаниям, следует ориентироваться на 6-ти месячный объем импорта. Стабильности финансовой системы страны угрожают не только колебания конъюнктуры внешней торговли, но и выплаты по внешнему долгу. В соответствии с ним золотовалютные резервы должны покрывать трех- шестимесячный импорт плюс выплаты в течение года по совокупному внешнему долгу (краткосрочным и долгосрочным обязательствам). РБ не располагает резервными активами, достаточными для устойчивого развития экономики и стабильности национальной валюты. Наиболее здоровым источником накопления валютных резервов является активное сальдо внешней торговли товарами и услугами, обеспечивающее положительное сальдо текущего счета. Золотовалютные резервы Беларуси (в соответствии с методологией МВФ) на 1 января 2015 года составили 5059,1 млн. долларов. Они снизились на 760,8 млн. долларов за декабрь (по данным Национального статистического комитета). За прошлый год резервы упали на 1591,8 млн. долларов, на 1 января 2014 года их объем составлял 6650,9 млн. долларов. Выход из существующей кризисной ситуации следует искать в повышении эффективности экономики, снижении энерго- и материалоемкости, улучшении конкурентоспособности. Необходимо реформирование экономических отношений, существенное изменение товарной структуры экспорта и импорта. Экономическая политика должна в большей степени быть направлена на повышения уровня своей самодостаточности.
18.Валютное регулирование в Республике Беларусь. Валютное регулирование - это, с одной стороны, процесс, а с другой - порядок государственного управления валютной сферой в экономике. Задачи валютного регулирования: а) управление обращением валюты; б) контроль за валютными операциями; в) воздействие на валютный курс национальной валюты; г) ограничение использования иностранной валюты; д) установление порядка проведения валютного контроля. Подразделяется на: 1)прямое (законодательные акты и действия исполнительной власти); 2)косвенное (использование экономических, в частности валютно-кредитных, методов воздействия на поведение экономических агентов рынка); 3)рыночное (основано на конкуренции и порождает стимулы к развитию); 4)государственное (преодоление негативных последствий рыночного регулирования). Осуществляется на трех уровнях: национальном, межгосударственном и региональном. Основными элементами национального валютного регулирования являются: - разрешительный порядок для совершения операций с валютными ценностями; - введение института уполномоченных банков; запрет на применение иностранной валюты в расчетах между резидентами на территории страны; - установление разрешительного порядка для оставления валюты на счетах в иностранных банках; введение обязательной продажи части валютной выручки и др. К числу осн. элементов нац-го валютного регулирования м/о отнести - валютные ограничения - это система гос-ых мер (адм-ых, закон-ых, экон-их и организационных) по установлению порядка проведения операций с валютными ценностями. Основные цели: выравнивание платежного баланса (за счет уменьшения оттока капитала), поддержание валютного курса, концентрация валютных ценностей в руках гос-ва для решения текущих и стратегических задач. Цель валютного регулирования на межгосударственном уровне : координация валютной политики отдельных стран, выработка и осуществление совместных мер по преодолению валютных кризисов, согласование валютной политики ведущих держав по отношению к другим странам. Валютное регулирование на региональном уровне: в рамках экон-их интеграционных объединений, - например Европейского союза Валютные ограничения применяются развивающимися странами в целях мер регулирования состояния платежных балансов, решения проблем возврата долгов по иностранным кредитам.
19.Объекты и субъекты валютного регулирования. Объектами: 1)ценности - этоиностранная валюта; платежные документы в иностр. валюте; бел. рубли; ценные бумаги в бел. рублях . 2) валютными операциями - деятельность юр., физ. лиц, гос-ва и др. организаций, учреждений, объединений, связанная с куплей-продажей, расчетами и/или предоставлением в ссуду иностранной валюты. Валютные операции подразделяются на6 а) текущие: осуществление расчетов по сделкам (экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг)); предоставление и получение кредитов и (или) займов на срок, не превышающий 180 дней; перевод и получение %, дивидендов и иных доходов по вкладам (депозитам), инвестициям, заемным и кредитным операциям; операции неторгового характера (выплата заработной платы, денежного довольствия, стипендий пенсий, алиментов, государственных пособий т.п.); б) связанными с движением капитала: приобретение акций, ценных бумаг; расчеты по сделкам (экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг)); предоставление и получение кредитов и (или) займов на срок, превышающий 180 дней; иные валютные операции. Субъекты: 1.Резиденты: физ. лица (граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство); юр. лица; филиалы и представительства резидентов юр. лиц, находящиеся за пределами РБ; дипломатические и иные официальные представительства; РБ, ее административно-территориальные единицы. 2.Нерезиденты: физ. лица (иностр. граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории соответствующего иностранного государства); юр. лица ( с местом нахождения за пределами РБ); организации, не являющиеся юридическими лицами (за пределами РБ); дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения иностранных государств, находящиеся в РБ и за ее пределами; международные организации, их филиалы и представительства; иностранные государства, их административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь.
20.Валютная политика государства. Валютное регулирование - совокупность форм и методов организации денежных потоков как в иностранной, так и в национальной валюте при проведении внешнеэкономических операций в целях укрепления отечественного платежного баланса, обеспечения стабильности валютного курса и предотвращения оттока капитала. Законодательно установлены: порядок осуществления международного платежного оборота, использования валютных ресурсов и международных кредитов; состав участников и режим деятельности валютного рынка; правила проведения валютных операций и др. НБ определил направления политики валютного регулирования на эти годы: рыночное удовлетворение потребностей всех агентов экон-ой деят-ти в иностр. валюте; уменьшение отриц-ого сальдо торгового баланса; наращивание золотовалютных резервов государства; создание предпосылок конвертируемости бел. рубля по текущим операциям. Органами валютного контроля также являются Комитет государственного контроля и Государственный таможенный комитет: проводят проверки валютных операций, а при наличии оснований - законности происхождения валютных ценностей; осуществляют контроль за своевременностью предоставления отчетности по валютным операциям; получают, при проведении проверок, док-ты, содержащие информацию о валютных операциях; применяют к резидентам и нерезидентам санкции за нарушение валютного законодательства; осуществляют иные ф-ии, предусмотренные законодательством.
Валютный контроль. Валютный контроль - это: 1.система, посредством к-ой гос-во регулирует порядок приобретения иностр. валюты и проведения операций с ней; 2.контроль за перемещением ч/з таможенную границу го-ва (за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов) нац. валюты, ценных бумаг, валютных ценностей; 3.контроль за валютными операциями, связанными с перемещением ч/з таможенную границу го-ва товаров и транспортных средств; 4.составная часть единой общегос-ной политики в части организации контроля и надзора за соблюдением законодательства гос-ва в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций; 5.контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами законодательства, регулирующего совершение валютных операций, и за выполнением резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте. Из вышеизложенного следует, что валютный контроль это: а) механизм контроля со стороны гос-ва за соблюдением резидентами и нерезидентами правил и норм валютного законодательства; б) админ-ая, вынужденная мера, принимаемая гос-ом для защиты финансовой самостоятельности, обеспечения стабильности денежной системы, укрепления курса нац. валюты и мобилизации валютных ресурсов; в) форма нетарифного регулирования внешней торговли (аналог - квотирование экспорта).
