Романовская игрушка в современности
Введение Особое место среди изделий из глины занимают игрушки. Глиняные игрушки на Руси известны с глубокой древности (самые ранние игрушки в Х-ХI вв. были найдены на территории древних русских городов - Киева, Новгорода, Москвы, Коломны, Радонежа), когда наши далёкие предки поклонялись языческим богам. Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества. Выполняя реферат, я узнала много полезного и интересного о народном промысле моих земляков – мастеров, изготовляющих чудесные игрушки. Я поняла, что секрет любого мастерства – это, прежде всего терпение и трудолюбие. А ведь настоящее мастерство не всем удается. Цель данной работы — формирование представления об игрушках и их мастерах. Задачи: 1) Изучить информацию о возникновении Романовской игрушки; 2) Проанализировать полученный материал; 3) Рассказать о мастерах, создающих игрушки.
Содержание
История возникновения. В с. Романово (близ Липецка) на берегу реки Воронеж родилась романовская игрушка. По историческим сведениям в XVI веке близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке город был преобразован в село Романово (ныне Ленино). Местность была богата залежами разнообразной глины (белой, чёрной, красной и жёлтой), которая использовалась для изготовления посуды: горшков, крынок, мисок, ложек и др. Романовская посуда ценилась: ее охотно покупали в городе и окрестных деревнях, торговали ею на базарах и ярмарках в селе Боринское или уездном городе Липецке. Для души мастера лепили и глиняные игрушки, в основном со свистками - свистульки (наиболее ранние датируются концом ХIХ века). Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими». Для их изготовления использовали чёрную глину - наиболее прочную и послушную в руках. Обжигали игрушки в горнах.
Романовский сюжет Для романовской игрушки характерен интерес к жанровым композициям и, если композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях, то есть сюжет, который принадлежит только романовской игрушке - запряжка в один конь. Это самая раритетная композиция. В типичных сюжетах русского народного искусства катанье в санях отображает праздничные гуляния, а в романовской - военный с дамой и сани с запряжкой в один конь. Фигурки соединены в композицию на узком длинном основании, сама форма которого напоминает полозья и символизирует быстрый бег саней. Впечатление лёгкости создает и красивый цвет бледно-жёлтой поливы. Композиция лаконична и проста по исполнению. С помощью налепов, дырочек, насечек, защипов и элементов гравировки мастерами переданы необходимые детали лиц, одежды и причудливых головных уборов. Мастера по традиции изображали людей в анфас, а зверей - в профиль: конь красив по силуэту; седоки же в санях явно рассчитаны на фронтальную точку зрения (Рисунок 1). Романовская игрушка имеет цвет солнца, просвечивающего сквозь осенние листья, и оттого создаётся впечатление лёгкости, «глиняная» тяжеловесность уравновешена мягкостью и округлостью объёмов, нарядным декором и раскраски в два-три цвета. Интересен образ птиц и животных в игрушках. Особенность их декора - ритмичный орнамент из глубоких, как бы рубленых борозд, ложащийся то поперечными штрихами на большие рога коровы, то косыми полосками на бороду козла. Фантастическое зрелище - липецкие глиняные птицы. Они совершенно непохожи на скромные свистульки, театрально богаты в своих нарядах и пышном оперении, которое полукружьями расстилается по земле. Зачастую значительны по размерам: их длинное туловище лежит на земле, опираясь спереди на две короткие толстые ноги, а массивная шея несёт небольшую голову, иногда увенчанную высоким гребнем у курицы или украшенную челкой у утки. Традиционный образ Берегини (Рисунок 2) в романовской игрушке наделен чертами местного колорита: женская фигура - романушка одета в народный романовский костюм: красная кофта, яркая юбка, пестрые разноцветные атласные ленты, ряды блестящих бус. В Липецке сохранилось выражение «как романушка», то есть безвкусно, пёстро одета. Среди «романушек» есть традиционный силуэт Сирина - птицы счастья (Рисунок 3). Образ Сирина восходит к древнегреческим сиренам, полуптица-полуженщина, которая зачаровывает людей своим пением. По славянской мифологии, чудесная птица является лишь счастливым людям, и только они могут услышать её прекрасное пение. Еще среди «романушек» ещё множество разнообразных образов: царственные индюки, петухи с гребнем-полусолнцем, быки с тонкими полосками «инея», утки с целым ожерельем утят, танцующие медведи, всадники-«казаки» и другие сюжетные сценки. В романовской игрушке насчитывается всего более сорока сюжетов: от самого простого свисточка - летящего жаворонка, до композиции - тройки. Часто мастера лепили романовские образы домашних животных: уток, коров, баранов и коз.
Романовская игрушка в современности На московской IX Всероссийской выставке народных художественных промыслов России «Ладья-2010» игрушка покорила своим изяществом и певческим голосом Москву и нашла своих почитателей. Мастера «Дома романовской игрушки» представили огромных размеров изделия из глины - «Романушку», «Петуха» и «Индюка». Все работы были заявлены в книгу рекордов Гиннеса. На Родине игрушки проходят традиционные фестивали романушки. Романовская игрушка пользуется неизменной популярностью как в России, так и за рубежом.
Список используемой литературы https://ru.wikipedia.org/wiki/Романовская_игрушка https://ru.russianarts.online/crafts/128427-romanovskaya-glinyanaya-igrushka/ http://lounb.ru/kray/kultura/romanovskaya-igrushka
Приложение
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |