Понятие образа жизни. Критерии здорового образа жизни.
Понятие образа жизни. Критерии здорового образа жизни. Образ жизни — это одна из важнейших биосоциальных категорий, интегрирую щих представления об определенном виде (типе) жизнедеятельности человека. Она характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватываю щими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного време ни, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в обществен ной жизни, нормы и правила поведения. Образ жизни — один из критериев обще ственного прогресса, это «лицо» человека. В настоящее время доказано, что из суммы всех факторов, детерминирующих здоровье человека, 50 - 55% приходится на образ жизни. В свою очередь, к основным факторам, определяющим образ жиз ни человека, следует отнести: •уровень общей культуры человека и его образованность; •материальные условия жизни; •половые, возрастные и конституциональные особенности человека; •состояние здоровья; •характер экологической среды обитания; •особенности трудовой деятельности (профессии); •особенности семейных отношений и семейного воспитания; •привычки человека; •возможности удовлетворения биологических и социальных потребностей. При анализе образа жизни обычно рассматриваются особенности профессиональной, общественной, социально-культурнойи бытовой деятельности челове ка. В качестве основных особенностей при этом выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Иными словами, главное в образе жизни человека — то, как живет он (или социальная группа), каковы основные способы и формы жиз недеятельности, ее направленность. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жиз ни и стиль жизни. Уровень жизни — это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория). Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении человеческих по требностей (преимущественно социологическая категория). Стиль жизни — поведенческая особенность жизни человека, т. е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности(социально-психологическаякатегория). Оценивая роль каждой из этих категорий в формировании здоровья, следует отметить, что при равных возможностях первых двух (уровень и качество), нося щих общественный характер, здоровье человека в значительной мере зависит от стиля жизни, который в большой степени имеет персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями. В процессе жизни каждого человека должны удовлетворяться материальные и духовные потребности, причем его поведение будет направлено на реализацию этих потребностей. У каждой личности при одинаковом на данный момент в лю бом обществе уровне потребностей существует свой индивидуальный способ их удовлетворения, поэтому поведение у людей разное и зависит оно в значительной степени от воспитания. Понятие «здоровый образ жизни» — концентрированное выражение взаимо связи образа жизни и здоровья человека. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бы товых функций в оптимальных для здоровья и развития условиях. Он выражает определенную ориентированность деятельности личности в направлении укреп ления и развития личного (индивидуального) и общественного здоровья. Здоро вье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетво рение этой потребности, доведение ее до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводит к необходимому результату. Эта ситуация обусловлена рядом обстоя тельств, и прежде всего тем, что: •в нашем государстве у населения еще не сформирована в достаточной сте пени положительная мотивация на бережное отношение к своему здоровью; •в человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей (как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека); •здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, еще не ста ло на первое место в иерархии потребностей человека. людьми. В достижении этой цели намечаются два основных пути. Первый — об разование каждого человека, начиная с детского возраста, в дошкольных, школь ных учреждениях, в колледжах, вузах и т. д. Второй — самовоспитание личности (сотвори себя сам!). Естественно, что для достижения здорового образа жизни не обходимо сочетать оба пути. Здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационнымвоплощением ин дивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и спо собностей. Важно при этом иметь в виду, что для здорового образа жизни недо статочно сосредоточить усилия лишь на преодолении факторов риска возникнове ния различных заболеваний, борьбе с алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, гиподинамией, нерациональным питанием, конфликтными отношениями (хотя это также имеет большое оздоровительное значение), а важно выделить и развивать все те многообразные тенденции, которые «работают» на формирование здорового образа жизни и содержатся в самых различных сторонах жизни человека. Основу здорового образа жизни составляет выбор способа жизни, сделанный самим человеком в отношении того, как ему жить. Этот выбор в значительной мере зависит от конституциональных характеристик индивида. Образ жизни человека должен соответствовать его конституции. Конституция человека — это генетический потенциал организма, продукт на следственности и среды, реализующий наследственный потенциал; именно кон ституция человека определяет основные законы его индивидуальной жизни. Кон ституция всегда индивидуальна: образов жизни столько же, сколько людей. Ре альная конституция человека складывается из набора составляющих
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1959)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |