Психологическая парадигма
Исследования аномалий личности у подростков с делинквентным поведением в общей психологии 1.мотивация и смысловая регуляция поведения (смысловое восприятие, уровень смыслов, внутренние преграды). Исследования относительно того, как рассматриваются конфликты девиантными подростками. Знаков: для делинквентных подростков характерна эгоцентрическая точка зрения, не зависимо от того, что это за конфликт. 2.самосознание, самооценка (уровень самооценки, сочетание с оценками окружающих) 3.социальная ориентация 4.индивидуально-психологические особенности (тревожность, агрессивность и др.) 5.зрелость личности Д.А.Леонтьев рассматривает четыре главных линии онтогенетического развития смысловой сферы личности: · иерархизацию, интеграцию и структурное усложнение системы смыслов ; · распространение процессов осмысления за пределы наличной ситуации в план представлений , воображения ; · прогрессирующее опосредование смыслов социальными общностями и их ценностями ; · развитие осознания своих смысловых ориентаций и рефлексивного отношения к ним . Личность как регулятор социального поведения Деятельностный подход: социальная деятельность – движущая сила и результат развития личности.
Организация деятельности Динамическая система характеризуется: • уровнями организации деятельности • этапами процесса регуляции деятельности Ряд отечественных работ посвящен особенностям и механизмам смысловой регуляции противоправного поведения у подростков. Так, в качестве подобных механизмов рассматривалось действие внутренних преград как смысловых детерминант самосознания, причем у делинквентных подростков их структура существенно разнилась с аналогичной структурой у законопослушных школьников (Пилипейченко). Установлено, что смысловая регуляция деятельности у делинквентных личностей по различным параметрам (уровню мотивации, рефлексии, временной перспективе и др.) неблагоприятно отличается от статистической нормы, что позволяет говорить о синдроме специфической патологии смысловой регуляции (Леонтьев Д.А). При анализе мотивации подростков с противоправным поведением отечественными психологами было выявлено преобладание у таких несовершеннолетних примитивных сиюминутных потребностей, характеризующихся высокой напряженностью и неразвитостью высших социализированных форм мотивации (Бочкарева; Васильева). Констатировались деформированность системы ценностей с завышенным уровнем притязаний (Заика, Крейдун, Ягина; Семенюк), ориентация на материальные ценности ( Заика, Крейдун , Ягина , Курбатова). В других исследованиях существенных различий по основным целевым ценностным ориентациям (здоровье, любовь, свобода, друзья) между правонарушителями и законопослушными подростками обнаружено не было, однако для первых в несколько большей степени была характерна ориентация на счастливую семью и материальное благополучие (Радевич). Большое число исследований было посвящено проблемам социальной ориентации подростков - правонарушителей и нравственной регуляции их поведения ( Алемаскин Бочкарева, Невский, Знаков, Беличева, Кудрявцев Васильева Семенюк). Общим положением, подтвержденным во всех перечисленных работах, были констатация слабой интериоризации социальных норм и принятие норм и ценностей асоциального окружения. Однако статус объяснительного принципа это положение приобретало прежде всего тогда, когда социальные установки рассматривались в контексте целостной смысловой системы. Так, в работе В.В.Знакова изучался характер понимания и смыслового восприятия ситуаций насилия подростками - правонарушителями с различными типами агрессивного поведения в зависимости от позиции и идентификации с действующими лицами . Автором был сделан вывод о том , что ценностно - нормативные представления таких подростков базируются на нормах референтных групп сверстников. Ряд исследований последних лет был направлен на изучение ценностно - смысловой сферы у подростков - правонарушителей при помощи метода репертуарных решеток (Кудрявцев, Иванова, Семенова). Авторами делается вывод , что особенности структуры и содержания ценностного наполнения смысловых конструктов сознания могут служить основой для прогноза социально отклоняющегося поведения, а также для направленной психокоррекционной работы. Значительное внимание исследователями уделялось проблеме самосознания подростков с противоправным поведением. Помимо исследования его регулятивных функций в уже упоминавшейся работе Ю. В. Пилипейченко большая часть публикаций по этой теме посвящена самооценке делинквентов. Было обнаружено, что самооценка таких подростков отличается малой устойчивостью и недостаточной объективностью, основывается на несущественных критериях (Мороз), а адекватность и устойчивость вырабатываются в процессе перевоспитания (Деев). Отдельными исследователями выявляется более низкий уровень самооценки у правонарушителей чем у подростков контрольной группы, по отдельным качествам ( умственное развитие , знания и умения), в то время как по другим (сила воли, соответствие социальным нормам , доброжелательность и др.) – более высокий (Баранов). В некоторых работах особо отмечается конфликтность самооценки, свойственная части подростков - правонарушителей. Это явление при помощи психосемантических и стандартных методов исследовали Г.К.Велицкас и Ю.Б.Гиппенрейтер. Они обнаружили, что стабилизация и повышение самооценки происходит при переориентации подростков на контрнормативные ценности , и описали процесс такого развития . Этот процесс , по мнению авторов , начинается с негативной оценки ребенка в школе с позиций требований преподавателя , которая впоследствии компенсируется в среде с иными социальными установками и критериями оценок . В ряде психологических исследований , посвященных делинквентным подросткам, особое внимание уделялось некоторым индивидуально - психологическим особенностям . К их числу относится тревожность. Отдельные авторы указывают на низкий уровень тревожности у подростков - правонарушителей (Бутолин, Буторина и др ), другие , исследовавшие этот показатель в динамике , - на более высокий в прошлом , но примерно одинаковый с нормой в последнее время (Курбатова). По параметрам эмоционального реагирования (оптимизм – пессимизм) и активности данные исследований также неоднозначны : на одних выборках получены данные об их высоком уровне у делинквентных подростков ( Буторина и др), на других – о низких значениях ( Бутоли). исследования -проблеме агрессивности подростков. Так, в работе Курбатовой выявлена более высокая агрессивность подростков, совершивших хулиганские действия , по сравнению с несовершеннолетними , совершившими кражи . В клинических исследованиях выявлялась динамика формирования таких выраженных форм агрессивности , как садизм . Было показано значение ранней реализации агрессивных действий в игре и фантазиях ( Морозова И. Г.). Рассматривалось сочетание агрессивных тенденций с гиперактивным поведением, эмоциональными нарушениями , гедонистическим компонентом переживания. ( Василевский). Выделяются две формы агрессивного поведения детей и подростков: агрессивное девиантное (« притесняющее ») и агрессивно - насильственное делинквентное поведени. Последнее свойственно для подростков с социально - психологической личностной деформацией и связано с риском перехода делинквентного поведения в криминальное ( Вострокнутов). На основании характеристик социальной ориентации, самосознания, аффективности различными авторами строились типологии делинквентных подростков, в которых названные параметры выступали либо как единственное основание классификации , либо в сочетании с другими . Так , в классификации И . А . Невского трудные подростки подразделяются по признаку социальной запущенности от педагогически запущенных до крайне социально запущенных. Выраженность деформированных потребностей, ценностей и отношений лежит в основе классификации групп подростков с агрессивным поведением Л . М . Семенюк. Сочетание позитивной и негативной самооценки и аналогичных оценок окружающих служит критерием оценки личности в типологии Е . В . Кучинской. По ее мнению, конфликтные оценки себя и других ведут к асоциальным тенденциям у подростков . Отношение к своему противоправному поведению – основной признак типологии Бочкаревой, выделившей среди делинквентов «раскаивающихся», « колеблющихся » и « циников ». В работе Братуся и Лишина используется многомерная оценка, включающая наряду с параметром социально-педагогической запущенности аномалии психики : дети с психопатическими чертами характера ; дети с задержанным умственным развитием ; неправильно воспитанные дети. Приведенные данные показывают, что в отечественной научной традиции наибольшее развитие получил медико - психологический подход к исследованию аномалий личности подростка с противоправным поведением, в котором устанавливается связь между характером и выраженностью дисгармоничностных личностных черт и проблемами социальной адаптаци и несовершеннолетнего. Анализ отдельных индивидуально - психологических особенностей и изолированных мотивационных характеристик личности делинквентных подростков, выполненный в рамках общей, возрастной , педагогической , юридической психологии, часто дает неустойчивые, а подчас и противоречивые результаты. В качестве основания для классификаций личности несовершеннолетних правонарушителей в этих областях психологической науки чаще всего используется социальная ориентация ( социально - педагогическая запущенность ). В то же время одним из наиболее перспективных направлений в исследовании влияния социальных установок на совершение правонарушения представляется изучение целостной смысловой регуляции деятельности подростков с делинквентным и криминальным поведением . С нашей точки зрения , ключ к пониманию аномального развития лежит в анализе формирования личности как регулятора социальной деятельности . В свою очередь , такой анализ предполагает несколько стадий. Регуляция социальной деятельности субъекта представляет собой целостный системный процесс. Динамическая же система строится по двум основным принципам, координационному и иерархически - субординационному. Применительно к предмету нашего анализа это предполагает выделение • уровней организации деятельности • этапов процесса регуляции деятельности. Одним из центральных звеньев в системной модели регуляции противоправного поведения является личность подростка, характер ее развития в соотношении с возрастными нормами. Способность к сознательному руководству собственными действиями относится к числу основных критериев зрелости личности. Вывод о мере проявления этой способности при совершении правонарушения делался исходя из анализа взаимодействия личностных возможностей подростка и требований криминальной ситуации. Основным параметр - развитие, зрелость личности. В связи с этим - психологическое исследование личностно незрелых подростков с признаками органического инфантилизма. Вопросы экспертной оценки аномального личностного развития несовершеннолетних правонарушителей были особенно актуальны в связи с применением части 3 ст. 20 Уголовного кодекса РФ. Концепция саморазрушающего поведения у подростков, предложенная Личко и Поповым интегрирует на новых теоретических основаниях оба описанных выше теоретических направления. Развитие личности подростка и его нарушения входят в число основных категорий этой парадигмы. «Саморазрушающее поведение следует рассматривать не только и не столько как нанесение физического ущерба организму, но и как нарушение развития личности, трудновосполнимую утрату духовности нравственности , моральный дефект , приводящие, в конечном счете , к социальной дезадаптации и дисфункции личности». Уже первый вариант функциональной диагностики саморазрушающего поведения предполагал его разноплановую оценку и исключал обобщающий подход. В дальнейшем нами была разработана многоосевая классификация саморазрушающего поведения у подростков. Б.С.Братусь (1988). Психическое здоровье может рассматриваться на каждом из уровней и в их сочетании. Основная плоскость личности – нравственно-ценностная. Нормальное развитие – такое развитие, которое ведет человека к обретению им родовой человеческой сущности. Аномальное развитие – развитие, которое ведет человека к отъединению, отрыву от его всеобщей родовой сущности. Критерии аномального развития: · отношение к человеку как к средству, как к конечной, заранее определимой вещи · эгоцентризм и неспособность к самоотдаче и любви · причинно обусловленный, подчиняющийся внешним обстоятельства характер жизнедеятельности · отсутствие или слабая выраженность потребности в позитивной свободе – есть желание свободы от чего-то, но нет желания что-то сделать с этой свободой · неспособность к свободному волепроявлению, самопроектированию своего будущего · неверие в свои возможности · отсутствие или крайне слабая внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми или будущими поколениями · отсутствие стремления к обретению сквозного общего смысла своей жизни Уровни смысловой сферы личности: 1.нулевой уровень – прагматические, ситуационные смыслы (предметная логика достижения цели в данных конкретных условиях) 2.первый уровень – эгоцентрический уровень (ориентация на личную выгоду, удобство, престижность и т.д.) 3.второй уровень – группоцентрический (ориентация на группу, «свой» или «чужой») 4.третий уровень – просоциальный (общественная, общечеловеческая ориентация) Д.С.Ошевский: у группы нормы и у группы девиантных подростков представлены все три уровня, но у делинквентных подростков преобладает группоцентрический уровень. Клиническая парадигма С позиций отечественной психиатрии аномалии личности анализируются прежде всего в категориях психопатий. Психопатии (в настоящее время ставится диагноз «расстройство личности») – личностные аномалии, которым свойственна тотальность, константность и дезадаптивность (по Ганнушкину). Основной признак – нарушения эмоционально-волевой сферы, что выражается в несоответствии реагирования стимулам.
Этиология психопатий(Сухарева, Попов): 1.ядерные или конституциональные (наследственные) – нечувствительность к переживанию других, аномальные способы реагирования изначально заложенные 2.органические приобретенные – проблемы перинатального развития, травмы, полученные на ранних этапах развития, но могут быть в детско-подростковом и взрослом возрасте 3.(Кербиков, Гурьева, Гиндикин) «краевые» – приобретенные социально (например, истероидная психопатия (на Западе – театральное расстройство личности) – результат воспитания в условиях вседозволенности; тревожное расстройство личности, психастеническое расстройство личности – воспитание в условиях запугивания) Феноменология психопатий: · возбудимые и тормозимые (Кербиков, 1971) · стеничные и астеничные (Б.В.Шостакович, 1988) · гипо- и гиперстенические (Т.Б.Дмитриева, 1998) Аномалии личности в подростковом варианте: · психопатические (патохарактерологические) развития (Ковалев, 1979) · психогенные патологические формирования личности (Попов, 1987) · психогенные развития (под действием тяжелых стрессовых факторов) (Фелинская, Гурьева, Гиндикин) · психопатоподобные нарушения – нарушения, сходные с аномальными формами реагирования при других расстройствах (при органических заболевания, при шизофрении) · задержки развития личности, или психический (личностный) инфантилизм (Ковалев, 1985; Гурьева, 1998) В клинико-психологической систематике аномальное личностное развитие относится преимущественно к двум вариантам классификации : дисгармоническому и задержанному развитию (Лебединский) Стадии развития при патологических формированиях личности: 1.патохарактерологические реакции. Могут формироваться еще до наступления подросткового возраста (иногда даже в дошкольном возрасте, когда ребенок сторонится сверстников). Истерия как действенный инструмент влияния на родителей и получения желаемого 2.формирования ведущего синдрома 3.подростковый полиморфизм (даже бывшие замкнутые подростки могут выдавать реакции) 4.кристаллизация синдрома (по Ковалеву) Исследования аномалий личности у подростков с делинквентным поведением в медицинской психологии: · парадигма акцентуаций характера · парадигма копинг-поведения (совладающего поведения) o Сирота , Ялтонский - снижение активности, чувство вины и страха , в частности , страха быть отверженными значимыми людьми, чувство одиночества и неполноценности. Отмечается ущербность «морального Я», феномен двойной морали, заниженная неустойчивая самооценка o А.А. Реан - преобладание экстернального локуса контроля у делинквентных подростков. · парадигма саморазрушающего поведения (Личко, Попов) – синтез предыдущих двух. СП следует рассматривать не только и не столько как нанесение физического ущерба организму, но и как нарушение развития личности, трудновосполнимую утрату духовности, нравственности, моральный дефект, приводящие, в конечном счете, к социальной дезадаптации и дисфункции личности o Акцентуации характера у подростков выражают начальный уровень дисфункции личности. Среди различных видов СП у подростков выделяются типичные для каждого варианта акцентуации. o СП подростков может расцениваться как реализация псевдоадаптивных либо дезадаптивных копинг-стратегий В качестве синтеза психологического и клинического подходов может рассматриваться концепция акцентуаций характера А.Е.Личко. Акцентуации характера – крайние варианты нормы, при которых отдельные черты чрезмерно усилены. 11 вариантов акцентуаций – переходная форма между нормой и психопатиями:
Специфические для каждого вида акцентуаций неблагоприятные условия обусловливают легкость возникновения состояний дезадаптации у подростков, следствием которых может стать девиантное и делинквентное поведение. Наиболее подвержен делинквентности неустойчивый тип психопатии и акцентуации, который Личко в международной систематике соотносит с диссоциальным личн остным расстройством (делинквентность обнаруживалась в 76% случаев). Относительно высокая доля делинквентности наблюдалась также при эпилептоидном и истероидном типах акцентуаций (соответственно 61% и 52%), тогда как гипертимный тип отличается меньшими делинквентными тенденциями (36%).
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (598)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |