Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями
В методических комментариях к своему «Словарику синонимов и антонимов» М.Р. Львов отметил: «Если учитель и учащиеся имеют возможность постоянно использовать и другие словари - орфографические, толковые, орфоэпические, этимологические, - то лексический фрагмент урока русского языка может стать постоянным, ежеурочным. За последние 3-4 десятилетия учебная лексикография получила значительное развитие и внедрение в школьную практику»[7, 65]. В ближайшее время лексический фрагмент урока русского языка со словарями должен стать обязательным в любом классе, а работа с разными типами словарей должна превратиться в необходимость. Такая позиция определена «Требованиями к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих начальную школу» Примерной программы по русскому языку, которые ставят задачу научить младших школьников «сравнивать, различать словари, справочники», а также пользоваться ими [3, 73]. С учетом этой задачи все авторские программы в числе обязательных умений и навыков по русскому языку указывают работу со словарями, а в справочные аппараты учебников включают самые разные типы вспомогательных словариков. В большинстве учебников предлагаются упражнения, в которых есть задания для работы со словарями. Учебники по русскому языку Образовательной системы «Школа 2100» впервые в практике начальной школы использовали принцип градуальности: в учебнике для 3-го класса весь словник толкового словарика 1-й части повторялся наряду с новым во 2-й части. Широкие возможности для сравнения различных словарей, справочников предоставляет учебник «Школы 2100» по русскому языку для 4-го класса. Среди текстов упражнений в этом учебнике шесть являются выдержками из статей «Лингвистического словаря», семь - из «Энциклопедического словаря юного филолога». В упр. 113 и 115 предлагаются задания на сравнение словарных статей словарей синонимов, антонимов и толковых, приводятся образцы словарей названных типов. Все это предполагает методическую подготовку учителя к развитию у младших школьников умения пользоваться лингвистическими словарями. Прежде всего для этой системы необходимо определить перечень умений, которые являются составными действиями (операциями) сложного умения пользоваться словарями. I. Элементарные умения, базовые для умения пользоваться словарями: 1. Пользоваться вспомогательными словарями учебников. 2. Внимательно вчитываться в текст вступительной статьи. 3. Определять единицу описания по названию словаря. 4. Работать с алфавитным словоуказателем. 5. Составлять и запоминать план структуры словаря. 6. Составлять и запоминать план структуры словарной статьи. 7. Работать с условными знаками, символами, условными сокращениями. 8. Использовать при работе со словарями чтение-просмотр и чтение-поиск. II. Умения более сложного характера, базовые для умения пользоваться словарями: 1. Использовать при работе со словарями разные виды избирательного чтения. 2. Знать структурные элементы словаря. 3. Знать различные типы словарей. 4. Уметь сравнивать словари одного типа, находить сходство и отличия. 5. Пользоваться планами обобщенного характера в работе с разными словарями, в соответствии с ними готовить рассказ о словаре. 6. Овладеть умением работать с орфографическим словарем при организации самоконтроля и взаимопроверки творческой работы по развитию речи (изложения, сочинения). 7. Уметь работать с несколькими словарями в связи с редактированием текстов творческих работ по развитию речи (изложений, сочинений). III. Овладение умениями, обладающими свойствами широкого переноса: 1. Самостоятельно составить представление о структуре словаря. 2. Самостоятельно составить представление о каждом структурном элементе словаря. 3. Самостоятельно составить представление о структуре словарной статьи. 4. Самостоятельно составить представление об особенностях нового словаря. 5. Самостоятельно составить план обобщенного характера (алгоритмическое предписание) для использования вновь вводимых в учебный процесс лингвистических словарей. 6. Переносить умения пользоваться словарями русского языка на самостоятельную работу с энциклопедическими словарями по другим предметам. 7. Применять умение пользоваться словарями в работе по самообразованию. Над первыми двумя группами умений работаем в начальной школе, а третья группа — перспективная, этими умениями должен владеть учитель начальных классов, дети овладеют ими в средней школе. Эффективным средством в организации работы по развитию обобщенных учебных умений, к которым относится и умение пользоваться словарями, являются обобщенные планы деятельности. Они, как подтверждают исследования, позволяют учителю осуществлять самоконтроль за полнотой и логикой изложения соответствующего учебного материала и более объективный, целенаправленный контроль за усвоением знаний учащихся [4, 39]. Такими планами в ходе развития умения пользоваться словарями являются следующие: Что надо знать о словаре 1. Название словаря. 2. Автор, редактор словаря. 3. Издательство и год издания. 4. К какому типу относится словарь. 5. Каково назначение словаря (единица описания). 6. Расположение слов в словаре: алфавитное, гнездовое или тематическое. 7.Структура словаря: а) особенности вступительной статьи; б) приложения; в) особенности справочного аппарата. 8. Объем словника. 9. Как знакомиться с неизвестным или новым словарем (справочником). Что надо знать о словарях для начальной школы 1. Типы словарей. 2. Словари объяснительные (пояснительные) или словари-репертуары (словари-указатели). 3. Назначение и особенности универсальных словарей. 4. Назначение и особенности вспомогательных словарей. 5. Назначение и особенности лексикографических пособий для начальной школы. Что надо знать о словоуказателе словаря I. Назначение указателя. II. Устройство указателя. 1. Представление заголовочных слов после основного корпуса словаря: а) алфавитное; б) предметное (тематическое). 2. Представление слов, вошедших в словарные статьи: а) алфавитное; б) предметное (тематическое). 3. Фиксация определенных лексико-семантических групп слов. III. Словоуказатель перед разделом. IV. Словоуказатель на развороте страниц. Что надо знать о словарной статье словаря (лексикографического пособия) 1. Заголовок словарной статьи: а) слово или его часть; б) цепочки слов; в) фразарий. 2. Главная часть словарной статьи. 3. Дополнительные сведения словарной статьи: а) грамматическая характеристика; б) грамматические формы; в) произносительная норма; г) этимология. 4. Иллюстрации употребления в речи заголовочной единицы (единицы описания): а) цитаты из литературных источников; б) авторские речения. 5. Структура словарной статьи. 6. Особенности словарной статьи. Что надо знать об особенном языке словаря (лексикографического пособия) 1. Какие способы толкования (объяснения) приняты в словаре (лексикографическом пособии). 2. Грамматические и стилистические пометы. 3. Условные обозначения и сокращения. 4. Знаки и символы. 5. Способы обозначения многозначных слов. 6. Способы обозначения омонимов. 7. Способы обозначения фразеологизмов. 8. Преемственность и перспективность в освоении метаязыка словарей (лексикографических пособий) определенных типов. По мере овладения умением пользоваться словарями актуальной работой становится составление с учениками памяток «Как работать с "Орфографическим словариком"» и «Как работать со "Словариком синонимов"». Это помогает в организации работы по редактированию и самопроверке сочинений и изложений. Памятки составляются на основе работы со следующими текстами. «Орфографический словарик» и работа с ним» Чтобы выяснить, какие слова и орфограммы поможет проверить и правильно записать ваш «Орфографический словарик»,обратитесь к введению. Оно называется «Как пользоваться орфографическим словариком» или начинается обращением «Дорогой друг!». Основной текст «Орфографического словарика» - это слова от «А» до «Я». Как правило, в орфографических словариках имеются приложения: списки мужских и женских имен, названия месяцев, дней недели, городов, имена числительные; важнейшие правила правописания корней, приставок, окончаний основных частей речи. Орфографический словарик предупредит от ошибочного написания и произношения многих иноязычных слов. Слова в орфографическом словарике, как и в толковом, даны в .. форме и расположены по .алфавиту. Нельзя сразу сказать, где искать слово. В «ошибкоопасном месте» чаще всего две или три буквы «спорят» за право писаться в слове, например: в(а,/о)рона, б(а/о)рдюр. Это потому, что в русском языке в ударном слоге может появляться любой звук, а в безударных .... звукам [о] и [э] появляться запрещено. Нельзя писать на слух и ударные гласные звуки после, согласных звуков, например: щёлочь и трущоба, шёлк и шок произносятся одинаково, а пишутся с разными буквами. Итак, при работе с «Орфографическим словариком» действуют следующим образом: 1. Сначала определяют, какие буквы .пишутся. 2. Смотрят, какая из этих букв в алфавите стоит первой, а какая - второй. 3. Ведут поиск слова сначала с первой буквой, а затем со второй (если с первой буквой слова нет). 4. Узнают, какая буква «победила» в споре за право писаться в слове. Чтобы запомнить, как пишется слово, действуют так: 1. Читают слово орфографически (как оно записано). 2. Диктуют его себе орфографически по слогам и записывают. 3. Подчеркивают орфограмму(ы) в записанном слове. 4. Сравнивают свою запись с тем, как это слово записано в словаре. 5. Если находят ошибку(и), исправляют. Работа с « Толковым словариком» Сначала внимательно читают введение. Узнают о составе словаря, о частях словарной, статьи, о том, какие сведения можно уточнить по словарю. ...... слова размещены в словаре в строго определенном порядке, поэтому можно быстро найти нужное слово. Как принято в словарях,..... слово помещается в его ..... форме. В толковых словарях ..... сначала определяется как часть речи, а затем с помощью ..... сокращений представляется полная информация о наиболее трудных грамматических формах. В случае необходимости после .....слова помещены предупреждающие справки - сигналы об особенностях произношения ...... его употребления в языке. Знакомство с введением («Как устроен твой словарь», «Как пользоваться толковым словариком», «Об этом словарике» и т. п.) поможет извлекать разнообразные сведения о..... из..... статьи. Для более организованной работы со словарем можно изготовить небольшую книжную закладку, выписать на нее условные ..... и сокращения и пользоваться ею как памяткой. Из введения узнают об устройстве приложений, алфавитных списков (словниках) и указателей. Эта ознакомительная работа поможет быстро и легко получать необходимую информацию для точности употребления слов и развития чувства языка. Тогда нам удастся осуществить предостережение А.Н. Толстого: «Язык - орудие мышления. Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно»[18,107]. С вышеприведенными текстами выполняются такие задания: Прочитай. Вставь подходящие по смыслу слова. Раздели текст на части. Какие из абзацев текста необходимо поменять местами? Почему? Как это сделать с помощью цифровых обозначений? Составь на основе текста план - памятку для организации своей работы. Работа со «Словариком синонимов» Синонимические словари обогащают язык, а значит и мысль. Синонимы выполняют в речи три важные задачи: замещения, уточнения, оценивания. При помощи замещения мы избегаем однообразия речи. С помощью синонимов уточняем действия, признаки, вносим дополнительные смысловые оттенки. Используя синонимы, выражаем свое отношение к происходящему, оцениваем ситуацию, себя и собеседников. Обогащают нашу речь синонимами литературные высокохудожественные произведения и словари. Работа с синонимическими словарями должна активизироваться при подготовке к написанию сочинения. Определив тему и главную мысль сочинения, можно приступать к подготовительной работе. Она складывается из двух этапов: 1. Составление плана. 2. Языковая подготовка: а) определение важных, ключевых, опорных слов к ответам на вопросы плана; б) подбор тематических групп слов, соответствующих ключевым словам; в) определение и проверка орфограмм в ключевых словах и тематиче-сих группах слов с помощью орфографического словаря; г) определение с помощью словаря синонимов к опорным словам, а также подбор синонимов к словам основных тематических групп. Задание к этому тексту: Прочитай. Попробуй в группе с другими учениками подобрать примеры к утверждениям 2, 3, 4-го абзацев текста о замещающей, дополняющей и оцениващей функции синонимов. Можно использовать словарики синонимов [2]. Подчеркиваем, умения работать с текстом словарной статьи конкретного словаря или справочника являются сложными по составу, включают целый ряд умений, связанных с различными сторонами усвоения знаний о единице описания, которую представляет заголовочное слово того или иного словаря. системе обучения необходимо предусмотреть овладение содержательной и процессуальной сторонами каждого из действий, осознание их места и значения в системе действии по умению пользоваться словарями. Решению этой задачи служит специальный подбор упражнений, которые позволят учащимся самостоятельно определить учебную задачу, т.е. выделить умение (действие), над которым предстоит поработать. Учебники предлагают такие упражнения, и задача учителя - использовать их для работы на уроках.
Заключение В начальной школе лексикология изучается в узком значении этого термина, т. е. как словарная система языка. Однако в школьный курс лексики входят и некоторые сведения об устойчивых словосочетаниях и о словарях (толковом словаре, словаре иностранных слов, фразеологическом словаре). Лексика как раздел науки о языке в начальной школе изучают и в образовательно-познавательном аспекте (знакомство учащихся с лексической системой русского языка) и в нормативно-практическом (формирование у них умении применять разные лексические пласты в различных ситуациях общения, а также обогащение словарного запаса учащихся разными лексико-семантическими группами слов). Понятия «словарная работа» и «изучение лексики» не всегда достаточно четко различались. Не случайно с конца 40-х годов в словарную работу стали включать всякую работу со словом: выяснении его звукового состава, склонение и спряжение, составление предложений по опорным словам, дописывание слов, вставку данных слов в контекст и т. д., т. е. виды работ, которые, как правило, не предусматривали выяснения лексического значения и особенностей употребления слова в речи. Несмотря на то, что словарная работа и изучение лексики имеют один и тот же объект — слово, на занятиях по лексике слово изучается как единица лексической системы и задача обогащения словаря хотя и стоит, но не является ведущей, в то время как для словарной работы эта задача основная. Однако следует иметь в виду, что расширение словарного запаса учащихся происходит гораздо интенсивнее, если эта работа опирается на знания, приобретенные в процессе изучения лексики. В связи с этим, изучая лексику, необходимо учитывать указанное различие между методикой обучения лексике и методикой словарной работы, которая тесно связана с методикой лексики. Лексика, будучи самостоятельным разделом школьного курса русского языка, непосредственно связана с другими его разделами, и в частности с грамматикой. Ведь слова, обозначая явления объективной действительности и имея лексическое значение, в то же время относятся к тому или иному лексико-грамматическому разряду. Поэтому знание значений слов важно не только для расширения словаря, но и для усвоения морфологических и синтаксических понятий, поскольку каждая грамматическая категория представляет собой единство лексической и грамматической сторон. Работа над усвоением лексики формирует у школьников умения и навыки пользоваться различными словарями: толковым, словарем иностранных слов, словарем синонимов, фразеологическим словарем и др. Это имеет большое практическое значение. Литература 1. Архипова Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников: Автореферат докторской диссертации.— М.,1998. 2. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В. Бобровская// Начальная школа – 2002-№:6.- С.76- 80 3. Бобровская Г.В.Активизация словаря младших школьников/ Г.В.Бобровская // Начальная школа – 2003- № 4- С.47- 52. 4. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове).-М,1972-318с. 5. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. —М.,1956.- 392с. 6. Горбунова Н.Д. Работа с фразеологизмами./ Н.Д.Горбунова// Начальная школа плюс до и после .- 2003. -№3. – С.57-59. 7. Лаврова Н.М.Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями./ Н.М.Лаврова.// Начальная школа плюс до и после .- 2005. - № 5. – С.35- 40. 8. Левушкина О.Н. Закрепление лексики./О.Н. Левушкина // Начальная школа.- 2001 - №5 – С.47- 52. 9. Лёвушкина О.Н. Развитие лингвистического мышления младших школьников с помощью элементов этимологического анализа // Преподаватель. — 1999. — № 2-3. — С. 45-52; 10. Ломакович С.В., Тилитенко Л.И. Русский язык: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). В 2-х ч. — Ч. 2 - М.: Вита, 2004. -200с. 11. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. - М.: Вентана-Граф, 1997.- 201с. 12. Лук А. Н. Память и кибернетика.- М., 1966.- 280с. 13. Оконь В. Основы проблемного обучения.: М., 1968 - 168с. 14. Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка .- М.:Просвещение, 1979.- 144с. 15. Психология. Учебное пособие для пединститутов. / Под ред. А.Г. Ковалева., Степанова А. А., Шабалина С. Н..- М., 1966- 184с. 16. Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах/ Под ред. Д.Н.Богоявленского, Н.А.Менчинской.- М., 1962. -213с. 17. Применение знаний в учебной практике школьников./ Под ред.Н.А. Менчинской- . М., 1961- с202с. 18. Русский язык в начальных классах : Теория и практика обучения./ М.С.Соловейчик, П.С.Жедек, Н.Н.Светловская.- М.: Просвещение, 1993.- 383с. 19. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики ,правописания и развития речи./Т.П. Сальникова.- Воронеж.: НПО «МОДЭК»,1996.- 320с. 20. Стрекозин В.П.Актуальные проблемы начального обучения/ В.П.Стрекозин.- М.: Просвещение, 1976- 192с. 21. Учусь различать слова и их значения: Словарик многозначных слов, тематических групп слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов: Учеб. пос. для учащихся начальной школы. - М.: Дрофа, 2003.-152с. 22. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу / Н.Ф. Виноградова и др. - М.: Дрофа, 2000- 201с.. 23. Усова А.В., Завьялов В.В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике. — М.: Просвещение, 1984.- 153с. 24. Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка.- . М.: Просвещение, 1972, 344с.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (559)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |