Процесс формирования финансовых ресурсов предприятия неразрывно связан с оценкой стоимости их привлечения. Такая оценка последовательно осуществляется на предприятии по следующим трем этапам:
• Оценка стоимости отдельных элементов собственного капитала предприятия.
• Оценка стоимости отдельных элементов привлекаемых предприятием заемных ресурсов.
• Оценка средневзвешенной стоимости формируемых финансовых ресурсов предприятия.
Рассмотрим особенности и методический инструментарий оценки стоимости формируемых финансовых ресурсов предприятия в разрезе каждого из перечисленных этапов.
1. Стоимость функционирующего собственного капитала предприятия, который предполагается реинвестировать в стратегическом периоде (включая средства амортизационного фонда), определяется по следующей формуле:
Стоимость функционирующего собственного капитала предприятия в отчетном периоде, % = (Сумма чистой прибыли, выплаченная собственникам предприятия в процессе ее распределения за отчетный период 100) / Средняя сумма собственного капитала предприятия в отчетном периоде.
2. Стоимость нераспределенной прибыли последнего отчетного периода оценивается с учетом определенных прогнозных расчетов. Так как нераспределенная прибыль представляет собой ту капитализированную ее часть, которая будет использована в предстоящем периоде, то ценой сформированной нераспределенной прибыли выступают планируемые на ее сумму выплаты собственникам, которым она принадлежит.
Такой подход к оценке нераспределенной прибыли основан на том, что если бы она была выплачена собственникам капитала при ее распределении по результатам отчетного периода, то они, инвестировав ее в любые объекты, получили бы определенную прибыль, которая являлась бы ценой этого инвестированного капитала. Но собственники предпочли инвестировать эту прибыль в собственное предприятие, следовательно, ее ценой выступает планируемая к распределению сумма чистой прибыли предстоящего периода на эту часть инвестируемого капитала.
С учетом такого подхода стоимость нераспределенной прибыли (СНП) приравнивается к стоимости функционирующего собственного капитала предприятия (СКфП) в плановом периоде:
Стоимость нераспределенной прибыли = стоимость функционирующего собственного капитала предприятия
3. Стоимость дополнительно привлекаемого акционерного (паевого) капитала рассчитывается в процессе оценки дифференцированно по привилегированным акциям и по простым акциям (или дополнительно привлекаемым паям).
• Стоимость привлечения дополнительного капитала за счет эмиссии привилегированных акций определяется с учетом фиксированного размера дивидендов, который по ним заранее предопределен. Это значительно упрощает процесс определения стоимости данного элемента капитала, так как обслуживание обязательств по привилегированным акциям во многом совпадет с обслуживаем обязательств по заемному капиталу. Однако существенным различием в характере этого обслуживания с позиций оценки стоимости является то, что выплаты по обслуживанию заемного капитала относятся на издержки (себестоимость) и поэтому исключены из состава налогооблагаемой прибыли, а дивидендные выплаты по привилегированным акциям осуществляются за счет чистой прибыли предприятия, т.е. не имеют "налогового щита". Кроме выплаты дивидендов, к расходам предприятия относятся также эмиссионные затраты по выпуску акций (так называемые "издержки размещения"), которые составляют ощутимую величину.
С учетом этих особенностей стоимость дополнительно привлекаемого капитала за счет эмиссии привилегированных акций рассчитывается по формуле:
Стоимость собственного капитала, привлекаемого за счет эмиссии привилегированных акций, % = (Сумма дивидендов, предусмотренных к выплате в соответствии с контрактными обязательствами эмитента 100) / (Сумма собственного капитала, привлекаемого за счет эмиссии привилегированных акций (1- Затраты по эмиссии акций, выраженные в десятичной дроби по отношению к сумме эмиссии)).
• Стоимость привлечения дополнительного капитала за счет эмиссии простых акций (или дополнительно привлекаемых паев) требует учета таких показателей:
а) суммы дополнительной эмиссии простых акций (или суммы дополнительно привлекаемых паев);
б) суммы дивидендов, выплаченных в отчетном периоде на одну акцию (или суммы прибыли выплаченной собственникам на единицу капитала);
в) планируемого темпа роста выплат прибыли собственникам капитала в форме дивидендов (или процентов);
г) планируемых затрат по эмиссии акций (или привлечению дополнительного паевого капитала).
В процессе привлечения этого вида собственного капитала следует иметь в виду, что по стоимости он является наиболее дорогим, так как расходы по его обслуживанию не уменьшают базу налогообложения прибыли, а премия за риск — наиболее высокая, так как этот капитал при банкротстве предприятия защищен в наименьшей степени.
Расчет стоимости дополнительного капитала, привлекаемого за счет эмиссии простых акций (дополнительных паев), осуществляется по следующей формуле:
Стоимость собственного капитала, привлекаемого за счет эмиссии простых акций (дополнительных паев), % = (Количество дополнительно эмитируемых акций + Сумма дивидендов, выплаченных на одну простую акцию в отчетном периоде (или выплат на единицу паев), % 100) / ((Сумма собственного капитала, привлекаемого за счет эмиссии привилегированных акций (1- Затраты по эмиссии акций, выраженные в десятичной дроби по отношению к сумме эмиссии)).
С учетом оценки стоимости отдельных составных элементов собственного капитала и удельного веса каждого из этих элементов в общей его сумме может быть рассчитан показатель средневзвешенной стоимости собственного капитала предприятия, привлекаемого в форме финансовых ресурсов для его стратегического развития.
4. Стоимость финансового кредита, используемого в процессе стратегического развития предприятия, оценивается в разрезе двух основных источников его предоставления на современном этапе — долгосрочного банковского кредита и финансового лизинга (принципиальные положения такой оценки могут быть использованы и при привлечении предприятием финансового кредита из других источников).
а) стоимость долгосрочного банковского кредита, несмотря на многообразие его видов, форм и условий, определяется на основе ставки процента за кредит, которая формирует основные затраты по его обслуживанию. Эта ставка в процессе оценки требует внесения двух уточнений: она должна быть увеличена на размер других затрат предприятия, обусловленных условиями кредитного соглашения (например, страхования кредита за счет заемщика) и уменьшена на ставку налога на прибыль с целью отражения реальных затрат предприятия.
С учетом этих положений стоимость заемного капитала в форме долгосрочного банковского кредита оценивается по следующей формуле:
Стоимость заемного капитала, привлекаемого в форме долгосрочного банковского кредита, % = (Ставка процента за банковский кредит, % (1 - Ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью) / (1 - Уровень расходов по привлечению долгосрочного банковского кредита к его сумме, выраженный десятичной дробью).
Если предприятие не несет дополнительных затрат по привлечению долгосрочного банковского кредита или если эти расходы несущественны по отношению к сумме привлекаемых средств, то приведенная формула оценки используется без ее знаменателя (базовый ее вариант).
Управление стоимостью долгосрочного банковского кредита сводится к выявлению таких его предложений на финансовом рынке, которые эту стоимость минимизируют как по ставке процента за кредит, так и по другим условиям его привлечения (при неизменности привлекаемой суммы кредита и срока его использования).
б) Стоимость финансового лизинга — одной из современных форм привлечения заемных финансовых ресурсов — определяется на основе ставки лизинговых платежей (лизинговой ставки). При этом следует учитывать, что эта ставка включает две составляющие — а) постепенный возврат суммы основного долга (он представляет собой годовую норму финансовой амортизации актива, привлеченного на условиях финансового лизинга, в соответствии с которым после его оплаты он передается в собственность арендатору); б) стоимость непосредственного обслуживания лизингового долга. С учетом этих особенностей стоимость финансового лизинга оценивается по следующей формуле:
Стоимость заемного капитала, привлекаемого на условиях финансового лизинга, % = (Годовая лизинговая ставка, % - Годовая норма амортизации актива, привлеченного на условиях финансового лизинга, %) (1 - Ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью) / (1 - Уровень расходов по привлечению актива на условиях финансового лизинга к стоимости этого актива, выраженный десятичной дробью).
Управление стоимостью финансового лизинга основывается на двух критериях: а) стоимость финансового лизинга не должна превышать стоимости банковского кредита, предоставляемого на аналогичный период (иначе предприятию выгодней получить долгосрочный банковский кредит для покупки актива в собственность); б) в процессе использования финансового лизинга должны быть выявлены такие предложения, которые минимизируют его стоимость.
5. Стоимость заемных финансовых ресурсов, привлекаемых в форме эмиссии облигаций, оценивается на базе ставки купонного процента по ней, формирующего сумму периодических купонных выплат. Если облигация продается на иных условиях, то базой оценки выступает общая сумма дисконта по ней, выплачиваемая при погашении. В первом случае оценка осуществляется по формуле:
Стоимость заемных финансовых ресурсов, привлекаемых в форме эмиссии облигаций, % = (Ставка купонного процента по облигации, % (1 - Ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью) / (1 - Уровень эмиссионных затрат по отношению к объему эмиссии, выраженный десятичной дробью)
Во втором случае расчет стоимости производится по следующей формуле:
Стоимость заемных финансовых ресурсов, привлекаемых в форме эмиссии облигаций, % = (Среднегодовая сумма дисконта по облигации (1 – Ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью) 100 / (Номинал облигации, подлежащей погашению – (Среднегодовая сумма дисконта по облигации) (1 - Уровень эмиссионных затрат по отношению к сумме привлеченных за счет эмиссии средств, выраженный десятичной дробью)
Управление стоимостью привлекаемых финансовых ресурсов в этом случае сводится к разработке соответствующей эмиссионной политики, обеспечивающей полную реализацию эмитируемых облигаций на условиях, не выше среднерыночных.
С учетом оценки стоимости отдельных составных эле- нтов заемного капитала и удельного веса каждого из м х элементов в общей его сумме может быть определена э едНевзвешенная стоимость заемных финансовых ресурсов предприятия, используемых в стратегическом периоде
III. Оценка средневзвешенной стоимости формируемых финансовых ресурсов предприятия основывается на поэлементной оценке стоимости каждой из их составных частей, результаты этой поэлементной оценки стоимости привлекаемых финансовых ресурсов предварительно группируются в таблице следующей формы (табл. 7.2):
Таблица 7.2
Группировка результатов поэлементной оценки стоимости финансовых ресурсов для проведения Г расчета средневзвешенной его стоимости
С учетом приведенных исходных показателей определяется средневзвешенная стоимость привлекаемых финансовых ресурсов (СФР), принципиальная формула расчета которой имеет вид:
где СФР — средневзвешенная стоимость формируемых финансовых ресурсов предприятия;
Сi — стоимость конкретного элемента финансовых ресурсов;
Уi; — удельный вес конкретного элемента финансовых ресурсов в обшей сумме.
Рассчитанная средневзвешенная стоимость финансовых ресурсов является главным критериальным показателем оценки эффективности формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его стратегическое развитие.
Содержание процесса стратегического управления формированием собственных финансовых ресурсов
В процессе стратегического управления формированием собственных финансовых ресурсов они классифицируются по источникам этого формирования. Состав основных источников формирования собственных финансовых ресурсов предприятия приведен на рисунке 8.1.
В составе внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, — она формирует преимущественную часть его собственных финансовых ресурсов, обеспечивает прирост собственного капитала, а соответствено и рост рыночной стоимости предприятия. Определенную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления, особенно на предприятиях с высокой стоимостью используемых собственных основных средств и нематериальных активов; однако сумму собственного капитала предприятия они не увеличивают, а лишь являются средством его реинвестирования. Прочие внутренние источники не играют заметной роли в формировании собственных финансовых ресурсов предприятия.
Рисунок 8.1. Состав основных источников формирования собственных финансовых ресурсов предприятия.
В составе внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит привлечению предприятием дополнительного паевого (путем Дополнительных взносов средств участников) или акционерного ( путем дополнительной эмиссии и реализации акций) капитала. Для отдельных предприятий одним из внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов может являться предоставляемая им безвозмездная финансовая помощь (как правило, такая помощь оказывается лишь отдельным государственным предприятиям разного уровня). В число прочих внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов входят бесплатно передаваемые предприятию материальные и нематериальные активы, включаемые в состав его баланса.
Приумножение собственного капитала предприятия связано в первую очередь с управлением формированием его собственных финансовых ресурсов. Основной задачей этого управления является обеспечение необходимого уровня самофинансирования развития хозяйственной деятельности предприятия в предстоящем периоде.
Стратегическое управление формированием собственных финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим основным этапам (рис. 8.2.):
Рисунок 8.2. Основные этапы процесса стратегического управления формированием собственных финансовых ресурсов предприятия.
1. Анализ формирования собственных финансовых ресурсов предприятия в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствия темпам стратегического развития предприятия.
• На первой стадии анализа изучаются общий объем формирования собственных финансовых ресурсов, соответствие темпов прироста собственного капитала темпам прироста активов и объема реализуемой продукции предприятия, динамика удельного веса собственных ресурсов в общем объеме формирования финансовых ресурсов в анализируемом периоде.
• На второй стадии анализа рассматриваются источники формирования собственных финансовых ресурсов. В первую очередь изучается соотношение внешних и внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов, а также стоимость привлечения собственного капитала из различных источников.
• На третьей стадии анализа оценивается достаточность собственных финансовых ресурсов, сформированных на предприятии в предплановом периоде. Критерием такой оценки выступает показатель "суммы прироста чистых активов предприятия". Его динамика отражает тенденцию обеспеченности развития предприятия собственными финансовыми ресурсами.
2. Определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах. Эта потребность определяется по следующей формуле:
Общая потребность в собственных финансовых ресурсах предприятия в стратегическом периоде = ((Общая потребность в капитале на конец стратегического периода Планируемый удельный вес собственного капитала в общей его сумне) / 100) - Сумма собственного капитала на начало стратегического пери ода + Сумма прибыли, направляемой на потребление в стратегическом периоде.
Рассчитанная общая потребность охватывает необходимую сумму собственных финансовых ресурсов, формируемых за счет как внутренних, так и внешних источников.
3. Оценка стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе основных элементов собственных финансовых ресурсов, формируемых за счет внутренних и внешних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников формирования собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих прирост собственного капитала предприятия.
4. Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников. До того, как обращаться к внешним источникам формирования собственных финансовых ресурсов, должны быть реализованы все возможности их формирования за счет внутренних источников. Так как основными планируемыми внутренними источниками формирования собственных финансовых ресурсов предприятия являются сумма чистой прибыли и амортизационных отчислений, то в первую очередь следует в процессе определения этих показателей предусмотреть возможности их роста за счет различных резервов.
Метод ускоренной амортизации активной части основных средств увеличивает возможности формирования собственных финансовых ресурсов за счет этого источника. Однако следует иметь в виду, что рост суммы амортизационных отчислений в процессе проведения ускоренной амортизации отдельных видов основных средств приводит к соответствующему уменьшению суммы прибыли. Поэтому при изыскании резервов роста собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников следует исходить из необходимости максимизации совокупной их суммы, т.е. из следующего критерия:
Планируемая сумма чистой прибыли предприятя + Планируемая сумма амортизационных отчислений Максимальная сумма собственных финансовых ресурсов, формируемых за счет внутренних источников.
5. Обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников.
Объем привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников призван обеспечить ту их часть, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников финансирования. Если сумма привлекаемых за счет внутренних источников собственных финансовых ресурсов полностью обеспечивает общую потребность в них в стратегическом периоде, то в привлечении этих ресурсов за счет внешних источников нет необходимости.
Потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников рассчитывается по следующей формуле:
Потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников = Общая потребность в собственных финансовых ресурсах предприятия в стратегическом периоде - Сумма собственных финансовых ресурсов, планируемых к привлечению за счет внутренних источников.
Обеспечение удовлетворения потребности в собственных финансовых ресурсах за счет внешних источников планируется за счет привлечения дополнительного паевого капитала (владельцев или других инвесторов), дополнительной эмиссии акций или за счет других источников.
6. Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов.
Процесс этой оптимизации основывается на следующих критериях:
а) обеспечении минимальной стоимости привлечения совокупных собственных финансовых ресурсов.
Если стоимость привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников существенно превышает планируемую стоимость привлечения заемных средств, то от такого формирования собственных ресурсов следует отказаться; б) обеспечении сохранения управления предприятием первоначальными его учредителями. Рост дополнительного паевого или акционерного капитала за счет сторонних инвесторов может привести к потере такой управляемости.
Эффективность разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов оценивается с помощью коэффициента самофинансирования развития предприятия в стратегическом периоде. Его уровень должен соответствовать поставленной цели.
Коэффициент самофинансирования развития предприятия рассчитывается по следующей формуле:
Коэффициент самофинансирования предстоящего развития предприятия = Планируемый объем формирования собственных финансовых ресурсов / (Планируемый прирост активов предприятия + Планируемый объем расходования собственных финансовых ресурсов предприятия на цели потребления).
Успешная реализация разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов связана с решением следующих основных задач:
• формированием эффективной политики распределения прибыли (дивидендной политики) предприятия, обеспечивающей рост реинвестируемой ее части;
• формированием эффективной амортизационной политики предприятия;
• осуществлением дополнительной эмиссии акций
или привлечения дополнительного паевого капитала.
Рассмотрим основные особенности и механизмы управления формированием собственных финансовых ресурсов предприятия в разрезе поставленных задач.
Дивидендная политика
Термин "дивидендная политика" связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако рассматриваемые в этом разделе принципы и методы распределения прибыли применимы не только к акционерным обществам, но и к предприятиям любой иной организационно-правовой формы деятельности (в этом случае меняться будет только терминология — вместо терминов акция и дивиденд будут использоваться термины пай, вклад и прибыль на вклад; механизм же выплаты доходов собственникам останется таким же). Распределение прибыли в акционерном обществе представляет собой наиболее сложный его вариант и поэтому избран для рассмотрения всех аспектов этого механизма. В принципе же в более широком трактовании под термином "дивидендная политика" можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.
Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.
Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика предприятия представляет собой составную часть общей политики управления формированием его финансовых ресурсов, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой частями прибыли с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.
Стратегический финансовый менеджмент выделяет три подхода к формированию дивидендной политики — "консервативный", "умеренный" ("компромиссный") и "агрессивный". Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики (табл. 8.1).
Таблица 8.1
Основные типы дивидендной политики акционерного общества
1. Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия. Если по имеющимся инвестиционным проектам уровень внутренней ставки доходности превышает средневзвешенную стоимость капитала (или другой избранный критерий, например, коэффициент финансовой рентабельности), то основная часть прибыли должна быть направлена на реализацию таких проектов, так как она обеспечит высокий темп роста капитала (отложенного дохода) собственников. Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития предприятия, повышение его финансовой устойчивости. Недостаток же этой политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат, полной непредсказуемости формируемых их размеров в предстоящем периоде и даже отказ от их выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акций.
Такая дивидендная политика используется обычно лишь на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, связанных с высоким уровнем его инвестиционной активности.
2. Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции).
Преимуществом этой политики является ее надежность, которая создает чувство уверенности у акционеров в неизменности размера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств, определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Недостатком же этой политики является ее слабая связь с финансовыми результатами деятельности предприятия, в связи с чем в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого размера формируемой прибыли инвестиционная деятельность может быть сведена к нулю. Для того, чтобы избежать этих негативных последствий стабильный размер дивидендных выплат устанавливается обычно на относительно низком уровне, что и относит данный тип дивидендной политики к категории консервативной, минимизирующей риск снижения финансовой устойчивости предприятия из-за недостаточных темпов прироста собственного капитала.
3. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (или политика "экстра-дивиденда") по весьма распространенному мнению представляет собой наиболее взвешенный ее тип. Ее преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере (как в предыдущем случае) при высокой связи с финансовыми результатами деятельности предприятия, позволяющей увеличивать размер дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом Уровень инвестиционной активности. Такая дивидендная Политика дает наибольший эффект на предприятиях с нестабильным в динамике размером формирования прибыли.
Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается и соответственно падает их рыночная стоимость.
4. Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части). Преимуществом этой политики является простота ее формирования и тесная связь с размером формируемой прибыли. В то же время основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли. Эта нестабильность вызывает резкие перепады в рыночной стоимости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости предприятия в процессе осуществления такой политики (она "сигнализирует" о высоком уровне риска хозяйственной деятельности данного предприятия). Даже при высоком уровне дивидендных выплат такая политика не привлекает обычно инвесторов (акционеров), избегающих риска. Только зрелые компании со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной политики этого типа; если размер прибыли существенно варьирует в динамике, эта политика генерирует высокую угрозу банкротства.
5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов (осуществляемая под девизом — "никогда не снижай годовой дивиденд") предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде (на этом принципе построена "Модель Гордона", определяющая рыночную стоимость акций таких компаний). Преимуществом такой политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях. Недостатком же этой политики является отсутствие гибкости ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности — если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрастает (т.е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма прибыли), то инвестиционная активность предприятия сокращается, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются (при прочих равных условиях).
Поэтому осуществление такой дивидендной политики могут позволить себе лишь реально процветающие 1 акционерные компании — если же эта политика не под- креплена постоянным ростом прибыли компании, то она представляет собой верный путь к ее банкротству.
Различные типы дивидендной политики акционерной компании проиллюстрированы на графике, представленном на рис. 8.3.
Рисунок 8.3. Динамика размера дивидендов на одну акцию при различных типах дивидендной политики.
С учетом рассмотренных принципов дивидендная по литика акционерного общества формируется по следующим основным этапам (рис. 8.4).
Рисунок 8.4. Последовательность формирования дивидендной политики акционерного общества.
Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразделять на четыре группы:
1. Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия. К числу основных факторов этой группы относятся:
а) стадия жизненного цикла компании (на ранних стадиях жизненного цикла акционерная компания вынуждена больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов);
б) необходимость расширения акционерной компанией своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводства основных средств и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает);
в) степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (отдельные подготовленные проекты требуют ускоренной реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собственных финансовых ресурсов в эти периоды).
2. Факторы, характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников.
В этой группе факторов основными являются:
а)достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде;
б)стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;
в)стоимость привлечения дополнительного заемного капитала;
г)доступность кредитов на финансовом рынке;
д)уровень кредитоспособности акционерного общества, определяемый его текущим финансовым состоянием.
3.Факторы, связанные с объективными ограничениями.
К числу основных факторов этой группы относятся:
а)уровень налогообложения дивидендов;
б)уровень налогообложения имущества предприятий;
в)достигнутый эффект финансового левериджа, обусловленный сложившимся соотношением используемого собственного и заемного капитала;
г)фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рентабельности собственного капитала.
4.Прочие факторы. В составе этих факторов могут быть выделены:
а)конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является акционерная компания (в период подъема конъюнктуры эффективность капитализации прибыли значительно возрастает);
б)уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами;
в) неотложность платежей по ранее полученным кредитам (поддержание платежеспособности является более приоритетной задачей в сравнении с ростом дивидендных выплат);
г) возможность утраты контроля над управлением компанией (низкий уровень дивидендных выплат может привести к снижению рыночной стоимости акций компании и их массовому "сбросу" акционерами, что увеличивает риск финансового захвата акционерной компании конкурентами).
Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший перспективный период.
Механизм распределения прогнозируемой прибыли акционерного общества в соответствии с избранным типом дивидендной политики предусматривает такую последовательность действий:
• На первом этапе из суммы прогнозируемой чистой прибыли вычитаются формируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный и другие обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уставом общества. "Очищенная" сумма чистой прибыли представляет собой так называемый "дивидендный коридор", в рамках которого реализуется соответствующий тип дивидендной политики.
• На втором этапе оставшаяся часть прогнозируемой чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую ее части. Если акционерное общество придерживается остаточного типа дивидендной политики, то в процессе этого этапа расчетов приоритетной задачей является формирование фонда производственного развития и наоборот.
• На третьем этапе сформированный за счет прогнозируемой прибыли фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала акционерного общества (предусматривающий дополнительное материальное стимулирование работников и удовлетворение их социальных нужд). Основой такого распределения является избранный тип дивидендной политики и обязательства акционерного общества по коллективному договору.
Определение прогнозируемого уровня дивидендных выплат на одну простую акцию осуществляется по формуле:
Прогнозируемый уровень дивидендных выплат на одну акцию = (Прогнозируемый фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом дивидендной политики - Фонд выплат дивидендов владельцам привилегированных акций (по предусматриваемому их уровню)) / Количество простых акций, эмитированных акционерным обществом.
Важным этапом формирования дивидендной политики является выбор форм выплаты дивидендов. Основными из таких форм являются:
1. Выплаты дивидендов наличными деньгами (чеками). Это наиболее простая и самая распространенная форма осуществления дивидендных выплат.
2. Выплата дивидендов акциями. Такая форма предусматривает предоставление акционерам вновь эмитированные акции на сумму дивидендных выплат. Она представляет интерес для акционеров, менталитет которых ориентирован на рост капитала в предстоящем периоде. Акционеры, предпочитающие текущий доход, могут продать в этих целях дополни