Использование данных психологического исследования в процессе подготовки пловцов
Как известно, в процессе обучения и тренировки происходит отбор спортсменов с преобладанием определенных особенностей психической деятельности, обеспечивающих наиболее адекватное приспособление к специфике избранного вида спорта. В плавании специфические условия спортивной деятельности также предъявляют особые требования, которые в силу своего природного происхождения могут служить надежным критерием отбора и ориентации по отдельным специализациям. Такими требованиями являются: а) достаточно высокий уровень силы нервных процессов (требование, обязательное для пловца-спринтера), обусловливающий способность выполнять работу с максимальными усилиями, но относительно непродолжительную по времени; б) высокая устойчивость к монотонии (требование, предъявляемое прежде всего к пловцу-стайеру). Высокие проявления данного свойства способствуют выполнению длительной по продолжительности работы монотонного характера; в) высокая лабильность нервной системы (требование, в равной мере предъявляемое как к спринтеру, так и к стайеру) - свойство, имеющее большое значение для проявления специфических качеств пловца. Исследования показали, что уровень спортивных достижений в плавании обусловлен определенным уровнем развития таких свойств, как сила нервной системы и ее устойчивость к монотонии. Последующая работа в этом направлении выявила определенные различия в уровне проявления этих свойств в зависимости от специализации в плавании. Так, пловцы-спринтеры характеризуются сильным и среднесильным типом нервной системы: значения критерия ХНК2 у них находятся в пределах от 1,022 до 1,095. В то же время устойчивость к монотонии у этих спортсменов находится на уровне нижнего предела средних значений. Пловцы-стайеры характеризуются высокой устойчивостью к монотонии. Следует учитывать динамические изменения свойств высшей нервной деятельности, которые происходят в процессе возрастного развития. Судя по данным исследований, наиболее "профессиональный" признак с точки зрения отбора и спортивной успешности - лабильность нервной системы. Характерно, что требования вида спорта являются единым для девочек и мальчиков. При исследовании личности спортсмена нужно исходить из того, что все черты, свойства, структурные элементы у человека находятся в единстве. Но, исходя из тех специфических требований, которые предъявляет спорт, особое внимание следует обращать на особенности темперамента и характера. Важное значение имеет и та сторона индивидуальности спортсмена, которая определяет мотивационную направленность личности, ее установку, или так называемую "внутреннюю позицию". Несмотря на то, что личность слагается на основе биологически обусловленных особенностей темперамента и обычно неосознанных механизмов формирования индивидуального характера, она полностью является продуктом социальной среды и раскрывается в процессе взаимодействия с ней. Вне конкретной ситуации личность не может раскрыться. В последнее время исследование личности стало особенно актуально. Если раньше в каждом виде спорта "естественный отбор" при приближении к высшим достижениям определялся в первую очередь соответствием особенностей телосложения, темперамента и характера специфическим требованиям вида спорта, то в настоящее время необходимо также максимальное психофизическое и личностное соответствие спортсмена всему комплексу чрезвычайно высоких требований. Современный спорт характеризуется не только конкуренцией целой группы примерно равных по физическому и техническому уровню спортсменов, но и огромной личной ответственностью спортсмена на фоне всевозрастающей значимости общественного значения спорта. Поэтому высшему уровню развития личности спортсмена свойственно преобладание идейных отношений - убеждений, сознания долга, общественных мотивов. Именно эти свойства личности при высоком уровне развития других становятся определяющими в спорте. Конкретное воплощение высших личностных особенностей спортсмена может выражаться в сознательном, целеустремленном принесении в жертву многих актуальных для рядового человека социальных ценностей ради спортивных достижений: ограничения в личной жизни, готовность к длительным, утомительным тренировкам, участие в соревнованиях и т.д. Такой фактор, как юный возраст спортсменов, занимающихся спортивным плаванием, создает дополнительные трудности при решении проблемы изучения личности. Прежде всего мы сталкиваемся с тем, что в возрасте 12-14 лет, когда уже идет отбор в юношеские сборные команды, формирование личности еще не закончено. В то же время тренера интересует уже на начальном этапе отбора личность мальчика или девочки, которые пришли заниматься плаванием, их потенциальные психологические возможности и способности к преодолению трудностей. "Психологическая сущность", т.е. личность, спортсмена тем более интересует тренера, готовящего пловца на уровне высших достижений. Коротко остановимся на путях применения в практике спортивного плавания получаемых результатов психодиагностических исследований личности: 1. После проведения психологических исследований тренер может более эффективно работать со спортсменами: для него не будет неожиданным поведение спортсмена на тренировке или в стрессовой ситуации соревнования. 2. Результаты тестирования личности могут быть использованы в индивидуальных беседах и консультациях для решения личностных проблем и сведения их к минимуму. 3. Спортсмен, знакомый с лежащими в основе тестирования принципами и понимающий значение полученных показателей, может глубже понять самого себя и в дальнейшем более адекватно корректировать свое поведение. Такое понимание делает более целенаправленной работу на тренировках, содействует повышению устойчивости эмоциональной адаптации, а в целом повышает уровень спортивных достижений. 4. Установление определенных различий в личностных профилях спортсменов в команде (или группе) способствует оптимизации их межличностных отношений и предотвращает возникновение нежелательных форм взаимодействия. 5. Полученные в результате тестирования сведения о личностных особенностях вместе с результатами тщательного анализа бесед, автобиографических данных или данных проективных тестов помогают выявить тех членов команды, состояние или эмоциональная адаптация которых требует особого внимания либо в данный момент, либо в ходе длительных тренировок или напряженных соревнований.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |