IV.5.7. Требования к уроку с позиций здоровьесбережения
1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д. 2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4 - 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий. 3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут. Комментарии здесь аналогичные. 4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех. 5. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут. 6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки). 7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения. 8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы). 9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. 10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможны последствиях выбора поведения и т.д. 11. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. 12. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками ( комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный - недостаточный); между учениками (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, заинтересованность - безразличие, активность - пассивность). 13. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п. В конце урока обратить внимание на следующее. 4. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75 - 80%. 15. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения. 16. Темп окончания урока: - быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания; - спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются. - задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене). Заключение Наше исследование было направлено на изучение психосоматического и физического развития детей, обучающихся в 1-х классах. В результате исследования были определены следующие тенденции: 1. Комплекс школа – детский сад создаёт возможность для успешной адаптации учащихся к школе, так как происходит плавный переход от игровой к учебной деятельности, подтверждением чего являются показатели АСО в нашем исследовании. 2. Введение в учебный план 1А класса трёх уроков физической культуры, урока ритмики, использование активного двигательного режима учащихся, использование элементов оздоровительной системы В.Ф.Базарного способствует повышению уровня физической подготовленности учащихся, быстрому развитию выносливости, скоростно-силовых возможностей учащихся. Физическое развитие идёт относительно равномерно. 3. Оценка состояния осанки детей показала, что осанка детей 7 лет чрезвычайно чувствительна и подвержена влиянию широкого спектра гигиенических факторов, в том числе комплекса факторов школьной среды. Это необходимо принимать во внимание и неустанно заботиться о правильной позе, осанке, походке учащихся. 4. Сопоставление суммарных показателей соматического развития учащихся 1-х классов не выявило снижения росто-весовых показателей в начале и конце учебного года. Судя по показателям весоростового индекса, не отмечено дефицита массы тела, а, следовательно, можно говорить об отсутствии загрязнения окружающей среды и других стрессорных факторов, которые могли бы привести к отставанию физического развития. 5. САД и ДАД, как и ЧСС, показатели МПК указывают на увеличение ударного объёма сердца и резервных объёмов дыхания. Это приводит к тому, что максимальный уровень активности функций практически не снижается. Снижение частоты сокращения сердца и дыхания в покое соответствует возрастным закономерностям этого возраста и определяет, с одной стороны, более экономный режим функционирования, а с другой – расширение функционального диапазона, в котором может поддерживаться активность тех или иных функций. 6. Приведённые данные явственно отражают зависимость психосоматического развития детей от организации учебно-воспитательного процесса, позволяют относительно объективно оценить педагогические новации, введённые в учебные планы, что даёт нам право рекомендовать их для внедрения в практику общеобразовательной школы. Список литературы 1. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. М.; Просвещение, 1987. 2. Антропова М.В. Физиолого-гигиеническое изучение учебной нагрузки учащихся 7 классов в условиях обучения по усовершенствованным программам: Сборник научных трудов /ред. кол.: В.И.Козлов и М.В.Антропова. М., изд. АПН СССР, 1984. – 148с. 3. Антропова М.В. Работоспособность учащихся в процессе учебной и трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1968. 4. Антропова М.В. Изучение общей умственной работоспособности школьников в возрастном аспекте. //В кн.: Методы исследования функций организма в онтогенезе. М.,: Просвещение, 1975. 5. Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников, М.: Педагогика, 1975. 6. Андрюлис Э.К., Прошкувене Р.Т. Умственная работоспособность школьников в зависимости от общего уровня физического развития // Новые исследования в СССР М.; 1986, № 2. 7. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья. // В кн.: Функциональные особенности сердца при физических нагрузках в возрастном аспекте. – Ставрополь, 1977. – с 33. 8. Байдалов Н.Р., Копосова Т.С., Гендитная Л.В., Кононюк Н.Н. Методы оценки физического развития в комплексной оценке состояния здоровья школьников. Ленинград, 1987. – 30с. 9. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. 2-е изд., перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 208с. 10. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1975. т – 19. с.63 – 64, т – 25. с.415 – 416. 11. Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. / Под ред. И.И. Брехмана. СПБ.: Наука, 1993, 269с. 12. Гаркави Л.Х., Свакина Е.Б. Адаптационные реакции и резистентность организма. Р-н-Д .: ун-та, 1977, 120с. 13. Глушкова Е.К. и др. Динамика работоспособности и функционального состояния организма учащихся среднего возраста при обучении в современной школе. М.: Просвещение, 1974. 14. Губарева Л.И. Контрольные и курсовые работы по физиологии человека и животных. Ставрополь: СГПУ,1994, 83с. 15. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1991, с. 324 – 341. 16. Дичев Р.Р., Гасаров К.Е. Проблема адаптации и здоровье человека. М.: Медицина 1976. 17. Зубкова В.М. Изменение функционального состояния организма учащихся в течение учебного дня и учебной недели. // В кн.: Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. М.: 1975. 18. Карпенко А.Н. Краткий психологический словарь /В.А. Петровский, М.Г. Ярошевский. М.: Политиздат, 1985, с. 204, 361. 19. Казначеев В.П., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения. Л.: Медицина, 1980, с. 226. 20. Криворучко Т.С. Динамика показателей функционального состояния организма учащихся с 1 по 8 класс. // В кн.: Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания. М.: Просвещение. 1977. 21. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма: (основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опорно-двигательный аппарат). Учебник для студентов пединститутов по специальности № 2110. «Педагогика и психология (дошк.)» 2 – е изд., перераб. М.: Просвещение, 1986, с. 184 – 187. 22. Лисицын Ю.П., Шуткин А.И., Матюшин И.Ф. Медицина и гуманизм. М.: Медицина, 1984, с. 6 – 9. 23. Материалы VII Всероссийского симпозиума «Эколого – физиологические проблемы адаптации». (26 – 28 апреля 1994 года) М.: 1994,с. 390. 24. Панова Н.А., Пачева Т.В., Филеши П.А. Возрастно-половые особенности физического развития и функционального состояния сердца у школьников г. Ставрополя. // Из кн.: Функциональные особенности сердца при физических нагрузках в возрастном аспекте. Ставрополь. 1977, с. 146. 25. Панин Л.Е. Энергетические аспекты адаптации. Л.: Медицина, 1978, с. 191. 26. Петленко В.П. Основные методологические проблемы теории медицины. Л.: Медицина, 1982, с. 73. 27. Полис А.Ф. Эмоциональное и норма поведения личности. // Вопросы философии., 1984 № 5//. 28. Пратусевич Ю.М. Умственное утомление школьников. М.: Просвещение, 1964, с. 230. 29. Симонов В.П. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987, с. 237. 30. Статистическая обработка результатов исследования (Методологические указания к практикуму по физиологии человека и животных. Часть III. Ставрополь: СГПИ, 1990, с. 20 – 25. 31. Тупицин И.О. Показатели АД у учащихся 7-х классов в разные дни учебной нагрузки на протяжении года // Физиолого-гигиеническое изучение учебной нагрузки учащихся 7-х классов в условиях обучения по усовершенствованным программам. М.: 1984. 32. Физиология человека (Г.И. Косицкий. 3 – е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1985, с. 495 – 497). 33. Хрипкова А.Г., Антропова М.В. Физиологические аспекты учебной нагрузки учащихся в режиме дня. // Советская педагогика, 1980 № 10., с. 10 – 18 34. Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Экология человека в системе медицинского знания. // Вопросы философии. 1980г. № 8: с. 73 – 76 35. Цицишвили Р.В. К вопросу о нормировании режима сна школьников. // Режим дня детей и подростков. М.: 1959. 36. Чайченко Г.М. Основы физиологии ВНД. Киев: изд-во при Киев. ун-те, 1987 – с. 176. 37. Шапошникова В.И. Биоритмы – часы здоровья. М.: Советский спорт, 1991, с. 63. 38. Экхольм Э. Окружающая среда и здоровье человека. Перевод М.А. Богусловский. М.: Прогресс, 1980, с. 234. 39. Новокатикян А.О., Крыжановская В.В. Возрастная работоспособность лиц умственного труда. Киев, 1979. 40. Филеши П.А., Сивакова Н.Н. Исследование АП системы кровообращения. (Методические рекомендации). Ставрополь, 1997. Приложения Приложение № Оценка школьной мотивации учащихся младших классов Расскажи о школе (анкета для учащихся 1 класса, заполняется родителями по ответам ребёнка)
3 балла – первый ответ; 1 балл – второй ответ; 0 баллов – третий ответ. Приложение 2 Школьные мотивации учащихся 1-х классов Ладбалковской средней общеобразовательной школы приложение 3 КАРТА ОБСЛЕДУЕМОГО
Фамилия________________________________ Имя_________________________ Дата рождения_______________ Месторождения___________________________ Национальность________________ Отец_____________ Мать_________________ Адрес школы___________________________ класс__________________________ Домашний адрес_______________________________________________________ Дата обследования_______________ полных лет____________________________ Заболевания___________________________________________________________ Кол-во пропущенных дней по причине болезни______ группа здоровья________
Антропометрические данные:
Длина тела______________ Масса тела____________ Длина туловища__________ Длина плеча____________ Длина ноги____________ Ширина плеч_____________ Окружность плеча_______ Плечевая дуга_________ Ширина таза______________ Окружность бедра_______ ОКГ: в покое_____ на вдохе_____ на выдохе________ Экскурсия грудной клетки_______________________________________________ Тип конституции_______________________________________________________ Весо-ростовой индекс_____________ Росто-весовой индекс___________________ Уровень физического развития___________________________________________ Грудино-лопаточный тест______________ Грудино-плечевой тест_____________ Состояние осанки_______________________________________________________ Состояние зрительного аппарата__________________________________________ Время бега на дистанции 30м/с_________ Челночный бег 3*10м/с______________ Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, кол-во раз__________________________ Метание набивного мяча весом 1кг из исходного положения сед ноги врозь, см__ Подъём в сед из положения лёжа, кол-во раз________________________________ Наклон вперёд из положения сидя (гибкость), см______ Бег на 1000м, м/с_______ Артериальное давление в покое: САД_________ ДАД______ ПД_______________ ЧСС в покое____________________________________________________________ Артериальное давление после ортопробы: САД_______ ДАД______ ПД_________ ЧСС после ортопробы___________________________________________________ Проба Мартинэ__________________ Проба Штанге__________________________ Величина АП____________________ Величина КЗ___________________________ Тест МПК: ЧСС до нагрузки________ ЧСС после____________________________ Величина МПК_____________________ МПК/кг_____________________________ Уровень тревожности_____________ Адекватность самооценки (АСО)__________ Оценка школьной мотивации_____________________________________________ Длительность индивидуальной минуты_____________________________________ Состояние артериального давления и возраста (индекс А)
Значение «САД + возраст» берется с приближением до 2 единиц.
Нормальная масса тела (НМ), девочки 6-17 лет
Нормальная масса тела (мальчики 6-17 лет)
Соотношение массы тела и роста с частотой пульса (индекс Б)
(0.011 сек.) |