22.Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год. ДКП РБ в 2011 году направлена на формирование условий стабильного экон-го развития РБ, выполнение показателей социально–экономического развития страны, повышение благосостояния населения (защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля - его покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам), развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы. Приоритетная цель — обеспечение устойчивости бел.о рубля по отношению к иностр. валютам (фактор стабильного роста экономики). По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение %-ых ставок. С учетом прогноза к концу 2011 года ставка рефинансирования может составить 8 — 10 % годовых, %-ые ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору — 11 — 13 % годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках — 9 — 11 % годовых. Развитие банковского сектора будет проходить в условиях дальнейшего качественного улучшения структуры финансового сектора, связанного с изменением системы финансирования проектов, включенных в государственные программы. Возрастет роль рыночных механизмов, масштабы кредитных операций банковского сектора будут определяться платежеспособным спросом со стороны нефинансовых организаций и домашних хозяйств, при этом расширится доступ к кредитованию частного сектора экономики. Продолжится работа по совершенствованию уже существующих и созданию новых инструментов и механизмов привлечения внешних и внутренних инвестиций. Будет продолжена реализация мероприятий по интеграции банковских систем РБ с государствами таможенного союза, Евразийского экономического сообщества (ЕЭС), а также др. государствами — участниками СНГ. Продолжится взаимодействие НБ и банковского сектора РБ с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией, зарубежными центральными (национальными) банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества.
23.Банковский надзор. Банковский надзор – воздействие НБ на осмотрительное поведение банка в рыночной среде с поддержанием в управляемом состоянии риска банковских операций. - форма гос-го регулирования деятельности банковских и не банковских кредитно-финансовых организаций в области рискового и эффективного ведения банковского дела. Цель: обеспечение безопасного и надежного функционирования банков и защиты интересов их кредиторов, осуществляющиеся посредством достижения промежуточных ориентиров – собственной и общественной эффективности. Собственная эффек-ть: результат банковской деятельности по уровню доходов, позволяющие компенсировать потери по не ликвидным активам и максимизировать прибыль. Основные показатели: рентабельность собственного капитала; рентабельность активов. В настоящее время эффективность деят-ти банковской системы характеризуется: рентабельность собственного капитала – 4,7 %; рентабельность активов – 0,95 %. Основные методы правления ДКП поставлены задачи достичь к 2015 г. рентабельность собственного капитала в размере – 10-12 %, рентабельность активов – 6-7 %. Общественная эффективность: результат банковской деятельности. Содействующей развитию эк-ки в стране. Посредством формирования цены кредитного ресурса (% ставки), наиболее выгодным для общества. В настоящее время в РБ ставка рефинансирования и кредитные ставки позволяют поддерживать эффективную работу предприятий с высоким уровнем рентабельности (14 %). Система банковского надзора – совокупность принципов, субъектов, ф-ий и задач, методов и инструментов. Принципы – минимальные требования, предъявляемые банковским надзором, разработан базыльским комитетом банковского надзора для всех стран участников МВФ (2006 г.), включает следующие основные группы: 1)цели, независимость Б ,полномочия, транспорентность и сотрудничество с органами банковского надзора; 2)лицензирование и структура банков; 3)пруданциальное (без рисковое) регулирование и требование к нему; 4)методы текущего банковского надзора; 5)бух. учет и отчетоность; 6)полномочия органов надзора о корректировке и исправлению ситуаций; 7)консолидированный банковский надзор. Субъекты банк-го надзора: а) юр. лица, уполномоченные вести надзор за банками им м/т выступать отдельное, самостоятельное гос-ое ведомство; б) ЦБ; в) смешанная модель: ЦБ и Мин-во финансов. Методы банк-го надзора: - входной – предполагает установление норм и требований для выхода банка, вновь организованного, на денежный рынок: а)соблюдение требований по установленному капиталу; б)устан-ие требований к руководителю (высш. обр-ие. 3-5 лет работы; гл. бух-р - не менее 5 лет, отсутствие судимости); в)требования к помещению, системе безопасности, хранилищу и др.; г)требования к получению лицензии (срок функционирования и мин-ый размер собств-го капитала; 3 года – для работы с драг. металлами). - текущий – требования к обеспечению и выполнению нормативов безопасности функционирования банков. С учетом требований НБ: а)мин-ый размер собств-го капитала; б)нормативы кред-го риска; в)нормативы по инсайдерам; г)нормативы инвест-ой деят-ти банка; д)нормативы ликвидности.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (427)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |