Индивидуально-психологические факторы и их роль в формировании внутренней картины здоровья ребенка
Внутренняя картина здоровья в значительной степени зависит от индивидуально-психологических особенностей ребенка. Отрицательное влияние на формирование ВКЗ оказывает эмоциональное неблагополучие ребенка. В психологической литературе эмоциональное неблагополучие детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов. Психологические причины возникновения эмоционального неблагополучия – особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др. В зависимости от направленности конфликта выделяются три группы детей с эмоциональными нарушениями: 1. Дети, эмоциональные проблемы которых связаны в основном с межличностными отношениями. Они отличаются повышенной возбудимостью, что проявляется в бурных аффективных вспышках в процессе общения, особенно со сверстниками. Негативные аффективные реакции у них могут возникнуть по любому, даже малозначительному поводу. 2. Дети с выраженными внутриличностными конфликтами отличаются повышенной тормозимостью нервных процессов, слабо выраженной общительностью. Они глубоко переживают обиду, у большинства из них наблюдаются необоснованные страхи. 3. Дети, эмоциональные проблемы которых проявляются как во внутриличностном, так и в межличностном конфликтах. В поведении детей этой группы преобладают агрессивность, импульсивность и пр. Выраженное искажение Я-концепции наблюдается у детей, страдающих неврозами, которые рассматриваются как болезни личности, как особая форма личностного развития. Наиболее часто причиной неврозов становится психическая травма, которая рассматривается как внешний раздражитель, оказывающий патогенное, болезненное влияние на личность ребенка. Психические травмы: 1. Ситуационные. К ним относятся неожиданный испуг ребенка или острый межличностный конфликт. Наибольшее патогенное влияние на формирование Я-концепции ребенка оказывают пролонгированные. 2. Пролонгированные (хронические) травмы. Они могут непосредственно проявляться в семье ребенка, в отношениях между родителями и ребенком или в школе. В структуре личности у таких детей отмечается высокий уровень тревожности. Наши исследования показали, что у детей с повышенной личностной тревожностью наблюдается выраженное искажение внутренней картины здоровья и болезни. Отмечается искажение ВКЗ в сторону повышенного внимания к своему здоровью, что проявляется в излишней мнительности. У них также отмечается существенное нарушение адаптивного поведения в период заболевания и лечения, что нередко приводит к вторичным личностным реакциям на болезнь, таким как «уход в болезнь». Существенную роль в искажении ВКЗ играет уровень фрустрационной напряженности у ребенка. У таких детей отмечается тревожно-депрессивный фон на строения, апатия, инактивность. При высокой фрустрационной напряженности ВКЗ может искажаться как в сторону повышенной фиксации на здоровье, так и пренебрежения здоровьем. На поведенческом уровне фрустрационная напряженность может проявляться в агрессивных и аутоагрессивных тенденциях, что впоследствии может способствовать формированию деструктивного (разрушительного) поведения. Одна из разновидностей деструктивного поведения — аддиктивное (зависимое) поведение (наркотическая зависимость и алкоголизм, курение, компьютерная зависимость, пристрастие к азартным играм и обильной еде, гиперсексуальность). Аддиктивное поведение характеризуется широким спектром нарушения поведения — от поведения, граничащего с нормальным, до тяжелой психологической и биологической зависимости. К аддиктивному поведению предрасположены дети с общей эмоционально-волевой неустойчивостью, которая может быть обусловлена как биологическими, так и социальными факторами. Эмоционально-волевая неустойчивость проявляется в детском возрасте в повышенной аффектиности, раздражительной слабости, капризности на фоне трудноразрешимых конфликтов. Искажение образа «Я» у ребенка, проявляемое в неадекватных самооценках, негативно отражается на самоуважении — обобщенном отношении личности к себе. Высокое самоуважение означает, что подросток «принимает» себя, уважает, положительно относится к себе; низкое самоуважение означает острую неудовлетворенность собой, отрицательную оценку своей личности. Дети с высоким самоуважением более самостоятельны, меньше поддаются внушению, их поведение более интегрированно. Пониженное самоуважение заметно в таких поведенческих особенностях, как конформность, зависимость, чувствительностью ко всему, что затрагивает личность подростка. Они болезненно реагируют на критику, порицание, их беспокоит плохое мнение о них окружающих. Однако самооценка имеет двоякие функции. С одной стороны, она выступает как когнитивный процесс: подросток активно интересуется проблемой здоровья, саморегуляцией, читает литературу, рефлексирует с целью улучшения своих физических и психических возможностей. С другой стороны, в подростковом возрасте самооценка нередко служит средством психологической защиты личности. Психологическая защита — это способ эмоционально-личностного реагирования на те противоречивые ситуации, которые предстают перед индивидуумом в качестве объективно или субъективно неразрешимых. С помощью психологической защиты регулируется поведение личности в тех ситуациях, когда интенсивность потребности возрастает, а условия ее удовлетворения отсутствуют. В этот момент бессознательно включаются механизмы, искажающие этот опыт в сознании. Механизмы психологической защиты направлены на сохранение стабильности самооценки личности, образа «Я» и образа мира. Все механизмы психологической защиты искажают реальность с целью сохранения психологического здоровья и целостности личности. Они формируются первоначально в межличностном отношении, затем становятся внутренними характеристиками человека, т. е. теми или иными защитными формами поведения. Следует заметить, что человек часто применяет не одну защитную стратегию для разрешения конфликта или ослабления тревоги, а несколько. Сегодня известно более 20 видов защитных механизмов. Несмотря на различия между конкретными видами защит, их функции сходны: они направлены на обеспечение устойчивости и неизменности представлений личности о себе. В подростковом возрасте выделяются следующие виды психологической защиты. Отрицание — защита себя от неприятной действительности путем отказа адекватно воспринимать ее. Отрицание как защитный механизм состоит в отвлечении внимания от болезненных идей и чувств, но не делает их абсолютно недоступными для сознания. Этот вид защиты формируется еще в детском возрасте, в значительной степени тормозит развитие Я-концепций и вызывает различные нарушения поведения, вплоть до аддиктивного. Подростки с данным видом защитного механизма не принимают источник тревоги как реальное событие. В структуре личности у них прослеживается неадекватно завышенная самооценка, они не терпят критики, самолюбивы, активно отрицают трудности, сложности в своей жизни. Вытеснение — это подавление, исключение из сознания мыслей, желаний, воспоминаний, которые вызывают тревогу и угрожают внутренней целостности человека. При вытеснении неразрешимый конфликт может проявляться в тревожности, в эмоциональном дискомфорте, а также в астенических реакциях — усталости, апатии. Компенсация наиболее часто встречается в подростковом возрасте. Она проявляется в прикрытии собственной неполноценности через подчеркивание желаемых черт или в преодолении неуспехов в одной сфере деятельности сверхудовлетворением в других сферах. Идентификация — это бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку, позволяющий подростку преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности. Этот защитный механизм формируется с детства, он важен для усвоения ребенком норм социального поведения. В подростковом возрасте идентификация как защитный механизм нередко проявляется в таких стойких поведенческих реакциях, как подражание. Это может быть подражание знакомым, любимым артистам и даже асоциальным личностям (вор в законе, наркоман, крутой бизнесмен и пр.). Идентификация как защитный механизм часто наблюдается у инфантильных подростков с неустойчивой самооценкой. У таких подростков часто наблюдается неадекватное отношение к своему здоровью. Рационализация — это попытка личности доказать с целью самоутверждения, что поведение рационально и оправданно и потому социально одобряемо. Рациональное объяснение как защитный механизм направлено не на разрешение противоречия, лежащего в основе конфликта, а на снятие напряжения с помощью псевдологических объяснений при переживании дискомфорта. Эти «оправдательные» объяснения мыслей и поступков более этичны и благородны, нежели истинные мотивы человека, т. е. рационализация направлена на сокрытие личностью истинной мотивации своего поведения. Нередко подростки, пользующиеся рациональной защитой, стараются построить свою концепцию как панацею от беспокойства и тревоги. Они заранее обдумывают все варианты своего поведения и их последствия. Эмоциональные переживания у них часто маскируются усиленными попытками рационального истолкования событий. Проекция — защитный механизм, при котором человек приписывает другим людям свои собственные, неприемлемые для сознания инстинкты и желания. Как защитный механизм проекция проявляется в переносе личностью собственных (чаще негативных) характеристик на других людей. Для таких подростков характерно скрытое желание иметь противников для самоутверждения. Они конфликтны, могут быть агрессивны, склонны к зависти, поиску негативных причин успеха у окружающих. У них наблюдается неадекватно завышенная самооценка или заниженная самооценка здоровья. Регрессия как защитный механизм проявляется в возвращении ребенка или подростка к более примитивным способам реагирования на стрессовую ситуацию. Так у ребенка это плаксивость, капризность, раздражительность, беспричинное упрямство, перепады настроения. У одних детей наблюдается энурез, обкусывание ногтей, сосание пальцев. Другие дети и подростки получают успокоение от обильной еды, питья, курения. Преобладание регрессии как защитного механизма часто наблюдается у инфантильных подростков, а так же у детей и подростков с задержкой психического развития. Несамостоятельность, инактивность, эмоциональная неустойчивость могут способствовать формированию у них аддиктивного поведения. Для них характерна неадекватная самооценка здоровья, слабая рефлексия, ситуативное поведение. Итак, защитные механизмы по-разному отражаются на внутренней картине здоровья ребенка. В одном случае ребенок или подросток подавляет в себе мысли о здоровье, отрицая свои внутренние проблемы, связанные со здоровьем (отрицание). В другом — «забывает» о травмирующем событии, связанном с неблагополучным здоровьем (вытеснение). В третьем — ищет выход в самооправдании и снисхождении к своим проблемам, связанным со здоровьем (рационализация). В четвертом — старается исказить существующую реальность и занимается самообманом (проекция, фантазирование, регрессия).
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (883)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |